"Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"
консультация по теме
Консультация родителей на тему: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_perehodu_na_novyy_obrazovatelnyy_uroven.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Готовность ребенка к школе»
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе.
Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает; что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию — позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения. Наша с вами задача в этом случае подкреплять стремление ребенка получать новые знания (интерес), желание реализовывать интеллектуальную активность и его желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
Встречаются случаи, когда родители думают, что ребенок способен хорошо учиться в школе…даже очень хорошо, НО он не хочет идти в школу! На этом этапе важно понять причину нежелания учиться и, чаще, это бывает именно страх. Причина такого поведения ребенка чаще кроется в ошибках воспитания. Как Вы думаете, какие ошибки в воспитании возникают чаще всего?
Мы приготовили для Вас несколько советов:
- Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь; как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т. д.
- Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе
- Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
- Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
- Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним . на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
- Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего, они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности — умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия — умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.
А как формировать у ребенка волевые качества? Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.
Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Как же в таком случае поступить взрослому? Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе.
Волевая зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требуется). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. Они интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.
Интеллектуальная зрелость. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. В настоящее время, интеллектуальную зрелость понимают, как определённый уровень развития психических процессов и мелкой моторики ребёнка. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Показателем интеллектуальной зрелости является и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор.
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, собирание мозаики, пальчиковые игры.
Не менее важна социальная готовность ребёнка к школе, которая включает в себя:
- умение и желание общаться со сверстниками;
- умение строить адекватные отношения со взрослыми;
Она предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаймоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников без непосредственной поддержки и защиты родителей.
В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
- мотивационная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социальная готовность;
- волевая готовность;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей старшего дошкольного возраста при переходе на новый образовательный уровень
Консультация для родительского уголка в подготовительной группе по адаптации детей к школе....
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
Организация развивающего обучения дошкольников в рамках перехода к новым образовательным стандартам.
ФГОС,задачи ,цели,принципы ....
Презентация: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"
Презентация на тему: "Готовность ребенка к переходу на новый образовательный уровень"...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы в рамках психологического сопровождения перехода на новый образовательный уровень на тему: «Путешествие на остров Знаний»
Цель: обогащать и систематизировать знания старших дошкольников.Задачи:Установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы в рамках психологического сопровождения перехода на новый образовательный уровень на тему: путешествие в сказку «Два жадных медвежонка» для детей подготовительной к ш
Цель: продолжать формировать у детей математические представления, внимание, мышление, речь....
План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...