фронтальное занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Представлены методы звукослогового анализа и синтеза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествие по стране правильной речи»

Цель: знакомство с новой буквой и новым звуком, уточнение произнесения, развитие фонематического слуха на материале изучаемого звука, выделение его из слов, предложений, формирование навыков анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, пространственного восприятия.

Оборудование: костюмы Слыша, Буковки, Ивана-царевича, макет лодки, вёсел, игрушка-воробей, телевизор с видеопроигрывателем, мультфильм про Винни-Пуха, рубашка Царя, схема слова в виде цветных кружочков с изображением буквы на обратной стороне, мольберт с листом в клеточку, карандаш большой, карандаши и тетради по количеству детей, валенки, вафли, ватрушки, варенье.

Ход занятия

Оргмомент и сообщение темы:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком (а вы внимательно слушайте и догадайтесь, что это за звук: он будет часто звучать в моём рассказе) и встретимся с нашими любимыми героями. А вот и они. Кто это, дети? (Слыш и Буковка!).

Однажды, в стране правильной речи с нашими друзьями случилась такая история.

Слыш и Буковка сидели дома и услышали объявление по радио: «Внимание, внимание! Сейчас над городом будет пролетать стая воздушных драконов! Просьба не выходить из дома. В это время предлагаем вам посмотреть мультфильм про Винни-Пуха!». Друзья услышали как на улице поднялся сильный ветер, но не испугались, а включили телевизор и стали смотреть.

А теперь, кто внимательно слушал, скажите, какой звук чаще повторялся в моём рассказе? («В»!). Какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим? Наденем наушники или колокольчик? Поместим его в звуковой замок вместе с изученными буквами.

Тем временем закончился мультик и утих ветер, поднятый воздушными драконами. И вдруг …

Иван царевич: «Тук-тук-тук. Это я Иван-царевич, прилетел на драконах в надежде что вы мне поможете разгадать загадки и выполнить задания Батюшки-царя.»

Ведущая: «Так вот почему ты так встревожен и невесел, буйну голову повесил. Ну да это не беда. Ты обратился как раз по адресу. В нашей стране правильной речи живут самые умные ребятишки. Ну что, будем выручать Ивана-царевича? (Да!)».

Иван царевич: «Батюшка мой издал указ, где приказывает явиться к нему с чудо-лакомствами, да чтоб все были на букву В».

Ведущая: «Ребята, а что за булочку с творогом можно испечь? (ватрушку). А ещё какое кондитерское изделие нам часто дают на завтрак? (вафли). А с чем мы любим пить чай? С вишневым, сливовым … (вареньем)».

Иван царевич: «Второе задание моего батюшки состоит в том, чтобы украсить его рубашку узором дивным. Да вот забыл я как это действие назвать, то ли «ушить», то ли «подшить».

Ведущая: «Буковка может ты знаешь, чем можно украсить рубашку? (Вышивкой, вышить узор.)».

Иван царевич: «И то правда! Но тут еще одна загадка. Прислал Батюшка приглашение на царский обед, но оно какое-то чудное, зашифрованное.»

Ведущая: «Да тут ведь в виде звуковой схемы указан день недели. Кроме того, известна первая буква. (Дети, анализируя схему, должны отгадать название дня недели «Вторник»).

Иван царевич: «Вот молодцы, ребята. Спасибо вам. Мне пора возвращаться. Но драконы улетели, на чем же я выдвинусь отсюда?»

Ведущая: «Мы знаем, что в твоем славном городе есть самая великая река на Руси (Волга). Поэтому дадим тебе в обратную дорогу водное средство передвижения. Это волшебная лодка с … (веслами). А на дорожку сядь, отдохни. А наши дети засиделись, пора бы им и поразмяться. Поиграем? Выходите!»

Физминутка (проводит Слыш)

(Дети идут по кругу, загибая пальчики;

ведущий с закрытыми глазами указывает пальцем на детей,

кто попадет под название «орлан», тот догоняет остальных)

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей;

Эта птичка – совушка, сонная головушка;

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель;

Эта птичка – злой орлан, птички, птички, по домам.

Ведущая: «А название какой птицы начиналось на звук В? (Воробей!). Волшебного воробья мы и подарим Ивану-царевичу. Он будет вести его, показывая дорогу и весело чирикать. В добрый путь, Иван-царевич!»

А Слыш сочинил стих про букву В, чтобы вы могли лучше запомнить её:

«В букве В как будто вата

Потому и толстовата!»

 Буковка в это время готовят новое задание: она нарисовала волшебным карандашом букву и волшебного воробья, а мы попробуем в своих тетрадках сделать то же самое.

Дети выполняют с комментариями и помощью педагога-ведущей.

Итог

Иван царевич: «Здравствуйте еще раз! Я пришел поблагодарить вас за помощь и принес гостинцы, которые приготовила Царевна-лягушка для вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".

Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под...

Фронтальное занятие по обучению грамоте

План – конспект непосредственно-образовательнойдеятельности с дощкольниками подготовительной группы(с использованием компьютерных технологий)Тема «Буква Л»Тематическая неделя «Чудеса, фокусы, эксперим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы на тему: "Звук и буква З"....