Психокоррекционная работа с детьми в период адаптации
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Методический материал из опыта работы с детьми в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психокоррекционная работа | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступление ребенка в круглосуточное лечебно-оздоровительное учреждение – непростой этап в жизни ребенка, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми, постоянным контактом со сверстниками и новыми взрослыми. Все это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
У детей часто возникают различные трудности привыкания к новой обстановке. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах (у детей могут возникнуть нарушения сна, поведения, аппетита, появиться различные страхи, ребёнок может отказываться играть с другими детьми, болеть).
Характер адаптации ребёнка напрямую влияет на его общее оздоровление в санатории, на эффективность проведенных лечебно-профилактических процедур, а также играет огромную роль в социальном и психическом развитии ребенка.
Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику со стороны педагогов, профилактическая работа педагогов с детьми и просветительская работа с родителями в период адаптации детей к санаторию. При эмоциональной поддержке взрослого ребёнок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. Родители, получая необходимые ответы на свои вопросы от педагогов при индивидуальной беседе, лучше представляют и понимают, что происходит с их детьми в период адаптации к новым условиям.
Организация работы педагогов с детьми и родителями
в адаптационный период.
Для родителей целесообразно проводить общие консультации об особенностях протекания адаптационного периода детей в санатории, трудностях адаптации детей к новым условиям; индивидуальные беседы с родителями; оформить консультативный, наглядный материал в «уголках для родителей» в каждой возрастной группе.
Основными задачами работы педагога в период адаптации детей к санаторию являются:
- создание атмосферы доброжелательности и принятия, на основе которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество ребенка с педагогом и сверстниками в процессе привыкания к санаторию;
- обеспечение вхождения в коллектив детей с разными индивидуальными и личностными особенностями;
- создание условий для формирования навыков общения, повышение коммуникативной и социальной компетентности детей;
- отслеживание динамики, особенностей протекания периода адаптации каждого ребёнка в группе;
- коррекционно-развивающая работа с детьми (проведение различных игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, игр для развития коммуникативных качеств у детей и др.).
Ведение педагогами «Карты наблюдения за деятельностью, поведением и общением ребенка в процессе адаптации к санаторию», листа адаптации ребёнка к санаторию позволяет выявить трудности адаптации ребёнка к новой обстановке, помогает педагогу (совместно с лечащим врачом-педиатром) планировать индивидуальную работу с ребёнком.
Взаимодействие педагогов, лечащего врача-педиатра и родителей способствует сохранению психологического благополучия ребенка, создает условия для предупреждения возникновений нарушений адаптации и отклонений в развитии личности ребёнка, положительно влияет на общее оздоровление детей в санатории.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации.
Методика мышечной релаксации.
Умение расслабиться в ситуации отрицательных эмоций, стресса имеет большое значение. Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который возможно с помощью методики мышечной релаксации, используемой как для взрослых, так и для детей.
Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела.
В начале ХХ в. Э.Джекобсон, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Это связано с наличием так называемых кортико-мышечных связей.
Избыточное напряжение коры головного мозга способствует немедленной реакции возбуждения мышц.
Например, в различных стрессовых ситуациях мы можем непроизвольно поджимать губы, хмурить брови, сжимать кулаки, напрягать плечи, спину и т.д. Причем, чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Когда она идет на убыль, мышечное напряжение также уменьшается. Но если мышцы были в напряжении достаточно долго, то они могут не расслабиться полностью, и возникают так называемые мышечные зажимы. Такое напряжение само по себе становится источником поддержания фона негативных эмоций и психосоматических заболеваний.
Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к торможению коры головного мозга и соответственно снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Однако, обычные действия, которые мы привыкли считать расслабляющими (спокойно посидеть, полежать и т.п.) как правило, не обеспечивают 100%-го эффекта.
Например, спокойно сидя, большинство педагогов чувствуют некоторое напряжение мышц плечевого пояса («мышечный зажим»). Последствиями этого могут стать непонятно как возникающее недовольство и остеохондроз как одно из психосоматических заболеваний.
Группа специальных методик (приемов) обеспечивает практически полное расслабление мышц. Рассмотрим некоторые из них применительно к дошкольнику.
Признанная во всем мире методика расслабления мышц Э.Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация» (от лат.relaxatio – расслабление) была разработана для взрослого человека и составляет основу модификаций техник для дошкольников.
Релаксационные упражнения для дошкольника условно можно разделить на две группы:
- упражнения для расслабления отдельных групп мышц (н-р, шеи, рук, ног, туловища);
- направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные группы мышц.
Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно. Это может быть берег реки, озера, море или лес, конкретное место парка и т.п.). Если педагог работает с одним ребёнком, стоит попросить его описать это место. При работе с группой нужно ориентироваться на представления детей, либо придумать это место (н-р, сказку).
Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации может применяться в ситуациях: для снятия напряжения и профилактики мышечных зажимов; для расслабления после стрессовых событий.
ВАЖНА ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА!
Педагог проводит беседу, в ходе которой ребёнку помогает в любом негативном событии найти позитивные стороны (происходит когнитивная переоценка событий, и стресс окажется минимальным).
