Результаты мониторинговых исследований при использовании технологии мнемотехники.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotenika_monitoring.docx | 74.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа
детский сад «Аистёнок»
Технология развития речи средствами мнемотехники.
Результаты мониторинга.
Подготовила: Гойдина С. К.
г. Пушкино
2020г.
МНЕМОТЕХНИКА
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский Актуальность.
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель: обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи мнемотехники:
- Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. Важнейшие принципы мнемотехники.
В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.)
Применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.
Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, идет работа по составлению предложения.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
- Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
- Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Можно сделать вывод:
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Используемая литература:
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО
«Издательство «Детство – Пресс», 2009
- Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4
- Интернет ресурсы.
Результаты мониторинговых исследований
при использовании технологии мнемотехники.
№п/п | Ф.И. воспитанника | Использует в речи сложные предложения | Составляет рассказ по сюж. картинке | Заучивание наизусть, чтение стихов | |||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | ||
1 |
| н | н | н | н | н | н |
2 |
| н | с | с | с | н | с |
3 |
| с | в | с | в | с | в |
4 |
| с | с | с | с | с | в |
5 |
| с | в | с | в | с | в |
6 |
| с | с | с | в | с | в |
7 |
| с | с | н | с | с | с |
8 |
| с | в | с | в | с | в |
9 |
| с | в | с | в | с | в |
10 |
| с | в | с | в | с | в |
11 |
| с | в | в | в | с | в |
12 |
| с | в | с | в | с | в |
13 |
| с | с | н | с | с | в |
14 |
| в | в | в | в | в | в |
15 |
| н | с | н | с | н | с |
16 |
| с | с | с | с | н | с |
17 |
| с | с | с | в | с | в |
18 | н | с | н | с | н | с | |
19 |
| с | в | с | в | с | в |
20 |
| н | с | н | с | с | с |
21 |
| с | в | с | в | с | в |
22 |
| н | н | н | с | н | с |
23 |
| н | с | н | с | с | в |
| н-8 | н- 2 | н- 9 | н- 1 | н- 7 | н- 1 | |
с-16 | с-12 | с-14 | с-11 | с-17 | с-8 | ||
в- 1 | в-9 | в-2 | в-13 | в-1 | в-16 |
Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
н.у. | 32% | н.у. | 5,33% |
с.у. | 62,7% | с.у. | 41,33% |
в.у. | 5.33% | в.у. | 53, 33% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинговых исследований
Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...
Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.
1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"
Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья". Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРУППЫ № 1 «НЕПОСЕДЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Введение В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –8 качеств в соответствии с ФГТ (осн...
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...