МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Предварительный просмотр:
С 1 сентября вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это положение свидетельствует, с одной стороны, о признании значимости дошкольного образования, а с другой — о повышении требований к его качеству.
Не успели педагоги освоить ФГТ, как нужно снова все менять и осваивать требования нового федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями закона «Об образовании в Российской Федерации». Безусловно, каждому педагогу необходимо внимательно ознакомиться с его основными положениями и разобраться, что же принципиально меняется в системе дошкольного образования (проект размещен на сайте Министерства образования и науки РФ).
Новый стандарт был разработан группой ведущих специалистов под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Как разъясняет А. Асмолов, «дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».
На наш взгляд, в новом стандарте больше доверия и уважения к педагогам, которые могут сами решать, какие примерные и парциальные программы брать за основу для разработки собственной программы. Еще раз подчеркнем, что согласно требованиям закона «образовательные организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре» (пока еще этого реестра нет — прим. Ред.). Соотношение обязательной части программ и самостоятельно формируемой — 60 и 40% (а не 80 и 20 %, как было в прежних ФГТ).
Обращаем внимание на основное требование стандарта, в котором подчеркивается, что «образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
Какие же виды деятельности являются «специфичными» для дошкольников?
В первую очередь игра, поисковая деятельность, художественное творчество.
И еще очень важное положение: «Центральная психодидактическая технология стандарта—это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».
Итак, главный принцип — игровое взаимодействие с ребенком, создание условий для полноценного, радостного проживания периода детства.
Анализируя положения нового стандарта, подчеркнем, что основные три группы требований остались такими же, как и были в ФГТ.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:
-к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Последнее положение очень важно для понимания того, что педагоги не обязаны проводить мониторинг уровня усвоения детьми программного содержания и отчитываться этими показателями при аттестации. Более того, это делать запрещено.
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей).
Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального исскуства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования-это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира».
Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.
Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Цель мониторинга - определить уровень художественно – творческих способностей дошкольников.
Мониторинг музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, мониторинг музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале .и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию.
Мониторинг разделён на две части:
- Анкетирование
- Диагностическая методика творческого развития в музыкальной деятельности.
Проводить педагогическую диагностику можно только для разработки и коррекции индивидуальных программ развития детей. А для музыкальных руководителей это необходимо для подбора репертуара, соответствующего индивидуальным возможностям детей (например, диапазону их голоса, особенностям развития движений и т. д.). Следует отметить, что музыкальные руководители это делали и делают всегда, однако отчитываться «показателями», «нарисованными» только для проверяющих, — это, конечно, абсурд.
То, что требования нового стандарта наводят порядок в этом отношении — одна из самых позитивных новостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
ДОКЛАД «Модель выпускника дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
В докладе раскрываются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....
Методическая разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....
Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...
Планирование НОД детей дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие"(в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования)
План -конспект НОД "Лиса Алиса" по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе...