Конспект НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Часы. Как узнать время».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД
по образовательной области «Познание».
Формирование элементарных математических представлений
в подготовительной группе «Ромашка» №3.
Тема: «Часы. Как узнать время».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._tema_chasy._kak_uznat_vremya.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект НОД
по образовательной области «Познание».
Формирование элементарных математических представлений
в подготовительной группе «Ромашка» №3.
Тема: «Часы. Как узнать время».
Воспитатель: Ахматгалеева Э.Ф.
Сургут
2014
Цель: Формирование представлений о часах, времени.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Знакомство детей с часами и их видами, назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).
- Учить работать с моделями картонных часов.
- Учить детей определять время по часам с точностью до часа.
- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.
- Распознавать геометрические фигуры и ориентироваться на поверхности листа.
- Упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу в пределах 10.
Коррекционно-развивающие
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач, развивать слуховое и зрительное внимание, речь, память.
- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
- образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Часы»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений;
- образовательная область «Познание»: закреплять умение считать, в пределах 12; правильно уметь отвечать на вопрос, который час.
- образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;
- образовательная область «Безопасность»: формировать умение самостоятельного поведения в повседневной жизни на основе правил.
- образовательная область «Здоровье»: развивать чувства времени, умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
- образовательная область «Физическая культура»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
- Образовательные технологии; игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод проектов.
Методы и приёмы: использование дидактических пособий, вопросы к детям, наглядные материалы, приём припоминания, физкультминутка.
Словарь: корпус, циферблат, заводная головка, минутная стрелка, часовая стрелка, песочные часы, водяные, напольные, настенные.
Оборудование: мини-музей - по теме «часы», макеты часов, карандаши, иллюстрации часов геометрической формы, белые листы А4, песочные часы, мяч, бубен.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, загадок, потешек, считалок по теме «Часы», физ. минуток.
Дидактические игры «Который час», «Режим дня»; «Всё о времени». «Рассматривание альбомов, фотографий; «Часы», «Виды часов».
Список литературы: Чтение: Е.Шварц. «Потерянное время», сказок «Петушок», «Часы с боем». Анофриев. «Тик-так», Берестов. «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. С. Баруздин; И.Мирошникова. «Песочные часы», «Стихи про часы и о времени». Т.Вишнякова. «Часы-будильник»; О.Шалимова «Солнечные часы»; К.Абосимов «Часы бывают разными»; В.Приходько «Часы».
Этапы | Ход | Предполагаемые ответы детей |
I. Вводная часть. Орг. момент. II. Основная часть. 1.Словесная игра «Продолжи предложение» 2. Игровое упражнение «Найди и обведи» 3.Игра «Поставь правильно время на часах». (модели часов по количеству детей) Физкультминутка (2 раза)
4. Игра опыт «Молчанка» 5.Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу». 6. Задание с геометрическими по форме часами. 7. Игра «Назови скорей» (с мячом) III Заключительная часть. Чтение стихотворения «Часы-часики». Рефлексия: (звучит медленная музыка) | - Ребята, в нашем городе много разных музеев, театров, интересных мест. Вы с родителями наверно посещаете их. Какие вы знаешь музеи в нашем городе? Правильно, в нашем городе есть ещё ребята и Историко-культурный центр «Старый Сургут». Сегодня я, приглашаю вас, в наш с вами мини музей, музей часов. -Мы день не спим, - Для чего человеку нужны часы? - Правильно ребята. - Посмотрите ребята, тут много разных часов. - Вот часы висят на стене, значит они? - А эти стоят на столе, значит они? - Эти часы, человек носит на руке, они? - Есть часы, которые стоят на полу, они? - А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане они? - В этих часах отмеряет время вода, они? - Это часы, по которым можно узнать время, если следить за цветами, они? - А эти часы точные! В них песчинки текут Секунды бегут! Как песчинки собрались, Холмиком улеглись, В колбочке из стекла Так и минута прошла. Какие это часы? - Хорошо, молодцы. -Ребята, давайте пройдём за стол. И повторим правило сидения за столом: - Спина у нас (прямая). - Ноги нам (не мешают). - Перед работой давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов? - А что нарисовано на циферблате? - Кто знает, а что обозначают цифры? - Как называются стрелки, показывающие время? Правильно, на всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время. Короткая стрелка (часовая) движется медленно, а длинная (минутная) проходит путь по циферблату гораздо быстрее. -Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают? - Куда смотрит минутная стрелка? - Куда показывает часовая стрелка? - Перед вами ребята карточки, внимательно рассмотрите, какое время указано на часах. - А теперь задание: -Где расположены часы, которые показывают 12 часов? - Обведите эти часы, красным карандашом. - Какое время показывают часы слева? - Обведите, синим карандашом. - Какое время показывают часы справа? Пожалуйста, обведите зелёным карандашом. - Молодцы. - Ребята, я сейчас прочту вам шуточное стихотворение, а вы внимательно его послушайте. -Кот Антипка жил у нас, - Он вставал с лежанки в час, - В два на кухне ел сосиски, - В три - сметану ел из миски, - Он в четыре умывался, - В пять по коврику катался, - В шесть тащил сельдей из кадки, - В семь играл с мышами в прядки, - В восемь - хитро щурил глазки, - В девять - ел и слушал сказки, - В десять - шел к лежанке спать, - Потому что в час вставать. - А сейчас ребята поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения. - «В два на кухне ел сосиски». - «В семь играл с мышами в прятки». - «В восемь хитро щурил глазки». - «В десять - шел к лежанке спать». - А кто помнит, сколько было времени, когда кот ел сметану? - Сколько было времени на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? - Хорошо, молодцы! - А сейчас ребята, сделаем физкульминутку. - 1, 2 – все вставайте - 3, 4 – приседайте - 5, 6 – повернитесь - 7, 8 – улыбнитесь - 9, 10 – не зевайте и сначала начинайте. - Хорошо, молодцы. Продолжим дальше. - Ребята, а хотите, мы проведём опыт? - Как вы считаете 1 мин – это много или мало времени? - Давайте проверим. Я предлагаю вам сделать упражнение ровно 1 минуту. - Даня будет следить за временем, как только последняя песчинка песочных часов упадёт, подай нам сигнал «Стоп игра». - Итак, начали: Один, два, три… - Тик-так, тик-так -Все часы идут вот так, - Тик-так, тик-так - Смотри скорей, который час: - Тик-так, тик-так, - Налево раз, направо раз, - Мы тоже можем так, - Тик-так, тик-так, -Чтоб совсем проснуться, нужно потянуться! -Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись, - Спину тоже разминаем, - Взад-вперёд её сгибаем, - Поворот за поворотом, -То к окну, а то к стене, - Выполняем упражненье, - Чтобы отдых дать спине, - Отдохнули мы чудесно, - И пора нам сесть на место. - Ну как, долго мы играли? - А теперь предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны? - Как вы считаете, когда прошло время быстрее, когда мы были заняты делом, или просто сидели и молчали? - Правильно, когда мы были заняты делом, время прошло быстро, незаметно, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго. - Поэтому люди и придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего». - А вам в детском саду скучно? - Хорошо, молодцы ребята. - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят стрелочки по кругу». - Давайте мы пройдём все к ковру. Встанем в круг возле карточек, и вместе со мной, произносим слова. - Мы – часы, наш точен ход. - Водят стрелки хоровод. - Ходят стрелочки по кругу. - И хотят догнать друг друга - Вы нам время подскажите! - Пять часов! - Девять часов! - Одиннадцать часов! - Молодцы! - Давайте пройдём за столы и продолжим. - Ребята, скажите, какой геометрической формы могут быть часы? - Правильно. - У вас на столах лежат разные часы. Вам нужно разложить на листе часы в определённом порядке. -Поместите часы треугольной формы в правый верхний угол. -Часы круглой формы в центр листа. -Часы овальной формы в левый нижний угол. -Поместите часы прямоугольной формы в правый нижний угол. -Часы квадратной формы в левый верхний угол. - Максим, где находятся часы овальной формы? - Даня, какие часы расположили в правом нижнем углу? - Леша, где находятся часы треугольной формы? -Гриша, какой формы часы в центре листа? - Женя, какие часы в левом верхнем углу? - Молодцы. - Ребята, пройдём все к ковру, и встанем в круг. - Следующая игра называется «Назови скорей». Я называю время и бросаю вам мяч, а вы называете на один час больше, и бросаете мяч мне обратно. - Итак, внимание. -5 часов, -2 часа, -4часа, - 3 часа, - 7 часов. - А теперь я бросаю вам мяч, и называю время на один час меньше. - 10 часов, - 9 часов, - 2 часа, - 7 часов, - 6 часов. - Молодцы, справились и с этим заданием. - Ребята, давайте вспомним и расскажем, какие мы знаем замечательные стихи про часы. Выйди Даня, расскажи нам своё стихотворение. 