Главные вкладки
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chernova_.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернова Яна Юрьевна
инструктор по физической культуре,
МБДОУ Детский сад №17 «Золотая рыбка»,
г. Салехард, ЯНАО
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно - образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Наиболее эффективной формой совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность, которая, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, объединяет содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, формирует навыки сотрудничества.
Наш детский сад на протяжении четырех лет работает в инновационном режиме и имеет опыт реализации педагогических проектов. Представленная технология проектирования основана на системном подходе и играет важную роль в формировании у всех участников образовательного процесса положительных мотиваций на сохранение и укрепление здоровья.
В детском саду ежегодно реализуются проекты, направленные на формирование основ здорового образа жизни: «Я хочу здоровым быть!» (2012-2013 уч. год); «Здравствуй, Олимпиада!» (2013-2014 уч. год); «Расти здоровым, малыш!» (2014-2015 уч. год); «Здоровые дети в здоровой семье» (2015-2016 уч. год). Основной целью проектной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей через различные виды детской деятельности, воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре и спорту.
Эффективность реализации проектов по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников во многом зависит от наличия рациональной предметно – игровой среды в дошкольном учреждении: спортивный зал с современным оборудованием; физкультурные уголки в групповых комнатах; спортивная площадка на участке детского сада.
Проектную деятельность от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; вариативность задач, повышающую самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Участниками проектов становятся все участники образовательного процесса (педагоги – дети – родители).
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
- I этап (подготовительный) накопление знаний: постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребенка; вовлечение дошкольников в решение проблемы; составление плана, обсуждение его с участниками проекта; сбор информации, материала по теме проекта.
Мероприятия подготовительного этапа проекта: анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка; оформление уголков здоровья в группах; оформление папок-передвижек, информационных листков, консультаций, буклетов с информацией для родителей; пополнение картотек «Оздоровительная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Гимнастика пробуждения», «Подвижные игры на прогулке» и др.; семинар – практикум для педагогов на тему «Здоровье ребенка – категория педагогическая».
- II этап (основной) осуществление деятельности: познавательные занятия, игры, наблюдения, экскурсии; рекомендации по выполнению домашнего задания (исследования в домашних условиях) родителям и детям.
Мероприятия основного этапа проекта: занятия, прогулки, режимные моменты, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей со взрослыми и др.; оформление и пополнение физкультурных уголков в групповых комнатах; проведение нетрадиционных групповых родительских собраний на тему «Здоровье ребенка начинается с семьи»; организация экскурсий в «Ледовый дворец» с посещением тренировок по хоккею и фигурному катанию; посещение массового катания в «Ледовом дворце» в выходные дни; выезд на лыжную базу ДЮСШОР для воспитанников подготовительных групп с посещением тренировки лыжников; участие семей воспитанников во Всероссийской массовой лыжной гонке «ЛЫЖНЯ РОССИИ» и окружных соревнованиях «Ямальская лыжня»; катание на лыжах в выходные дни на базе спортивной школы; встречи воспитанников с родителями - спортсменами, спортсменами - выпускниками детского сада; проведение мастер-класса для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников», «Красивая осанка – здоровая спина» и др.
- III этап (заключительный) презентация результатов: организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг); составление альбомов, оформление выставки совместно с детьми и родителями; подведение итогов.
Мероприятия заключительного этапа проекта: в рамках дня открытых дверей совместный с родителями физкультурно-оздоровительный досуг «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!»; выставка детских рисунков, плакатов, поделок «Если хочешь быть здоров»; представление детско-родительских мини-проектов «Мы за здоровый образ жизни!»; выставка нетрадиционного физкультурного оборудования, выполненного своими руками; городской спортивный праздник – соревнование, посвященный Международному дню семьи «Папа, мама, я – спортивная семья!».
Для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, вовлечение родителей в совместную деятельность планируется:
укреплять здоровье воспитанников, путем создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психической и социальной среды; внедрять здоровье сберегающие технологии и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение здоровья воспитанников; продолжать использовать современные инновационные технологии в обучении детей ЗОЖ; совершенствовать социальное партнерство в системе «педагог – воспитанник – родитель» по формированию ЗОЖ.
Технология проектирования открывает большие возможности для создания партнерских отношений с родителями дошкольника. Все проектные мероприятия вызывают отклик и активное участие родителей.
Взаимовыгодное партнерство ДОУ с учреждениями и организациями города позволяет использовать дополнительные возможности для полноценной реализации инновационной технологии, создает условия для всестороннего развития воспитанников, повышения педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Мониторинг эффективности применяемой технологии формирования представлений о здоровом образе жизни проводится по нескольким критериям (распределение по группам здоровья, количество пропусков по болезни; физическая подготовленность воспитанников; посещение спортивных кружков, секций; сформированность представления о ЗОЖ). В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Так по результатам мониторинга эффективности применяемой технологии существенного изменения в распределении детей по группам здоровья не произошло, данная динамика обычно не является скоротечной; количество пропусков в днях на одного ребенка по причине болезни, существенно снизилось (с 24 до 16 случаев); воспитанники показывают устойчивый прогресс в физической подготовленности (количество детей с низким уровнем физической подготовленности снизилось с 11% до 4%); значительно (на 25%) увеличилось количество воспитанников, посещающих спортивные кружки и секции; высокий уровень сформированности основ ЗОЖ вырос (с 27% до 42%).
Основываясь на результатах мониторинга за четырехлетний период можно с уверенностью констатировать, что проектный метод является эффективным способом формирования здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.
2. Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект/ авт.-сост. Е.В.Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Проектная деятельность в детском образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.antiplagiat.ru/go?to=
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...
Инновационный педагогический опыт «Информатизация образовательного процесса, как одно из условий реализации ФГОС ДО»
Актуальность работы:Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного общества, где педаго...
семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)
Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...
«Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыко...