Взаимодействие участников коррекционного процесса в работе с детьми с ОНР в условиях нового ФГОС.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рябова Алевтина Васильевна

О согласованном взаимодействии участников педпроцесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatyad.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие   участников коррекционного процесса

в  работе с детьми с ОНР в условиях нового ФГОС.

        Формирование готовности ребёнка к школьному обучению, создание оптимальной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально – волевой сферы, адаптация ребёнка к школе - один из актуальных вопросов дошкольного образования.

В настоящее время отмечается  увеличение количества детей, имеющих речевые трудности. Эти дети при дальнейшем обучении в школе составляют основную «группу риска», несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект.

Любой педагог, работающий в группе для детей с общим недоразвитием речи, отмечает свойственные им психолого – педагогические особенности.

Нестандартность поведения таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.

Одни дети на занятиях быстро утомляются, начинают вертеться, разговаривать, могут встать и уйти в игровой уголок, то есть перестают воспринимать учебный материал.  Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, а иногда не могут повторить вопроса педагога.

В процессе общения между собой некоторые ребятишки обнаруживают: повышенную возбудимость, конфликтность, агрессивность, негативизм (противодействие просьбам окружающих),         драчливость, впечатлительность, ранимость и пр. 

Устранением речевых трудностей у дошкольников занимается логопед. В его  задачу входит постоянное пополнение, уточнение и активизация словаря детей, формирование звукопроизношения, умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли, развитие связной речи. Но чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит, конечно же,  логопеду. Успех коррекционно-воспитательной работы в группе детского сада определяется строгой, продуманной системой работы всех специалистов. Педагоги  создают у дошкольников своего рода  «фундамент успешности», т.е. максимально  развивают основные познавательные процессы (мышление, память, восприятие). В задачу педагогов входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Именно во взаимодействии специалистов реализуется решение  целого ряда не только образовательных, воспитательных задач, но и коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, речевой сферах.

Естественно, что устранение такого сложного, системного нарушения как общее недоразвитие речи возможно только при комплексном подходе, то есть согласованной работе всех участников коррекционного процесса: логопеда, воспитателей, родителей. Причём работе не формальной, а вдумчивой, серьёзной, кропотливой, систематической, с обязательным учётом  индивидуальных особенностей каждого воспитанника. 

Осуществление комплексного подхода начинаем   с оценки уровня индивидуального развития каждого ребенка

В течение первых двух недель учебного года (то есть примерно до 15 сентября)  логопед обследует каждого ребёнка  индивидуально, в своём кабинете,  используя  специальные игры, упражнения, тестовые задания.

Правильно проведённое логопедическое обследование позволяет:

  • установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений,
  • определить степень  выраженности всех  нарушений,
  • выбрать самые эффективные пути коррекции,
  • предвидеть возможные интеллектуальные, психологические перегрузки и эмоциональные срывы, а также наметить пути их профилактики.

По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребёнка Речевую карту комплексного  индивидуального обследования.

По окончании обследования, логопед подробно сообщает воспитателю группы о  результатах своей диагностики, в параметры которой включаются:

  • состояние произношения, словаря, грамматики, связной речи,
  • уровень внимания, памяти, воображения, восприятия, словесно – логического мышления – высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью,
  •  сформированность пальчиковой и артикуляционной моторики  – процессов, связанных  с речевой функцией.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач, к примеру:

  • представить - кого из детей посадить вперёд из-за ослабленного  внимания, неусидчивости, плохого зрения и пр.;
  • запланировать -  с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой  или артикуляционной моторики;  
  • учесть  - чьё произношение придётся особенно тщательно контролировать;
  • понять  - у кого из воспитанников придётся дополнительно активизировать на занятиях  логическое мышление и т. п.

Как происходит обследование детей воспитателем?

Воспитатель с самого начала учебного года    занимается текущим учебно-педагогическим процессом, работает  постоянно со всеми детьми своей логопедической группы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий.

Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнообразных  ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть возможность сравнить  умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними.  А  черты характера  и особенности поведения детей лучше всего проявляются именно  в  коллективе. Поэтому, кто же лучше  воспитателя может их  обследовать?

Помимо  всего спектра  поведенческих особенностей,  воспитатель, как никто другой,  имеет возможность оценить:  личностные черты каждого ребёнка, состояние его общих  движений, обучаемость на групповых занятиях и пр.

Всестороннее психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка воспитателем  необходимо для того, чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а эффективность работы максимально повысить.

Другими словами, затрачивая определённые усилия на обследование детей в начале учебного года,  воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих 2-3  лет более предсказуемой, чёткой и результативной.

В отличие от логопеда, воспитатель проводит обследование  не в индивидуальных, а в групповых формах, то есть путём  сравнительного наблюдения за детьми  во время  всех режимных моментов.  

Некоторые качества дошкольников воспитатель  может оценить в ходе так называемого включённого наблюдения, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.

 Кроме того, воспитатель оценивает  способности детей, их наклонности, возможности и  характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

 Картину  дополняет общение с  родителями воспитанников и их родственниками, выполнение тестов и специальных заданий на  организуемых в начале учебного года диагностических занятиях (например, по развитию общей или пальцевой моторики).

  Таким образом, воспитатель в течение примерно 2х недель составляет представление о каждом ребёнке группы.    

Запись результатов обследования  об особенности поведения, обучаемости,  состоянии движений  заносим в таблицу.

 Отметим, что перечень параметров, приведённый выше, пригодится воспитателю не только для всесторонней оценки ребёнка,  грамотной и чёткой коррекционной работы, но и для   бесед с родителями, составления характеристик на  детей и пр.

После заполнения  таблицы обследования,  воспитателям группы необходимо совместно обсудить и тщательно  проанализировать сведения, которые  они записали. К обсуждению полезно привлечь психолога и логопеда группы.

 Диагностика (на основе наблюдений) должна осуществляться в соответствии с нормами профессиональной этики, она призвана помочь педагогам правильно строить общение с ребёнком. Корректировать же все имеющиеся у него отклонения следует на основе всестороннего  развития личности.

Такой подход представляется нам наиболее эффективным.

Данные такого всестороннего изучения  воспитанников могут послужить надёжным основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей  коррекционной работы с каждым из детей группы в последующей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание условий для коррекции и компенсации речевой патологии во взаимодействии участников коррекционного – развивающего процесса родителями (или лицами, их заменяющими).

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые патологии, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...

консультация для педагогов "Взаимодействие участников коррекционного процесса"

консультация для педагогов "Взаимодействие участников коррекционного процесса"...

Взаимодействие участников образовательного процесса в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО

Взаимодействие участников образовательного процесса в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимо...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.

Организация коррекционной работы в соответствии с проектом ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в освоении адаптированной основной образовательн...