ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «О ДРУЖБЕ И ДРУЗЬЯХ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Депутатова Наталья Васильевна

«О дружбе и друзьях»

Цели тренинга: Закрепить знания детей о положительных и

отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.

 

 

 Задачи: Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0.5_t_o_druzhbe_i_druzyah.docx232.29 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное

     дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад № 51 "Аленушка"

Истринского муниципального района

http://static.wixstatic.com/media/b05adb_ab6c717d15b24c66a9575c264b8f281c.jpg_srz_979_1008_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz

Выполнила:

 педагог-психолог  Депутатова Н.В.

2014-2015 учеб.год

«О дружбе и друзьях»

Цели тренинга: Закрепить знания детей о положительных и

отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.

 Задачи: Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Методические приёмы Проблемные ситуации.

Оборудование. Мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД тренинга:

Тренинг начинается с песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)

Педагог-психолог:

 – Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема . Отгадайте загадку: На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер        смастерил
Мост высокий без перил. (
Радуга). - Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги        их        можно        прочитать/:

Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство - Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего занятия.

Педагог-психолог:

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Звучит песня В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба верная…”. Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям. Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей.

Педагог-психолог:

– Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качествохарактера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.

Упражнение «Темные и светлые мешочки» На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.

Упражнение «Светофорики» Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества

Педагог-психолог:

О дружбе есть много пословиц. Игра «Собери пословицы»

1. Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/..

2. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

3. Один за всех …… /и все за одного/.

4. Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

 5. Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

6. Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

7.  Дружба - самое …        ../дорогое        сокровище/.
8.   Дружба …..        /дороже        денег/.
9.    Без        друга ….. /в жизни         туго/.
10.  Дружбой дорожи …../ забывать её не спеши/.

 Педагог-психолог:

 – А как много книг о дружбе! Давайте посмотрим выставку. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то – в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».

Викторина:

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

 3. Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, – говорит,– Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают.)

4. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)

5. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)

6. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)

7. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)

8. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? Назовите друзей Маугли. (Волк Акела. Удав Каа, пантера Багира, медведь Балу)

Педагог-психолог:

-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию, «путешествуя» по стране Дружбы. Какой вы увидели страну Дружбы? Каких жителей повстречали? Какие чувства испытывали в момент творчества? На доске – рисунки животных, героев сказок, выполненные детьми. Дети делятся впечатлениями, подходя к своей работе.

Педагог-психолог:

Какое надежное и емкое слово – дружба! Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают. Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

Педагог-психолог:

Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувство. Задание выполняется под песню «Улыбка».

 Педагог-психолог:

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.

Педагог-психолог:

 Зачем нужны воображаемые друзья? Кто бы это мог быть?

Дети: Неживые предметы, игрушки, герои мультфильмов, вымышленные персонажи.

Педагог-психолог:

Что означают слова дружбадругдружить в вашем понимании? Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают? Почему важно иметь разных друзей?

Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

Педагог-психолог:

– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Педагог-психолог:

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске: не ссориться, Педагог-психолог:

уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

 Не злиться

Не жадничать

 Помогать друг другу

 Быть честным

 Итог. Сюрпризный момент.

– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. - А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

 Релаксационная музыкальная пауза. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста – занятие «Дружба»»

развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека; знакомство с понятием и чувством "Дружба"   закрепление знание правил доброжелательного поведения;развитие навыков...

Конспект игровой ситуации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дружба и братство дороже богатства»

Применяемая технология: ТРИЗЦель: Формирование опыта социального взаимодействияЗадачи:- расширять знания детей в области бесконфликтного общения;- совершенствовать умения высказываться и слушать выска...

Педагогический образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Портрет Дружбы"

Проект "Портрет Дружбы" разработан для сплочения группы, для формирования умений детей анализировать и разрешать конфликкты....

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста«О дружбе и друзьях»...

Методическая разработка тренинга для детей старшего дошкольного возраста: «Как хорошо иметь друзей!»

Методическая разработка направлена на:- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;- создание благоприятного климата в группе;- развитие коммуникативных навыков, умения координировать сво...

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки» разработан и проведен с дошкольниками с целью:- Развивать коммуникативные навыки и умения....