Решение вопросов непрерывности обучения воспитанников с ОВЗ при переходе на новый уровень образования.
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлены проблемы и перспективы обучения детей с нарушением интеллекта при переходе от дошкольного обучения к школьному.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение вопросов непрерывности обучения воспитанников с ОВЗ при переходе на новый уровень образования.
Кирюшина А.Н.,
старший воспитатель МКДОУ № 9
Одним из принципов сопровождения ребенка с ОВЗ является непрерывность сопровождения. Под непрерывностью сопровождения традиционно понимается следующее: «Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена». Главной задачей любого педагога, осуществляющего сопровождение ребенка данной категории, является максимальное предвидение трудностей перехода ребенка на новый этап развития и подготовка его с учетом его сохранных возможностей.
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования содержат аспекты для реализации преемственности в достижении образовательных результатов. Преемственность между дошкольным учреждением и школой, важна именно тем, чтобы не потерять содержание образования и методику обучения при переходе из одного звена в другое. Как помочь детям с особыми образовательными потребностями успешно адаптироваться при переходе на новую ступень обучения – проблема, решение которой имеет принципиальное значение в реализации концепции непрерывного образования. Тема преемственности в образовании детей с ОВЗ важна еще и потому, что ребенок, переходя на новый уровень образования должен перейти в подготовленную образовательную среду, понятную ему и его родителям, где с учетом его образовательных потребностей продолжится дальнейшая целенаправленная коррекционно-развивающая работа, начатая еще в детском саду.
Безусловно дошкольное учреждение готовит будущего первоклассника к предстоящей адаптации в школе и через цикл всевозможных мероприятий. В целях организации работы по социально-личностному развитию воспитанников и подготовке детей к обучению в школе в МКДОУ № 9 реализуется сотрудничество с разными социальными институтами.
Так, традиционно организуются мероприятия по включению детей в социальные отношения: экскурсии, целевые прогулки, посещение социально-значимых объектов города. Педагогами ДОУ разработаны и успешно реализованы проекты: «На пороге школы», «Подари открытку ветерану», «Будущему школьнику – безопасная дорога» и др. В текущем учебном году наши воспитанники стали участниками проекта «Сделаем наш город чище!», разработанного совместно с педагогами и студентами Техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства.
Для самореализации и самоутверждения воспитанники регулярно участвуют в акциях, выставках и конкурсах. В этом учебном году наши воспитанники принимали активное участие в различных мероприятиях на муниципальном уровне.
- музыкально-литературная гостиная «Круглый год» - 7 участников;
- игра «Юный пешеход», организованная МБДОУ № 50 при поддержке Госавтоинспекции г. Канска – 2 участника;
- кастинг «Таланты» - 4 участника, 2 номера. 1 номер рекомендован и продемонстрирован на концерте, посвященном Дню инвалида.
Высокий уровень подготовки и сопровождения позволили нашим воспитанникам достойно участвовать в различных муниципальных конкурсах наравне с другими дошкольниками города.
Организация педагогами воспитанников и их родителей для участия в творческих конкурсах и выставках способствует развитию индивидуальных художественно-творческих способностей детей, повышению их инициативы, самооценки и социализации.
Но, для успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в школе, на наш взгляд, этого недостаточно. Пребывание ребенка в детском саду ограниченно и с наступлением взросления ребенок переходит на новый уровень образования. Практика показывает, что многие выпускники МКДОУ № 9 «Колокольчик» продолжают свое обучение по адаптированным программам для детей с нарушением интеллекта легкой степени в разных школах города, в связи с этим актуальным для деятельности ДОУ является установление новых преемственных связей.
На данный момент в практике образовательных учреждений разных уровней существует положительно зарекомендовавшая себя система сопровождения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, основанная на преемственных связях. После обучения в нашем дошкольном учреждении дети могут продолжить образование в МБОУ СОШ № 18 по адаптированным программам, после чего наши воспитанники могут получить рабочую профессию в техникуме отраслевых технологий и сельского хозяйства и трудоустроиться. Таким образом, непрерывность сопровождения детей с ОВЗ приводит к их полной социализации.
Но вместе с тем можно отметить, что значительное количество наших выпускников продолжают обучение в школах реализующих общеобразовательные программы. Выйдя из стен дошкольного учреждения, значительная часть наших выпускников поступают в общеобразовательные школы, которые находятся в удобном расположении от дома. В этом случае, ребенок идет в школу на основании Закона РФ «Об образовании», где одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а так же предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Родители не всегда желают говорить о предыдущей помощи в организации психолого-педагогического сопровождения ребенку. О результатах этой помощи, желая скрыть эту информацию от школы в надежде, что предыдущая коррекционно-развивающая работа завершилась на предыдущем уровне образования. На самом деле для детей из детского сада компенсирующего вида проблема еще не решилась и ситуация для ребенка разворачивается по самому неудачному сценарию. Эта категория детей попадает в «слепую зону» для педагогов школы. Педагоги, конечно, выяснят какие образовательные потребности есть у каждого ребенка, но, к сожалению, случиться это не сразу, а только через большой промежуток времени. На этапе школьного обучения дети перестают получать коррекционную помощь и со временем оказываются неуспешными. Позднее понимание родителями, что их ребенок не может усваивать программу общеобразовательной школы приводит к тому, что ребенка отправляют на ПМПК и он переходит в коррекционный класс с уже утраченным «багажом» знаний, становясь неуспешным даже там.
Для решения этой проблемы необходимо устанавливать контакт с будущими педагогами наших воспитанников, чтобы осуществить плавный переход детей от одной ступени образования к другой еще на этапе дошкольного образования, тем самым обеспечив непрерывность сопровождения и «поступательность развития». Ведь преемственность как педагогический принцип предписывает учителю единый подход к отбору содержания, организации образовательной деятельности и образовательным результатам.
А для того, чтобы родители не испытывали состояние растерянности перед постоянно возникающими трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с перспективами их социализации, выбором образовательного маршрута, они должны четко представлять образовательный маршрут ребенка на всех ступенях обучения. Необходимо чтобы у родителя было четкое представление о том, с какими трудностями столкнется ребенок при переходе от одной ступени образования к другой, какая коррекционная помощь необходима ребенку на всех этапах обучения.
Для предотвращения подобных ситуаций необходимо разработать механизмы взаимодействия педагогов и родителей. На протяжении всего периода дошкольного обучения необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс, включая их в занятия всех специалистов ДОУ, родители должны стать постоянными участниками ПМПк, регулярно знакомиться с достижениями и дефицитами ребенка. Только в этом случае у родителей будет сформирована адекватная оценка возможностей ребенка. Необходимо усилить работу психолога с родителями «группы риска», чтобы эти родители смогли принять своего ребенка таким, какой он есть. При переходе в подготовительную группу к работе с детьми и их родителями необходимо подключать учителя начальной школы, чтобы он учитывал знания и опыт обучающихся, приобретенный и накопленный ими на этапе дошкольного обучения. Это позволит осуществить плавный и безболезненный переход ребенка от дошкольного к начальному школьному обучению.
Мониторинг социального запроса родителей воспитанников с умеренно выраженной степенью умственной отсталости показывает их заинтересованность в социализации детей и их дальнейшей успешной школьной адаптации.
На данный момент 100% наших воспитанников, имеющих диагноз умеренно выраженная степень умственной отсталости, продолжат обучение в специализированных классах общеобразовательной школы, реализующей адаптированные программы (коррекционная школа). Однако родителей этой категории детей тревожит отсутствие перспективы дальнейшего обучения.
Таким образом, можно говорить о необходимости создания модели преемственности детского сада и школы. Только продуктивное взаимодействие всех участников сопровождения в процессе обучения, коррекции и воспитания укрепит отношения ребенок-родитель-педагог и создаст наилучшие условия для социализации ребенка с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей старшего дошкольного возраста при переходе на новый образовательный уровень
Консультация для родительского уголка в подготовительной группе по адаптации детей к школе....
Реализация программы "Предшкола нового поколения" ( раздел "Развитие сенсорных эталонов и ЭМП") в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования.
Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, использование программы, реализующей ориентиры непрерывного образова...
"Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"
Консультация родителей на тему: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"...
Презентация: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"
Презентация на тему: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"...
«Презентация образовательных проектов совместно с родителями воспитанников ДОУ, направленных на повышение компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья»
Доклад к педсовету, консультация для воспитателей....
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы в рамках психологического сопровождения перехода на новый образовательный уровень на тему: «Путешествие на остров Знаний»
Цель: обогащать и систематизировать знания старших дошкольников.Задачи:Установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования....