Методы и приемы работы с детьми в период адаптации
материал (младшая группа)

Мухаметова Айгуль Мансуровна

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_s_detmi_v_perid_adaptatsii.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы и приемы работы с детьми в период адаптации»

Во время привыкания к новым условиям дошкольного образовательного учреждения каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс.

Причина в том, что у малыша меняется социальная ситуация развития. Если не  создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, то это может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребенка.

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы. 

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  3. От состояния здоровья;
  4. От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.

Показателем окончания периода адаптации является

  1. Глубокий сон,
  2. Хороший аппетит,
  3. Бодрое положительное эмоциональное состояние,
  4. Активное поведение.

Цель работы с детьми в адаптационный период: обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду.

Исходя из поставленной цели, мы решаем ряд следующих задач:

1.Создание для ребенка безопасной, комфортной, разнообразной, предметно развивающей среды.

2.Понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким каким он есть.

3.Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Поэтому, воспитатели групп раннего возраста в нашем ДОУ активно занимаются самообразованием: знакомятся с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет,  активно сотрудничают с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт работы с детьми.

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работаем по трём направлениям:

  1. Создание условий в группе в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Использование различных адаптационных методов и приемов.

Метод в педагогике- это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием в педагогике –практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

В группе  организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда.

Предметно – пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.

Уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

Позитивно отражается на развитии малышей использование Бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению познавательной инициативы.

Сенсорные игры, такие как «Собери бусы» «Лего», «Пирамидка», «Конструктор», «Мозаика», развивают самостоятельность, усидчивость, внимание, моторную координацию рук.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Для взаимодействия с такими детьми хорошо подойдут пальчиковые, речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).

С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ также применяли такие формы и способы адаптации детей как:

  • элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
  • элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок»«Теремок»«Репка»«Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.

Релаксационные игры.

Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками: «Каравай», «Ровным кругом», "Встаньте, дети, встаньте в круг", "Мы топаем ногами" (Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.)

Наличие средств ТСО позволяет слушать с малышами веселые детские песенки, музыкальные клипы. Это снимает у детей тревожность, возбуждение.

Подвижные игры.

В адаптационный период подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем как птички», «Полетели как самолеты», «Поскачем как зайчики», «Попрыгаем как лягушки»… надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием привлекает, отвлекает от переживаний. Играем с детьми в подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Медведь и зайцы», «Кот и воробушки», «Ловкий шофер», «Лиса и зайцы», «Воробушки в гнездышках».

После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Сюжетно-ролевые игры в период адаптации играют немаловажную роль.

 Работу с семьей мы строили в несколько этапов:

  • социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
  • максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:

  • Анкетирование. 
  • Изготовление буклетов, папок передвижок 
  • Индивидуальные консультации. 
  • Беседы. 
  • Используем платформу WhatsApp
  • Проводим родительские собрания. 

В заключении хотелось бы сказать что адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходимо помнить, что мы должны организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы он хотел возвращаться туда ежедневно для совместных игр и общения со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми.

Даны акктуальные методы и приемы в работе с детьми....

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»

                                                    ...

Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...

Консультация для педагогов Нестандартные методы работы с детьми в период адаптации.

Материал будет полезен воспитателям первых младших и вторых младших групп...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...