Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду
методическая разработка на тему

Воробьёва Ольга Юрьевна

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:

1 группа – игры, направленные на сближение педагога с детьми;

2 группа – игры, направленные на освоение группового пространства,  формирование положительного отношения к дошкольному учреждению;

3 группа – игры, направленные на формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом.

Кроме этого здесь можно найти консультацию для воспитателей в форме презентации и консультацию для родителей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_metody_raboty_s_detmi_v_period_adaptatsii.rar2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – является важным этапом в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Одним из важных периодов дошкольного детства является адаптация к детскому саду, от которой зависит как будут выстраиваться отношения ребёнка с социумом.

Причины, которые приводят к тому, что основная масса детей оказывается не готова к поступлению в детский сад:

1. Незнание родителями протекания процесса адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

2. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

3. Наличие у ребенка специфических (индивидуальных)  привычек.

4. Неумение ребенка занять себя игрой.

5. Несформированность у детей элементарных культурно-гигиенических навыков.

6. Отсутствие опыта общения с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

В связи с этим встаёт вопрос о необходимости проведения специальной работы по преодолению трудностей в адаптации. В рамках своей выпускной квалификационной работы я разработала программу, в которую включила специальные игры, способствующие более лёгкому протеканию адаптации, консультацию и памятку для родителей. Сейчас я хочу поделиться с вами опытом своей работы.

Период адаптации предполагает последовательное решение задач. Поэтому все игры были  разделены на 3 группы:

1 группа – игры, направленные на сближение педагога с детьми.

2 группа – игры, направленные на освоение группового пространства,  формирование положительного отношения к дошкольному учреждению.

3 группа – игры, направленные на формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом.

В 1-ю группа игр включены такие игры, как «Иди ко мне», «Покружимся», «Игра с собачкой», «Что в кулачке?», «Покатаемся на лошадке», «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь», «Забава с увеличительным стеклом», «Чертим разные фигуры», «Вместе с мишкой».

Эти игры являются очень эмоциональными и привлекательными для детей раннего возраста. Ко всему прочему они предполагают  индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Во 2-ю группу игр, направленных на освоение группового пространства и формирование положительного отношения к дошкольному учреждению,  входят такие игры как «Наша группа», «Где живут игрушки»,  «Наша мебель», «Поезд», «Найди игрушку».

Эти игры, должны вызвать у детей интерес к окружающей   обстановке, способствовать быстрому освоению группового пространства, а так же сформировать у детей положительное отношение к детскому саду. Освоение группового пространства  происходит за счёт того, что воспитатель в свойственной детям игровой форме знакомит их со всеми основными помещениями группы.

3-ю группу игр, направленных на формирования у детей умений взаимодействовать друг с другом, составили такие игры, как «Ласковый ребенок», «Дом», «Вместе играем», «Поймай воздушный шарик», «Догони зайку», «Вместе пляшем», «У медведя во бору», «Лиса и цыплята», «Птички и дружок».

В ходе этих игр взрослый привлекает внимание каждого ребёнка к окружающим его сверстникам, показывает, что к ним также можно проявлять ласку, говорить добрые слова, а так же очень интересно играть. При этом в каждой из этих игр воспитатель акцентирует внимание на действия детей, подчеркивает и оценивает их, что в свою очередь положительно влияет на благополучный процесс адаптации.

При проведении игр в период адаптации необходимо опираться на следующие правила:

Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее.

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) не всегда следует отдавать детям в свободное пользование, тогда этот материал долго останется для детей необычным, привлекательным.

Так как воспитание ребёнка не ограничивается рамками образовательного учреждения, а важнейшую роль играет семья, работа педагога с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду

в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы",  система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....

Интегрированное занятие с детьми в период адаптации к детскому саду. Тематическое занятие «Снежная зима»

Создание  положительного  эмоционального  настроя,  развитие  внимания,  тактильного  восприятия,  речи  и  воображения,  формирование  дове...

Консультация для родителей: " Игры с детьми в период адаптации к детскому саду"

Игры с детьми в период адаптации к детскому саду Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад...

Консультация для педагогов Нестандартные методы работы с детьми в период адаптации.

Материал будет полезен воспитателям первых младших и вторых младших групп...