В начале беседы (выполняя когнитивную перестройку) следует согласиться с тем, что негативные эмоции, которые ребенок испытывает, вы вполне понимаете и разделяете, и уже потом «обнаружить» позитивные стороны. Важно вначале беседы присоединиться к эмоциям ребёнка, и затем оценить положительные стороны события и в заключение наметить действия, которые ребенок самостоятельно или вместе с взрослым может выполнить для улучшения ситуации.
Не обращать внимания на проблему или ругать ребенка – значит нарушать положительную эмоциональную связь, создавать условия для того, чтобы он замкнулся, не делился своими переживаниями, понижать его самооценку.
После проведенной беседы с ребенком проводится мышечная релаксация (модификация методики Э.Джекобсона). Педагог говорит спокойно, медленно, расслабленно, а когда поступает команда к напряжению – энергично, активно.
- Общее расслабление ребенка через визуализацию «спокойного места» с подключением аудиальных (слуховых), кинестетических (двигательных), тактильных представлений. Важно дать время детям представить то, о чем говорит педагог.
- Обеспечение спокойного дыхания, что само по себе предусматривает расслабление.
- Подготовительный к освоению техники релаксации.
4-7. последовательное «сверху вниз» напряжение и расслабление соответствующих групп мышц, а также запоминание расслабленного состояния конкретных групп мышц.
8. Запоминание расслабленного состояния всего тела.
9. Инструкция к запоминанию и применению.
10. Переход в группу.
Литература для педагогов (практический материал для работы с детьми 4-7 лет)
представлена в методическом кабинете:
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Модификация методики
прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона
Инструкция взрослого | Действия детей |
Как-то раз решили дети совершить путешествие по сказочному лесу. Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой и перенесла их туда. Идут дети по лесной тропинке не торопясь, спокойно, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Вокруг красивые ели, сосны и березы (можно ими полюбоваться), слышен шелест листьев (кукует кукушка, стучит дятел). Под деревьями – мягкая трава(можно ее потрогать), где-то кустик с ягодкой малинкой (можно ее сорвать и съесть), где-то ягодка черничка (можно ее сорвать и съесть)... Легкий теплый ветерок обдувает лицо, руки, тело и ноги (приятно его ощутить). | Переход в сказку. Дети идут, любуются, слышат, трогают, срывают и едят, чувствуют. |
Чувствуются ароматы леса: деревьев, цветов и кустов. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух…И выдохнуть…Вдохнуть…И выдохнуть… Вдохнуть… И выдохнуть. | Спокойно и глубоко дышат. |
Подошли дети к сказочному, лесному озеру. Перед ними – спокойная голубая вода, а под ногами – желтый песок. Решили они отдохнуть, полежать на песочке. Легли, закрыли глаза. Вдыхают полной грудью приятный лесной воздух…Выдыхают… Вдыхают…выдыхают…Вдыхают… Выдыхают… | Идут, ложатся, закрывают глаза. Спокойно и глубоко дышат. |
Тут из-за дерева вышел луч солнца и попал каждому на лицо. Сильно-сильно зажмуриваем глаза и напрягаем лицо. Еще сильнее…Держим напряжение…Держим… Спрятался лучик-расслабили лицо и глаза. Как приятно…(Повторяем еще 1-2 раза). | Напрягают и расслабляют лицо и глаза. Запоминают ощущение расслабленного лица. |
А под ладонями рук – теплый песок. Взяли немножко песка и сильно-сильно сжали кулачки. Еще сильнее напрягли…Еще сильнее… Держим…Держим…держим…Расслабили.Почувствовали, как приятно расслабление… Как приятно..(Повторяем 1-2 раза). | Аналогично для рук. |
И тут на животик каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите животики… Еще сильнее… Еще сильнее… Держим напряжение… держим… Расслабили.. Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление… (Повторяем 1-2 раза). | Аналогично для живота. |
А сейчас на ноги каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась. Сильно-сильно напрягите ноги.. Еще сильнее…Еще сильнее.. Держим напряжение.. Держим…Расслабили.. Расслабили и почувствовали. как приятно расслабление…(Повторяем еще 1-2 раза). | Аналогично для ног. |
Лежим, как приятно. Когда тело расслаблено, оно отдыхает… Запомните это ощущение… | Запоминают ощущение расслабленного тела. |
Когда вы захотите отдохнуть или расслабиться, можете вспомнить путешествие по сказочному лесу, его деревья, травы и ягоды, лесное озеро и то, как можно хорошо расслабиться. Вначале сильно-сильно напрягите мышцы, а затем расслабьте. Сверху вниз. Лицо, потом руки, потом живот, затем ноги. | Получают инструкцию на запоминание. |
Вдохнули лесной воздух…Выдохнули. Повернулись на бок...Сели..Добрая фея взмахнула волшебной палочкой, и мы в группе… | Возвращение в группу. |
Приемы расслабления мышц
Помимо модификации методики Э.Джекобсона, обеспечивающей фактически полное расслабление мышц, в работе с дошкольниками можно использовать и другие способы. Они способствуют расслаблению в меньшей степени, но применение их целесообразно. Так как разнообразная деятельность сама по себе интересна и привлекательна для детей дошкольного возраста.