1.Ребенок. (Данияр). - В нашем доме там и тут - Много лет часы живут. - Мои часики — вот так - Тихо тикают. - Тик-так! 2. Ребенок. (Женя). - Наш будильник по утрам - Поднимает тарам! - Прогоняет сладкий сон, - Рассыпает громкий звон: - Дилинь-дон, дилинь-дон, - Здравствуй солнце новый день! - Просыпаться всем пора: - В детский сад идём с утра! 3.Ребенок. (Гриша). - Каких часов на свете нет! - И в каждых свой секрет: - Есть часы на полу стоящие, - Басом говорящие: 4.Ребенок. (Максим). - Окошко распахнется, - Кукушка встрепенется! - «Ку-ку, ку-ку», - - Как в лесу, на суку. 5. Ребенок. (Алёша). - Неустанно день за днём - Помогают нам во всём: - Говорят, когда ставать, - Есть, работать и играть; - Когда надо отдохнуть - И когда пора уснуть. - Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? - Какие игры, задания вам понравились? -Для чего нужны человеку часы? - Зачем человеку знать точное время? - Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. Время течёт очень быстро, как бьются наши сердца, чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. - Ребята, вы сегодня молодцы. Хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, узнали много интересного и полезного для себя. | - Музей природы и человека. Сургутский краеведческий музей. - Часы. - Механизм, который придумал человек, чтобы измерять время. -Используют часы, чтобы определить точное время. -Чтобы не проспать в детский сад, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и т.д. - Настенные. -Настольные. - Наручные. - Напольные. - Карманные. - Водяные. - Цветочные. -Песочные. - У часов есть корпус, стрелки, циферблат, заводная головка. - На циферблате нарисованы цифры. - Цифры обозначают часы. - Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой. - 4 часа.
- Часовая стрелка показывает на 4. - Посередине. - 3 часа. - 6 часов. - Два часа. - Семь часов. - Восемь часов. - Десять часов. - Три часа. - Шесть часов. - Да. - Много, мало. - Да. - Когда были заняты делом. - Нет. Дети идут по кругу. (Удар бубном) Дети останавливаются. Остаются в кругу 2 ребенка с цифрами 12 и 5. Остальные делают шаг назад. - Овальной, круглой, прямоугольной, квадратной. -Часы овальной формы находятся в левом нижнем углу. - Часы прямоугольной формы находятся в правом нижнем углу. -Часы треугольной формы находятся в правом верхнем углу. - Часы круглой формы находятся в центре листа. - Часы квадратной формы в левом верхнем углу. - 6 часов. -3 часа. - 5 часов. - 4 часа. - 8 часов. - 9 часов. - 8 часов. - 3 часа. - 6 часов. -5 часов. - Да. - «Назови скорей», «Который час»? - Чтобы знать время. -Чтобы не проспать в детский сад, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области "Познание". Формирование элементарных математических представлений.
Конспект НОД по образовательной области "Познание". Формирование элементарных математических представлений.Тема: освободите птиц....
"Гуси - лебеди" конспект занятия по образовательной области "Познание. Формирование элементарных математических представлений"
материал предназначен для детей старшей группы....
Конспект открытого НОД по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе
Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому планированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а также со...
«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе
«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Путешествие на остров сокровищ».
«Путешествие на остров сокровищ»....
Конспект итогового занятия, образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров чудес»
Цель: закрепить знания детей по пройденному материалу.Задачи:- развивать умение составлять число из двух меньших чисел в пределах 20.-учить ориентировке на листе бумаги.- учить составлять и решать зад...
Конспект занятия по образовательной области "Познание" (формирование элементарных математических представлений):«Повторение пройденного»
Цель:Проверить насколько дети усвоили цифры и счет от 1 до 5. Задачи:Продолжать формировать умение детей выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по длине от большего к меньшему и наоборот....