«Презентация образовательных проектов совместно с родителями воспитанников ДОУ, направленных на повышение компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья»
консультация по теме

Плеханова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

«Презентация образовательных проектов совместно с родителями воспитанников ДОУ, направленных на повышение компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья»

Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка - потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.

 Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Однако исследования показывают, что большинство молодых родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей, часто считают себя плохими  воспитателями. Неуверенность взрослых негативно влияет на становление личности ребенка, порождая в его поведении неуравновешенность, тревожность, стремление управлять поведением  родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.

Очень часто родители не реализуют весь комплекс возможных мер воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не понимают, зачем нужно воспитывать детей, другие не умеют это делать, третьи не знают как.  

 Одним из направлений работы дошкольных образовательных учреждений является педагогическое просвещение родителей.

Педагогическое образование родителей должно быть направлено на их личностное развитие,  давать им возможность добиваться успеха в семейном воспитании, получать радость от общения со своими детьми.

В настоящее время существует большой выбор методов и приемов по привлечению пап и мам к воспитанию детей, а так же обогащению родителей необходимыми  психолого-педагогическими знаниями. Это консультации, родительские собрания, беседы, круглые столы, газеты, открытые занятия, сайты для родителей и др.

В связи с модернизацией системы дошкольного образования педагоги ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов, родителей и детей.

Партнерство семьи и  дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством  создания образовательных проектов  совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив         семьи.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов можно достичь лишь  при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми, каждому можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут лишь  ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах.

Для того чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Мы начали с родительского собрания, на котором рассказали о своих планах по организации проектов и об участии родителей в них.

Для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному сотрудничеству  ранее мы разработали проекты, которые, мы надеемся, способствовали формированию и повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.

В нашей группе «Солнышко» были проведены  совместно с родителями такие проекты, как «Мои любимые сказки!», «Внимание: дорога!», «Великий День Победы!»

1.Проект «Мои любимые сказки»

Цель: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.

 В этом проекте мы пытались привлечь родителей воспитанников, их бабушек и дедушек на этапе подготовки проекта.

 Во-первых, дети и родители должны были начитывать дома детские художественные произведения: русские народные, авторские сказки.

Во-вторых,  родителям было предложено пополнить групповую библиотеку новыми детскими книгами.

Такая работа была проведена, три новые книги появились в нашей библиотеке (для самостоятельного чтения детей). Также одними из результатов проекта стали консультации для родителей «Читаем вместе» и «Как воспитывают сказки»

2.Проект «Внимание: дорога!»

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.

В процессе подготовки и проведения проекта мы подготовили для родителей и для детей папку-передвижку по правилам безопасного поведения на улице и буклеты  «Советы Светофорика» и «Азбука безопасности»

3.Проект «Великий День Победы»

Цель проекта: обеспечение каждому ребёнку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Одной из задач было привлечь родителей к построению образовательного пространства детей, к совместной работе с детьми и воспитателями. Наша задача была заинтересовать родителей участием в проекте, направить их на совместную поисковую и творческую деятельность. Совместно с родителями был произведён поиск информации, документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны для оформления Книги памяти. Вместе с родителями была совершена  также целевая прогулка и возложение цветов к памятнику павшим в годы Великой Отечественной войны на ул. им. М.Расковой.

В результате у детей и родителей появился интерес к поисково-исследовательской работе и желание продолжить совместную деятельность.

В продолжение такой совместной деятельности в этом учебном году мы решили организовать два проекта с активным привлечением родителей. Это проекты «Моя дружная семья» и «Здоровым быть здорово!» Названия говорят сами за себя. Будут использованы такие нестандартные формы работы с родителями, как выпуск стенгазет, досуговая деятельность, участие в спортивных соревнованиях, мультимедийные презентации, буклеты  и др. Надеемся, что мы найдём отклик со стороны родителей, и они станут активными и позитивными участниками наших настоящих и будущих  проектов. А это в свою очередь приведёт к повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

формы работы воспитателя по привлечению родителей к образовательному и воспитательному процессу....

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...