Комплексное изучение развития детей группы риска в дошкольном отделении
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции познавательной активности и поведения ребенка является комплекное изучение нарушения развития детей. В статье представлен материал по реализации комплексного подхода изучения нарушений развития детей дошкольного возраста и методики, используемые педагогом -психологом для комплексного изучения готовности детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_izuchenie_razvitiya_detey_gruppy_riska.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время здоровье детского населения РФ представляет серьезную социальную проблему. Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Значительную группу составляют дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития:
- дети с минимальными нарушениями слуха;
- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
- дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-граммматического строя, нарушения фонематического востриятия);
- дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
- педагогически запущенные дети;
- дети – носители негативных психических состояний: утомлямость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально- органической природы без нарушения интеллектуального развития (часто болеющие, постравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);
- дети с психоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психоастении и др.)
- дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
- дети с психогениями (неврозами);
- дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
- дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
- дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генезиза (в том числе по типу ММД)
Дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития занимают переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием и попадают в «группу риска». Психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, при неблагоприятных условиях может привести к цепной реакции патологического развития, спровоцировав социально-психологическую дезадаптацию ребенка.
О.Н. Усанова выделила социальные условия, способные стать кризисными для проявления психологических проблем ребенка:
- поступление в детский сад и школу;
- смена воспитателей и учителей;
- переход к многопредметному обучению;
- интенсификация программ обучения и воспитания и др
Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции отклонений в познавательной активности и поведении ребенка является комплексное изучение нарушения развития детей. Реализация комплексного подхода в ГБОУ «Школа № 1460» осуществляется группой специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед). Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом). Педагог-психолог изучает семейный анамнез и личный анамнез ребенка, знакомится с результатами медицинского обследования по документации – изучает историю развития ребенка, заключения специалистов.
Необходимое условие реализации комплексного подхода к изучению развития ребенка это взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, так как информация получаемая от них является результатом длительного наблюдения, что значительно увеличивает ее надежность и достоверность. Педагогическое обследование проводится через оценку качества усвоения программного материала по четырем основным линиям развития ребенка-дошкольника: социальному, познавательному, эстетическому, физическому.
Особенно актуальным комплексное обследование ребенка группы риска становится в предшкольный период. Так как в школе минимальные нарушения психического здоровья при нагрузке усиливаются. А семья слишком фиксирована на успехах ребенка. У родителей постоянно растет тревожность по поводу будущего обучения. Поэтому очень важно донести до них информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка, выбрать оптимальную программу обучения в школе.
Иногда для успешной коррекционно-развивающей работы с ребенком необходимо порекомендовать родителям консультацию невролога или психоневролога.
Комплексное изучение готовности ребенка к обучению в школе, проводимое педагогом-психологом в подготовительных группах дошкольного отделения:
- исследование уровня сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью;
- исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе;
- исследование личностного компонента готовности к обучению в школе;
- изучение физиологического компонента
Исследование уровня сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью
Методика « Рисование бус» (И.И. Аргинская)
Цель: Определить уровень сформированности навыков учебной деятельности.
Рекомендации. При проведении занятий с детьми следует уделять внимание формированию у них навыков учебной деятельности: умение слушать условие задания. Запоминать и удерживать в памяти несколько условий, осуществлять самоконтроль выполняемых действий и результатов.
Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)
Цель: Выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух. А также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.
Исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе Методика «Корректурная проба» Бурдона
Цель: Исследование особенностей распределения внимания, устойчивости внимания (концентрации)
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Цель: Исследование слуховой произвольной памяти детей
Методика «Дорисовывание фигур» (автор Торренс, модификация О.М. Дьяченко)
Цель: Изучение развития воображения
Методика Равена (цветной вариант Прогрессивных матриц Равена для детей от 4,5 до 8 лет)
Цель: Изучение мышления
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Тест состоит из трех заданий:
- рисование мужской фигуры по памяти;
- срисовывание письменных букв;
- срисовывание группы точек
Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти).
Исследование личностного компонента готовности к обучению в школе
- Методика « Лесенка» (В.Г. Щур)
- Тестовая беседа «Психосоциальная зрелость» ( С.А.Банков)
- Стандартная беседа Нежновой
Исследование произвольной сферы
- Методика «Домик» Н .И. Гуткиной
- «Да» и «нет» Н. И. Гуткиной
Изучение физиологического компонента готовности ребенка к обучению в школе.
Зрительно - моторный Бендер гештальт-тест
Цель: Оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Результаты изучения готовности детей к школьному обучению используются педагогом-психологом при составлении коррекционно-развивающей программы, для рекомендаций родителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми, имеющими определенные трудности в усвоении общеобразовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьями "группы риска" в дошкольном учреждении.
Основы работы с семьями группы-риска....
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвещена основным проблемам проектирования и реализации индивидуальных маршрутов....
Планирование зимних игр и забав старшая группа "Винни-пух" Дошкольное отделение ГБОУ гимназии № 1517
Планирование зимних забав старшая группа "Винни-пух"...
«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»
Доклад по статье«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»...
Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения
Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...
Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
Цель программы – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении....
Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ
Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...