«Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».
статья (старшая группа)
«Игры и игровые ситуации как средство развития
здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».
Воспитатель: Антонова Л.А
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач современного общества. В дошкольном образовательном учреждении эта задача значительна, приоритетна, так как она связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей здоровья детей за последнее время.
Под здоровьем на сегодняшний день принято понимать состояние человека, соответствующее принятым социокультурным нормативам (эталонам) в отношении психофизиологической (физической и психической) и личностный (социальной) подсистем его жизнедеятельности. Это позволяет говорить о таких новых аспектах здоровья, как, например, духовное здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни и прочее.
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.
Работа педагогического коллектива, направленная на формирование и развитие у детей-дошкольников потребности в здоровом образе жизни и воспитание у них отношения к здоровью как к ценности, стала важной составляющей воспитательного процесса. В основе этой работы лежит положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_situatsii_kak_sredstvo_razvitiya.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и игровые ситуации как средство развития
здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».
Воспитатель: Антонова Л.А
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач современного общества. В дошкольном образовательном учреждении эта задача значительна, приоритетна, так как она связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей здоровья детей за последнее время.
Под здоровьем на сегодняшний день принято понимать состояние человека, соответствующее принятым социокультурным нормативам (эталонам) в отношении психофизиологической (физической и психической) и личностный (социальной) подсистем его жизнедеятельности. Это позволяет говорить о таких новых аспектах здоровья, как, например, духовное здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни и прочее.
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.
Работа педагогического коллектива, направленная на формирование и развитие у детей-дошкольников потребности в здоровом образе жизни и воспитание у них отношения к здоровью как к ценности, стала важной составляющей воспитательного процесса. В основе этой работы лежит положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка.
В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы занятий, в основе которых лежат игры и игровые ситуации, легко и естественно мобилизующие скрытые физические и интеллектуальные ресурсы ребенка.
Здоровье – это одна из сущностных характеристик человека (наряду с духовностью, интеллектуальностью), определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования.
В настоящее время развитие здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте считается актуальной проблемой современной дошкольной педагогики. Причиной этого является тот факт, что оценка физического состояния современных детей свидетельствует о снижении в последние годы числа гармонично развитых детей и увеличении числа детей с дисгармоничным развитием.
Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем здоровья, вооружение их необходимыми знаниями, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них культуры здоровья.
Внедряя различные методы и приемы для создания среды здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому базовым условием организации здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.
Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:
- с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
- с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
Предназначено для воспитателей ДОУ...
Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников
Применение различных игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, в работе со старшими дошкольниками....
"Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
опыт работы "Использование игровых ситуаций в развитии здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».
Практический опыт работы с старшими дошкольниками....
Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уро...
«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»
Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает...