Конспект НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Часы. Как узнать время».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ахматгалеева Эльза Фатхулисламовна

Конспект НОД

по образовательной области «Познание».

Формирование элементарных математических представлений

в подготовительной группе «Ромашка» №3.

Тема: «Часы. Как узнать время».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._tema_chasy._kak_uznat_vremya.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект НОД

по образовательной области «Познание».

Формирование элементарных математических представлений

в подготовительной группе «Ромашка» №3.

Тема: «Часы. Как узнать время».

Воспитатель: Ахматгалеева Э.Ф.

Сургут

2014


Цель: Формирование представлений о часах, времени.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Знакомство детей с часами и их видами, назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).
  • Учить работать с моделями картонных часов.
  • Учить детей определять время по часам с точностью до часа.
  • Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.
  • Распознавать геометрические фигуры и ориентироваться на поверхности листа.
  • Упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу в пределах 10.

Коррекционно-развивающие

  • Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач, развивать слуховое и зрительное внимание, речь, память.
  • Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними.
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

  • образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Часы»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений;
  • образовательная область «Познание»: закреплять умение считать, в пределах 12; правильно уметь отвечать на вопрос, который час.
  • образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;
  • образовательная область «Безопасность»: формировать умение самостоятельного поведения в повседневной жизни на основе правил.
  • образовательная область «Здоровье»: развивать чувства времени, умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
  • образовательная область «Физическая культура»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
  • Образовательные технологии; игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод проектов.

Методы и приёмы: использование дидактических пособий, вопросы к детям, наглядные материалы, приём припоминания, физкультминутка.

Словарь: корпус, циферблат, заводная головка, минутная стрелка, часовая стрелка, песочные часы, водяные, напольные, настенные.

Оборудование: мини-музей - по теме «часы», макеты часов, карандаши, иллюстрации часов геометрической формы, белые листы А4, песочные часы, мяч, бубен.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, загадок, потешек, считалок по теме «Часы», физ. минуток.

Дидактические игры «Который час», «Режим дня»; «Всё о времени». «Рассматривание альбомов, фотографий; «Часы», «Виды часов».

Список литературы: Чтение: Е.Шварц. «Потерянное время», сказок «Петушок», «Часы с боем». Анофриев. «Тик-так», Берестов. «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. С. Баруздин; И.Мирошникова. «Песочные часы», «Стихи про часы и о времени». Т.Вишнякова. «Часы-будильник»; О.Шалимова «Солнечные часы»; К.Абосимов «Часы бывают разными»; В.Приходько «Часы».

Этапы

Ход

Предполагаемые ответы детей

I. Вводная часть.

Орг. момент.

II. Основная часть.

1.Словесная игра «Продолжи предложение»

2. Игровое упражнение «Найди и обведи»

3.Игра «Поставь правильно время на часах».

(модели часов по количеству детей)

Физкультминутка

(2 раза)

 

4. Игра опыт «Молчанка»

5.Подвижная игра

«Ходят стрелочки по кругу».

6. Задание с геометрическими по форме часами.

7. Игра «Назови скорей» (с мячом)

III Заключительная часть.

Чтение стихотворения «Часы-часики».

Рефлексия:

(звучит медленная музыка)

- Ребята, в нашем городе много разных музеев, театров, интересных мест. Вы с родителями наверно посещаете их. Какие вы знаешь музеи в нашем городе?

Правильно, в нашем городе есть ещё ребята и Историко-культурный центр «Старый Сургут».

Сегодня я, приглашаю вас, в наш с вами мини музей, музей часов.

-Мы день не спим,
- Мы ночь не спим,
-И день и ночь
-Стучим, стучим.
-Что это?
-Что такое часы, как вы думаете?  

- Для чего человеку нужны часы?

- Правильно ребята.

- Посмотрите ребята, тут много разных часов.

- Вот часы висят на стене, значит они?

- А эти стоят на столе, значит они?

- Эти часы, человек носит на руке, они?

- Есть часы, которые стоят на полу, они?

- А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане они?

- В этих часах отмеряет время вода, они?

- Это часы, по которым можно узнать время, если следить за цветами, они?

- А эти часы точные!

В них песчинки текут

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись,

В колбочке из стекла

Так и минута прошла.

Какие это часы?

- Хорошо, молодцы.

-Ребята, давайте пройдём за стол. И повторим правило сидения за столом:
- Руки у нас (на столе).

- Спина у нас (прямая).

- Ноги нам (не мешают).

- Перед работой давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

- А что нарисовано на циферблате?

- Кто знает, а что обозначают цифры?

- Как называются стрелки, показывающие время?

Правильно, на всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время. Короткая стрелка (часовая) движется медленно, а длинная (минутная) проходит путь по циферблату гораздо быстрее.

-Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

- Куда смотрит минутная стрелка?

- Куда показывает часовая стрелка?

- Перед вами ребята карточки, внимательно рассмотрите, какое время указано на часах.

- А теперь задание:

-Где расположены часы, которые показывают 12 часов?

- Обведите эти часы, красным карандашом.

- Какое время показывают часы слева?

- Обведите, синим карандашом.

- Какое время показывают часы справа? Пожалуйста, обведите зелёным карандашом.

- Молодцы.

- Ребята, я сейчас прочту вам шуточное стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

-Кот Антипка жил у нас,

- Он вставал с лежанки в час,

- В два на кухне ел сосиски,

- В три - сметану ел из миски,

- Он в четыре умывался,

- В пять по коврику катался,

- В шесть тащил сельдей из кадки,

- В семь играл с мышами в прядки,

- В восемь - хитро щурил глазки,

- В девять - ел и слушал сказки,

- В десять - шел к лежанке спать,

- Потому что в час вставать.

- А сейчас ребята поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения.

- «В два на кухне ел сосиски».

- «В семь играл с мышами в прятки».

- «В восемь хитро щурил глазки».

- «В десять - шел к лежанке спать».

- А кто помнит, сколько было времени, когда кот ел сметану?

- Сколько было времени на часах, когда кот тащил сельдей из кадки?

- Хорошо, молодцы!

- А сейчас ребята, сделаем физкульминутку.

- 1, 2 – все вставайте

- 3, 4 – приседайте

- 5, 6 – повернитесь

- 7, 8 – улыбнитесь

- 9, 10 – не зевайте и сначала начинайте.

- Хорошо, молодцы. Продолжим дальше.

- Ребята, а хотите, мы проведём опыт?

- Как вы считаете 1 мин – это много или мало времени?

- Давайте проверим. Я предлагаю вам сделать упражнение ровно 1 минуту.

- Даня будет следить за временем, как только последняя песчинка песочных часов упадёт, подай нам сигнал «Стоп игра».

- Итак, начали: Один, два, три…

- Тик-так, тик-так

-Все часы идут вот так,

- Тик-так, тик-так

- Смотри скорей, который час:

- Тик-так, тик-так,

- Налево раз, направо раз,

- Мы тоже можем так,

- Тик-так, тик-так,

-Чтоб совсем проснуться, нужно потянуться!

-Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись,

- Спину тоже разминаем,

- Взад-вперёд её сгибаем,

- Поворот за поворотом,

-То к окну, а то к стене,

- Выполняем упражненье,

- Чтобы отдых дать спине,

- Отдохнули мы чудесно,

- И пора нам сесть на место.

- Ну как, долго мы играли?

- А теперь предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

- Как вы считаете, когда прошло время быстрее, когда мы были заняты делом, или просто сидели и молчали?

- Правильно, когда мы были заняты делом, время прошло быстро, незаметно, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.

- Поэтому люди и придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

- А вам в детском саду скучно?

- Хорошо, молодцы ребята.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят стрелочки по кругу».

- Давайте мы пройдём все к ковру.  Встанем в круг возле карточек, и вместе со мной, произносим слова.

- Мы – часы, наш точен ход.

- Водят стрелки хоровод.

- Ходят стрелочки по кругу.

- И хотят догнать друг друга
- Стрелки, стрелки не спешите,

- Вы нам время подскажите!

- Пять часов!

- Девять часов!

- Одиннадцать часов!

- Молодцы!

- Давайте пройдём за столы и продолжим.

- Ребята, скажите, какой геометрической формы могут быть часы?

- Правильно.

- У вас на столах лежат разные часы. Вам нужно разложить на листе часы в определённом порядке.

-Поместите часы треугольной формы в правый верхний угол.

-Часы круглой формы в центр листа.  

-Часы овальной формы в левый нижний угол.

-Поместите часы прямоугольной формы в правый нижний угол.  

-Часы квадратной формы в левый верхний угол.

- Максим, где находятся часы овальной формы?

- Даня, какие часы расположили в правом нижнем углу?

- Леша, где находятся часы треугольной формы?

-Гриша, какой формы часы в центре листа?

- Женя, какие часы в левом верхнем углу?

-  Молодцы.

- Ребята, пройдём все к ковру, и встанем в круг.

- Следующая игра называется «Назови скорей». Я называю время и бросаю вам мяч, а вы называете на один час больше, и бросаете мяч мне обратно.

- Итак, внимание.

-5 часов,

-2 часа,

-4часа,

- 3 часа,

- 7 часов.

- А теперь я бросаю вам мяч, и называю время на один час меньше.

- 10 часов,

- 9 часов,

- 2 часа,

- 7 часов,

- 6 часов.

- Молодцы, справились и с этим заданием.

- Ребята, давайте вспомним и расскажем, какие мы знаем замечательные стихи про часы. Выйди Даня, расскажи нам своё стихотворение.

1.Ребенок. (Данияр).

- В нашем доме там и тут

- Много лет часы живут.

- Мои часики — вот так

- Тихо тикают.

- Тик-так!

2. Ребенок. (Женя).

- Наш будильник по утрам

- Поднимает тарам!

- Прогоняет сладкий сон,

- Рассыпает громкий звон:

- Дилинь-дон, дилинь-дон,

- Здравствуй солнце новый день!

- Просыпаться всем пора:

- В детский сад идём с утра!

3.Ребенок. (Гриша).

- Каких часов на свете нет!

- И в каждых свой секрет:

- Есть часы на полу стоящие,

- Басом говорящие:

4.Ребенок. (Максим).

- Окошко распахнется,

- Кукушка встрепенется!

- «Ку-ку, ку-ку», -

- Как в лесу, на суку.

5. Ребенок. (Алёша).

- Неустанно день за днём

- Помогают нам во всём:

- Говорят, когда ставать,

- Есть, работать и играть;

- Когда надо отдохнуть

- И когда пора уснуть.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Какие игры, задания вам понравились?

 -Для чего нужны человеку часы?

- Зачем человеку знать точное время?

Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. Время течёт очень быстро, как бьются наши сердца, чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать.

- Ребята, вы сегодня молодцы. Хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, узнали много интересного и полезного для себя.

- Музей природы и человека. Сургутский краеведческий музей.

- Часы.

- Механизм, который придумал человек, чтобы измерять время.

-Используют часы, чтобы определить точное время.

-Чтобы не проспать в детский сад, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и т.д.

- Настенные.

-Настольные.

- Наручные.

- Напольные.

- Карманные.

- Водяные.

- Цветочные.

-Песочные.

- У часов есть корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

- На циферблате нарисованы цифры.

- Цифры обозначают часы.

- Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

- 4 часа.


- Минутная стрелка смотрит вверх на12.

- Часовая стрелка показывает на 4.

- Посередине.

- 3 часа.

- 6 часов.

- Два часа.

- Семь часов.

- Восемь часов.

- Десять часов.

- Три часа.

- Шесть часов.

- Да.

- Много, мало.

- Да.

- Когда были заняты делом.

- Нет.

Дети идут по кругу.

(Удар бубном)

Дети останавливаются. Остаются в кругу 2 ребенка с цифрами 12 и 5. Остальные делают шаг назад.

- Овальной, круглой, прямоугольной, квадратной.

-Часы овальной формы находятся в левом нижнем углу.

- Часы

прямоугольной формы находятся в правом нижнем углу.  

-Часы треугольной формы находятся в правом верхнем углу.

- Часы круглой формы находятся в центре листа.

- Часы квадратной формы в левом верхнем углу.

- 6 часов.

-3 часа.

- 5 часов.

- 4 часа.

- 8 часов.

- 9 часов.

- 8 часов.

- 3 часа.

- 6 часов.

-5 часов.


- Да.

- «Назови скорей», «Который час»?

- Чтобы знать время.

-Чтобы не проспать в детский сад, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познание". Формирование элементарных математических представлений.

Конспект НОД по образовательной области "Познание". Формирование элементарных математических представлений.Тема: освободите птиц....

Конспект открытого НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе

Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому  планированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а также со...

«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе

«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...

Конспект итогового занятия, образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров чудес»

Цель: закрепить знания детей по пройденному материалу.Задачи:- развивать умение составлять число из двух меньших чисел в пределах 20.-учить ориентировке на листе бумаги.- учить составлять и решать зад...

Конспект занятия по образовательной области "Познание" (формирование элементарных математических представлений):«Повторение пройденного»

Цель:Проверить насколько дети усвоили цифры и счет от 1 до 5. Задачи:Продолжать формировать умение детей выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по длине от большего к меньшему и наоборот....