Комплексное изучение развития детей группы риска в дошкольном отделении
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции познавательной активности и поведения ребенка является комплекное изучение нарушения развития детей. В статье представлен материал по реализации комплексного подхода   изучения нарушений развития детей дошкольного возраста и методики, используемые педагогом -психологом для комплексного изучения готовности детей к обучению в  школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_izuchenie_razvitiya_detey_gruppy_riska.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время здоровье детского населения РФ представляет серьезную социальную проблему.  Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Значительную группу составляют дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития:

  • дети с минимальными нарушениями слуха;
  • дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
  • дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-граммматического строя, нарушения фонематического востриятия);
  • дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
  • педагогически запущенные дети;
  • дети – носители негативных психических состояний:  утомлямость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально- органической природы без нарушения интеллектуального развития (часто болеющие, постравматики, аллергики, с компенсированной  и субкомпенсированной  гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);
  • дети с психоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психоастении и др.)
  • дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
  • дети с психогениями (неврозами);
  • дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
  • дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
  • дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их  функционального или органического генезиза (в том числе по типу ММД)

Дети с минимальными и парциальными нарушениями  психического развития занимают  переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием и попадают в «группу риска». Психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, при неблагоприятных условиях может привести к цепной реакции патологического развития, спровоцировав социально-психологическую  дезадаптацию ребенка.

О.Н. Усанова выделила социальные условия, способные стать кризисными для проявления психологических проблем ребенка:

  • поступление в детский сад и школу;
  •  смена воспитателей и учителей;
  •  переход к многопредметному обучению;
  • интенсификация программ обучения и воспитания и др

     Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции отклонений в познавательной активности и поведении ребенка является комплексное изучение нарушения развития детей.      Реализация комплексного подхода  в ГБОУ «Школа № 1460» осуществляется группой специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед). Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом). Педагог-психолог изучает семейный анамнез и личный анамнез ребенка, знакомится с результатами медицинского обследования по документации – изучает историю развития ребенка, заключения специалистов.

Необходимое условие реализации комплексного подхода к изучению развития ребенка это взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, так как информация получаемая от них является результатом длительного наблюдения, что значительно увеличивает ее надежность и достоверность. Педагогическое обследование проводится через оценку качества усвоения программного материала по четырем основным линиям развития ребенка-дошкольника: социальному, познавательному, эстетическому,  физическому.

Особенно актуальным  комплексное обследование ребенка  группы риска становится в предшкольный период.  Так как в школе минимальные нарушения психического здоровья  при нагрузке усиливаются. А семья слишком фиксирована на успехах ребенка. У родителей постоянно растет тревожность по поводу будущего обучения.  Поэтому очень важно донести до них  информацию  об индивидуальных особенностях развития ребенка, выбрать оптимальную программу обучения в школе.

Иногда для успешной коррекционно-развивающей работы с ребенком необходимо  порекомендовать родителям консультацию невролога или психоневролога.

 Комплексное изучение готовности ребенка к обучению в школе, проводимое педагогом-психологом в подготовительных группах дошкольного отделения:

  • исследование уровня сформированности  предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • исследование интеллектуального компонента готовности  к обучению в школе;
  • исследование личностного компонента готовности  к обучению в школе;
  • изучение физиологического компонента

Исследование уровня сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью

Методика « Рисование бус» (И.И. Аргинская)

Цель: Определить уровень сформированности навыков учебной деятельности.

Рекомендации. При проведении занятий с детьми следует уделять внимание формированию у них навыков учебной деятельности: умение слушать условие задания. Запоминать и удерживать в памяти несколько условий, осуществлять самоконтроль выполняемых действий и результатов.

Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)

Цель: Выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух. А также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе Методика «Корректурная проба»  Бурдона

Цель: Исследование  особенностей распределения внимания, устойчивости внимания (концентрации)  

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Цель: Исследование слуховой произвольной памяти детей

Методика «Дорисовывание фигур» (автор Торренс,  модификация О.М. Дьяченко)

Цель: Изучение развития воображения

Методика Равена (цветной вариант Прогрессивных   матриц Равена для детей от 4,5 до 8 лет)

Цель: Изучение мышления

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Тест состоит из трех заданий:

  • рисование мужской фигуры по памяти;
  • срисовывание письменных букв;
  • срисовывание группы точек

Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти).

Исследование личностного компонента готовности к обучению в школе

  • Методика « Лесенка» (В.Г. Щур)
  • Тестовая беседа «Психосоциальная зрелость» ( С.А.Банков)
  • Стандартная беседа Нежновой

Исследование произвольной  сферы

  • Методика «Домик» Н .И. Гуткиной
  • «Да» и «нет» Н. И. Гуткиной

Изучение физиологического компонента готовности ребенка к обучению в  школе.

Зрительно - моторный Бендер гештальт-тест

Цель: Оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Результаты изучения готовности детей к школьному обучению используются педагогом-психологом при составлении коррекционно-развивающей программы, для рекомендаций родителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми, имеющими определенные трудности в усвоении общеобразовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьями "группы риска" в дошкольном учреждении.

Основы работы с семьями группы-риска....

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвещена основным проблемам проектирования и реализации индивидуальных маршрутов....

«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»

Доклад по статье«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»...

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...

Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении

Цель программы  – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении....

Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ

Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...