Детский массаж «Солнышко» представляет собой поглаживание и вызывает расслабление мышц и эмоциональное спокойствие.
Взрослые знают, что если успокаивать плачущего ребенка не только словами, но и прикосновениями, он быстрее перестает плакать.
«Массаж» - комплекс приятных для ребенка касаний – он будет воспринимать как игру, результатом которой станет мышечное и эмоциональное расслабление.
Все прикосновения и поглаживания выполняются руками взрослого по спине дошкольника, который может быть в рубашке или платье. Толстые свитера или кофты лучше снять, чтобы не мешали ощущениям. Ребенок может лежать на животе. Стоять или сидеть. Возможно также выполнение «массажа» детьми друг другу по инструкции и показу педагога. Слова произносятся спокойным голосом.
Инструкция по проведению детского массажа «Солнышко».
Инструкции | Движения по спине ребенка |
Вышло солнышко (повторяем 2-3 раза). | Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине ребенка. Движения достаточно медленные, нажим не сильный, но и не слабый. |
От него расходятся лучики (повторяем 2-3 раза). | Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны. |
Вышли тучки (повторяем 3-5 раз). | Ладонями правой и левой рук одновременно выполняются поглаживающие круговые движения по всей спине ребенка. |
Пошел дождик, его маленькие капельки падают на землю (повторяем 2-3 раза). | Пальцы правой и левой рук одновременно ласково (несильно) постукивают по всей спине ребенка. |
Пошел сильный дождь. Его капли падают на землю (повторяем 2-3 раза, голос более активный). | Пальцы правой и левой рук одновременно сильно (но не больно) постукивают по всей спине ребенка. |
Вышли тучки (повторяем 3-5 раз). | Ладони правой и левой рук одновременно делают поглаживающие круговые движения по всей спине ребенка. |
Вышло солнышко (повторяем 2-3 раза). | Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине. Движения достаточно медленные. Нажим несильный. |
От него расходятся лучики (повторяем 2-3 раза). | Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны. |
Литература:
Агафонова И.Н., Листраткина В.Г., Руссова Т.А. Умение расслабляться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2010г. - №12 – с.40.
Приемы мышечного и эмоционального расслабления.
Физкультура и спортивные игры, подвижные игры не только заряжают ребенка позитивными эмоциями, но и снимают мышечные зажимы благодаря естественному напряжению мышц в процессе выполнения упражнений и последующему их расслаблению.
Теплая вода также способствует расслаблению. Полезны купание, плавание. Также полезны и игры с водой с переливанием, сортировкой предметов (монет, пуговиц, мелких игрушек, камушков и т.п.). В воду могут добавляться отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного (если нет противопоказаний врача!).
Массажные мячи (для самомассажа кисти рук); небольшие сухие бассейны разной формы, наполненные шариками, дают детям разнообразные тактильные ощущения не только стоп, что очень полезно, но и всех групп мышц. Сочетание мягких приятных надавливаний с наблюдением за разноцветными шариками и возможностью игры – хорошее средство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Режим дня не только облегчает физиологическую деятельность организма, но и является способом психологической организации деятельности человека. Привычка к его соблюдению позволяет дошкольнику легко и естественно включаться в выполнение любой деятельности, оставив в прошлом стрессовое событие. Правильная организация дневного сна детей играет положительную роль при профилактике возникновения мышечного и эмоционального утомления у детей дошкольного возраста.
Для стабилизации психоэмоционального состояния детей используются также игры с сыпучими материалами, природным материалом. Это игры с горохом, манкой, фасолью, гречкой (различной крупой); шишками, каштанами, грецкими орехами, мхом, камушками, песком (другим природным материалом). Такие игры не только успокаивают детей, но и развивают мелкую моторику рук, стимулируют сенсорное развитие детей.
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей, повышения функциональных и адаптивных возможностей детского организма используются специальные коррекционные игры.
Они направлены на обучение детей способам приемлемого выражения своего эмоционального состояния, переживаний и развитие навыков речевого общения.
Это игры с бумагой (дети комкают, рвут, бросают ее – в буквальном смысле выплескивая свои эмоции).
Это игры на развитие диафрагмального типа дыхания. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению.
Игры с куклами «би-ба-бо», перчаточными куклами (используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки).
Игры, развивающие коммуникативные навыки детей - навыки общения детей со сверстниками и взрослыми, способствующие вхождению в новый коллектив (в период адаптации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми в период адаптации
Совместные мероприятия с родителями и детьми в период адаптации. Мероприятие на тему "Кленовые листочки". Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, адапта...
Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации
Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...
Работа с детьми в период адаптации
Консультация для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду...
Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду
Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...
Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"
quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...
план работы с детьми в период адаптации
как взаимодействовать с малышами в период адаптации...
Методы и приемы работы с детьми в период адаптации
Методы и приемы работы с детьми в период адаптации...