Мониторинговые исследования детей с нараушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

Пристанскова Наталья Ивановна

В статье представлен материал который описывает рекомендации к мониторинговым исследованиям с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания дошкольников является ведущим направлением в развитии специального образования. Это означает равноправное включение во все возможные сферы социума, достойной социальной  статус и самореализацию в обществе личности, развивающейся в условиях недостаточности работы зрительной системы. В дошкольном возрасте у детей должны быть, сформированы специфические знания, умения и  навыки, позволяющие ребенку успешно обучаться в школе.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению в соответствии с ФГОС ДО. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для слабовидящих детей в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного видов.

Для  более полной и точной разработки коррекционно – образовательного маршрута для ребенка с нарушением зрения педагогу необходимо провести мониторинговые исследования.

Согласно ФГОС ДО П.3.2.3. в ДОУ проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • Индивидуализации образования.
  • Оптимизации работы с группой детей.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребёнком коррекционно-образовательной программы и влияние коррекционно-образовательной процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребёнка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые учителем - дефектологом.

Ребенок с нарушением зрения имеет особенности в развитии, и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха.

Чтобы определить уровень развития дошкольников, педагогами проводятся мониторинговые исследования.

Цель мониторинговых исследований: комплексная оценка уровня развития ребенка с нарушением зрения.

Задачи:

-выявить уровень развития детей с нарушением зрения;

-определить и своевременно спрогнозировать возможности индивидуального маршрута для каждого ребенка и наметить необходимые векторы индивидуальной коррекционной поддержки детей с нарушением зрения;

Пособие предлагает методики определения уровня развития детей по основным коррекционным разделам Программы образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной (зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально – бытовой  ориентировки и мелкой моторики) с нарушением зрения  от 3 до 7 лет.

Мониторинговые исследования позволяют выявить уровень развития ребенка, степень сформированности знаний, умений и навыков. При этом важно учитывать индивидуальный подход к детям.

Вся коррекционная работа с детьми с нарушением зрения строится на основе индивидуального маршрута, разработанного для каждого ребенка

Для того, что правильно разработать индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Степень сохранности остаточного зрения (данный фактор проверяется врачом – офтальмологом).
  2. Уровень развития ребенка и готовность к обучению.
  3. Индивидуальные особенности познавательной активности ребенка.
  4. Возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Исходя из вышеперечисленного необходимо провести тифлопедагогическое обследование. А начинать данное обследование необходимо с  установления контакта с ребенком. В ходе обследования используются  такие методы, как наблюдение, беседа с детьми и родителями, анализ продуктов деятельности детей и др.

На этапе знакомства с ребенком, поступающим в образовательное учреждение,  необходимо  изучить следующую документацию: психолого-педагогическую характеристику (если ребенок ранее посещал занятия специалиста или другое образовательное учреждение);  заключение и рекомендации специалистов ТПМПК, направивших ребенка; амбулаторную поликлиническую карту; выписку из истории болезни по ведущему нарушению (врача-офтальмолога). Данная информация дает представление о состоянии психического развития и соматического здоровья ребенка, о раннем его развитии, времени возникновения и степени тяжести зрительной патологии, что позволяет  заранее подготовить диагностический материал для обследования ребенка с учетом его индивидуальных зрительных возможностей, а также наметить ряд вопросов для беседы с родителями.

После этапа подготовки и налаживание доброжелательного отношения ребенка к педагогу можно приступить к непосредственным диагностическим методикам, представленным в данном пособии.

При проведении диагностики необходимо соблюдать временные рамки предусмотренные «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН  2.4.1.3049-13:

Время проведения диагностических исследований для детей:

  • 3 – 4   лет – 15  минут.
  • 4 – 5  лет – 20  минут 
  • 5 – 6  лет – 25  минут 
  • 6 – 7  лет – 30  минут 

Таким образом, диагностический материал предлагаемый ребенку должен быть разделен на несколько дней.

Периодичность мониторинга, предусматривает проведение диагностики три раза в год.

В начале учебного года (сентябрь) – стартовая диагностика – по результатам мониторинга определяется потребность в коррекционной работе с каждым воспитанником.

В середине учебного года (январь, февраль) – промежуточная диагностика достижений воспитанников.

В конце учебного года (май) – итоговая диагностика – подводятся итоги о достижении динамики или стабилизации развития у воспитанников.

Каждому ребёнку предлагается последовательно с интервалом от нескольких минут до нескольких дней выполнить серию заданий. Индивидуализация обследования исключает возможность подражании товарищам, обеспечивает достоверность фактического материала.

 Рекомендации для проведения диагностических исследований  с детьми, имеющими нарушения зрения.

Перед началом диагностических исследований необходимо ознакомится со зрительным диагнозом ребенка. Согласно зрительному диагнозу важно соблюдать следующие рекомендации к  наглядному материалу:

  • реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
  • игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
  • изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
  • размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
  • размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор.

Для детей со сходящимся косоглазием весь диагностический материал предлагается ребенку на  подставке, с расходящимся – на столе. При предъявлении  диагностического материала также необходимо учитывать фон, на котором предъявляются картинки:

Для детей с косоглазием, астегматизмом и слабовидящих детей фоновый планшет должен быть зеленого цвета.

При миопии фоновый планшет должен быть черного цвета.

При гипермитропии фоновый планшет должен быть оранжевого или желтого цвета.

Разделы мониторингового исследования

Мониторинговые исследования детей с нарушением зрения включают в себя диагностические задания по основным коррекционным разделам Программы образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной:

  1. Развитие зрительного восприятия. К важнейшим показателям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения в процессе осуществления различных  видов учебной деятельности, связанных с участием зрения относятся следующие:

-  умение узнавать и называть предметы в разных модальностях (контурном, силуэтном и зашумленные предметы).

- уровень развития цветового восприятия.

- уровень развития восприятия величины.

- уровень развития восприятия формы.

- уровень развития сложной формы.

  1. Развития ориентировки в пространстве. Определение особенностей ориентировки в микро- и макропространстве в процессе предметной деятельности. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.
  2. Развития социально – бытовой ориентировки. Определения уровня знаний детей о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, уровень практических умений, которые позволяют детям успешно адаптироваться в быту  в соответствии с нормами и правилами поведения.
  3. Развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики у детей с нарушением зрения важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Результаты мониторинга фиксируются в «Индивидуальной карте развития дошкольника с нарушением зрения», дети распределяются по подгруппам для осуществления коррекционно-педагогической работы

Полученные в результате обследования данные о ребенке позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Одним из условий успешности коррекционной работы является установление положительного контакта между ребенком и педагогом, формирование доверия у ребенка на начальном этапе сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинговых исследований

  Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРУППЫ № 1 «НЕПОСЕДЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Введение В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –8 качеств в соответствии с ФГТ (осн...

Приказ №421 от 25.09.2016г о формировании банка мониторинговых исследований для воспитанников ОВЗ

Приказ 3421 от 25.09.2016г о формировании банка мониторинговых исследований для воспитанников ОВЗ...

Мониторинговое исследование детей средней группы.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 4-5 лет....

Результаты мониторинговых исследований при использовании технологии мнемотехники.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д. Ушинский  ...