Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
рабочая программа
Цель программы – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
Составитель: Самойлова Е.В.
Архангельск 2019
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность программы
Одним из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения (СОП), а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.
Актуальность данного направления обусловлена увеличением числа случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе и с детьми дошкольного возраста, общей социально-экономической нестабильностью современного общества, вследствие чего растёт число семей, с трудом справляющихся с воспитательными функциями.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.
Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.
Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции социального педагога.
В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ.
«Семья группы риска социально опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего».
Цель и задачи программы
Цель – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- Изучение и диагностика характера взаимоотношений в семьях с детьми «группы риска».
- Социально-педагогическая защита семьям с детьми «группы риска».
- Психолого-педагогическое просвещение родителей детей «группы риска.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
- Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей и адекватной самооценки у детей «группы риска».
Назначение программы
Программа предназначена для комплексного (социального, педагогического, психологического и нормативно-правового) сопровождения семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.
Характеристика контингента
Программа охватывает семьи «группы риска», использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты.
В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:
№ | Принцип | Содержание принципа |
1 | Принцип целенаправленности | Любое мероприятие: должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь |
2 | Принцип актуальности | Тема должна быть определена исходя из особенностей и интересов родительской аудитории |
3 | Принцип планомерности | Работа с родителями должна быть непрерывной, а выбранные формы и методы адекватны поставленным задачам |
4 | Принцип практической направленности | Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (20 % - теория, а 80% - практических рекомендаций. |
5 | Принцип включенности родителей в процесс просвещения | Активный диалог с родителями, зрительные опоры, активизация чувств, воспоминаний родителей, которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей. |
6 | Принцип информационной открытости | Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям |
7 | Принцип этичности | Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях |
8 | Принцип культуросообразности | -Культура внешнего вида педагога; -Культура речи и поведения; -Культура помещения, где происходит встреча с родителями; |
Наиболее эффективными способами работы с семьями являются следующие методы: мониторинг социального статуса семей, наблюдение, игровые приемы и упражнения, тренинги, индивидуальные консультации.
Критерии и показатели эффективности программы:
- Формирование активной позиции родителей детей «группы риска».
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей детей «группы риска».
- Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
- Снижение конфликтности в семье.
- Устойчивость в поведение и адекватная самооценка у детей.
Условия реализации Программы
- наличие специально оборудованного кабинета;
- техническое обеспечение.
Сроки реализации Программы - 1 год
Коррекционная – развивающая программа
«Папа, мама, я – моя дружная семья»
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | Сроки |
Диагностическая деятельность | ||||
1 | Составление социальных паспортов в ДОУ | Выявление семей с детьми «группы риска» | Воспитатели, социальный педагог | сентябрь |
2 | Посещение семей | Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников | Социальный педагог, воспитатели, психолог | сентябрь |
3 | Беседа с детьми на тему «Я и моя семья» | Выявление взаимоотношений детей и родителей в семье | Социальный педагог, воспитатели | сентябрь |
4 | Диагностика с родителями и детьми внутрисемейных отношений «Рисунок семьи» | Определение взаимоотношений, микроклимата ребенка в семье, контакт ребенка с каждым членом семьи и психологического комфорта | Социальный педагог, психолог | сентябрь |
5 | Тест опросник Е.А.Варга, Н.Н. Столин | Выявление родительского отношения у родителей к своему ребенку. | Психолог | сентябрь |
Организационная деятельность | ||||
6 | Школа молодых родителей. Беседа с детьми на тему: «Адаптация ребенка в детском саду» | Ознакомление родителей с особенностями адаптации ребенка в детском саду и о их готовности. | Психолог | сентябрь |
7 | Конкурсы рисунков совместно с родителями «Как мы любим отдыхать» | Сотрудничество родителей, детей с ДОУ. Развитие творческих способностей у родителей и детей при выполнении совместной работы дома. | Воспитатели, родители | ноябрь |
8 | Тренинг с родителями на тему: «Семьи с детьми «группы риска» | Раскрыть понятие семьи с детьми «группы риска», проблемы данных семей | Социальный педагог | ноябрь |
9 | Спортивные соревнования с участием пап «Папа, может всё что угодно» | Активизация семей с детьми «группы риска» к совместным мероприятиям в ДОУ. Пропаганда здорового образа жизни. Поощрение после проведения мероприятий (вручение грамот, благодарностей, значков в участии спортивного соревнования) | Воспитатель по физ.культуре, воспитатели, родители | февраль |
10 | День открытых дверей для родителей с последующей беседой. | Вовлечение родителей в педагогический процесс. Определение путей оказания помощи ребенку. | Воспитатели, социальный педагог | декабрь |
11 | Фото-выставка «Папа, мама, я – большая семья» | Приобщение к совместным мероприятиям через выпуск фотогазеты семей с мест отдыха, с участием родителей и детей | Воспитатели, родители | февраль |
12 | Родительское кафе с чаепитием «Невероятные годы» (просмотр видеозаписей о взаимодействии родителей и детей в различных жизненных ситуациях, групповые дискуссии, беседы и поиск решения проблем родителями, практические упражнения, ролевые игры) | Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи. В непринужденной обстановке обсуждение проблем по воспитанию и развитию ребенка в семье, обмен опытом. | Психолог, старший воспитатель | В течение года – 2 раза в месяц |
13 | Создание «Копилки родительской мудрости» почтовый ящик «вопрос-ответ» | Оказание психологической помощи родителям по интересующим вопросам о воспитании, развитии ребенка | Психолог | январь |
Родительский клуб «Семейный вернисаж» (представление родословной, герба семьи, гимна, достижения членов семьи и т.д.) | Формирование коллектива родителей, установление доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. | Воспитатели, психолог, социальный педагог, родители | март | |
14 | «Праздник мам и бабушек» с подготовленным концертом детей | Сотрудничество семьи с ДОУ, взаимодействие родителей и детей. | Воспитатели, музыкальные руководители | март |
15 | Фестиваль талантов «Минута славы» | Демонстрация талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, семейных достижений. | Воспитатели, музыкальные руководители, родители, старший воспитатель | апрель |
16 | Акция «Добрые дела своими руками» - «Посади дерево», «Мы за чистоту» | Социально-нравственное развитие родителей и детей, позволяющее объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели | Воспитатели, социальный педагог, психолог | май |
17 | Выпуск газеты: «Мы и Детский сад» | Перспективы сотрудничества ДОУ и семьи | Воспитатели, социальный педагог, психолог | май |
Консультационно-просветительская деятельность | ||||
18 | Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка «группы риска» в семье (оформление стендов, буклеты, брошюры) | Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка. | Социальный педагог, психолог, воспитатель | В течение года |
19 | Консультативная служба – консультации общего характера по важным вопросам. Консультации-публикации, оформление папок-передвижек. | Просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей | Социальный педагог, психолог, логопед, воспитатель | В течение года |
20 | Родительские собрания в нетрадиционной форме: вопрос-ответ, круглый стол, в виде игры с использованием ИКТ. | Создание атмосферы сотрудничества ДОУ и семьи, в нетрадиционной форме решение различных ситуации по воспитанию детей, нахождение разных способов и выходов из них. | Социальный педагог, психолог, старший воспитатель, воспитатель. | В течение года |
21 | Презентации книги Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком Как?, по вопросам | Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей, побуждать к чтению данной книги | Социальный педагог | февраль |
Правозащитная деятельность | ||||
22 | Индивидуальные консультации с родителями | Оказание помощи по проблемам, возникающим у родителей с детьми «группы риска» | Социальный педагог | 1 раз в месяц |
23 | Консультация «Права и обязанности детей» | Обобщение знаний родителей о правах и обязанностях ребенка, используя нормативные документы | Социальный педагог, воспитатели | октябрь |
24 | Наглядная агитация-брошюры для родителей «Права и обязанности детей» | Повышение правовой грамотности родителей | Социальный педагог, воспитатели | октябрь |
25 | Консультация на тему «Права, обязанности и ответственность родителей» | Правовое просвещение родителей, формирование ответственности к воспитанию детей в семье. | Социальный педагог, инспектор ПДН | декабрь |
Коррекционно-профилактическая деятельность | ||||
26 | Беседа с родителями «Проблемы в семье с детьми» группы риска» | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей | Психолог, социальный педагог | февраль |
27 | Индивидуальные консультации | Оказание помощи по вопросам, возникающим у родителей с детьми «группы риска» | Социальный педагог | 1 раз в месяц |
28 | Беседа с родителями «Кризисы детей дошкольного возраста» | Помочь родителям понимать особенности физиологии и психологии ребенка дошкольника, о проблемах во время кризисов и пути преодоления. | Психолог, социальный педагог | март |
29 | Наглядная агитация (брошюры для родителей) по вопросам воспитания и обучения детей «группы риска» | Просвещение родителей и повышение грамотности в вопросах воспитания и обучения детей. | Воспитатели, социальный педагог, психолог | В течение года |
30 | Беседа с педагогами социальных институтов – представитель с центра «Леда» или «Центра развития ребенка» | Ознакомление родителей с социальными институтами города, где они могут получить квалифицированную помощь помимо детского сада. | Педагог психолог с центра «Леда», «Центра развития ребенка» | апрель |
Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы.
Реализация данной Программы для семьи
Об эффективности работы с родителями можно судить по следующим показателям:
- степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
- процент посещаемости мероприятий проводимых в ДОУ;
- нормализация детско – родительских отношений;
- применение полученных знаний, умений и навыков в воспитании детей и самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций.
Реализация данной Программы для специалистов
-повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.
Основные этапы работы
Подготовительный этап работы
- Привлечение специалистов ДОУ для реализации данной программы.
- Через педагогический консилиум выявление семей с детьми «группы риска».
- Разработка и утверждение программы сроком на год на педагогическом совете.
- Подготовка диагностического инструментария.
Основной этап работы
- Диагностика семей с детьми «группы риска».
- Реализация программы по направлениям:
- диагностическая деятельность;
- организационная деятельность;
- консультационно-просветительская деятельность;
- правозащитная деятельность;
- коррекционно-профилактическая деятельность.
Диагностическая деятельность – с помощью анкетирования, опросников, диагностики сбор информации о семьях «группы риска», выявление особенностей семей с детьми «группы риска» и влияние микросреды на всех членов семьи.
Организаторская деятельность – просвещение родителей, организация общение родителей и детей в совместных мероприятиях.
Консультативно-просветительская деятельность – просвещение родителей через брошюры, наглядную агитацию, консультации, тренинги, беседы.
Правозащитная деятельность – консультирование родителей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, защиты прав ребенка с помощью наглядной агитации, правовых занятий с детьми, лекций и консультации для родителей, презентаций от социального педагога.
Коррекционно-профилактическая деятельность – профилактика семей с детьми «группы риска», предотвращение конфликтных ситуаций в семьях с помощью бесед, индивидуальных консультаций, наглядной агитации.
Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (психолог, логопед, социальный педагог, заместитель заведующей) и социальными институтами (работники ПДН и КДН, центр «Леда», «Центр развития ребенка», педагоги дополнительного образования), родители.
Заключительный этап работы:
- Анализ и обработка данных реализации программы.
- Соотношение полученных результатов с целью и задачами программы.
- Корректировка программы с целью повышения качества выполнения.
Методическое сопровождение программы
Список использованных источников:
1) Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Класс, 2003. – 336 с.
2) Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
3) Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие. – СПб.: «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.
4) Богданова И.В. Система работы с детьми «группы риска» в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anutka.ucoz.ru/publ/sistema_raboty_psikhologa. (Дата обращения: 21.01.2016).
5) Брутова М.А., Буторина А.Н., Малыхина Е.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации:проблемы и перспективы развития: учебное пособие. – М-во образования педагогики,кафедра педагогики и психологии детства. – Архангельск: КИРА, 2014. – 129 с.
6) Волобуева И.В. Дружная семейка: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учр. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 45 с
7) Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 46 с.
8) Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2010.- №3.-с.35.
9) Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001
10) Майер А.А. Проекты по взаимодействии ДОУ и семьи // Управление ДОУ. – 2008. -№ 3. – с.8-13.
11)Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с.
12) Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.- М.: ,2011.- 322с.
13) Татарникова Г.М.,Вепрева И.И., Кириченко Т.Т. Индивидуальное сопровождение детей группы риска в образовательном пространстве ДОУ Методическое пособие. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds68.edubratsk.ru/files/posobie.doc. (Дата обращения: 22.01.2016).
14) Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - Спб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/29/picture-338160-1483039234.jpg)
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-832764-1645632951.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-832764-1645632951.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-661209-1635706071.jpg)
«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-688252-1687779755.jpg)
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/02/picture-1330520-1619950206.jpg)
Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1331129-1619428232.jpg)
Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы СТАРШЕГО возраста «Дружные ребята»
laquo;Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творче...