Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Маша и медведи. Звуки М, Мь".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Маша и медведи»
Ведущая деятельность: речевая, игровая.
Цель: дифференциация звуков М-Мь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Закрепить навык произношения звуков М, Мь, в словах и фразах;
- Учить различать согласные твердые звуки от согласных мягких звуков и их условное обозначение;
- Закрепить навык характеристики звуков с опорой на различные виды контроля;
- Формировать навык определения места звука в слове;
- Закрепить навык звукового анализа двусложных слов , с двумя открытыми слогами;
Коррекционно-развивающие.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, мимическую мускулатуру, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
- Развивать фонематический слух и слухоречевую память;
- Развивать память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать активность, чувство доброжелательности и взаимопомощи.
Предварительная работа:
Разучивание физкультминутки, подготовка оборудования, фонограммы.
Оборудование:
Декорация домика медведей, три мягкие игрушки медведей, кукла Машенька, стулья-пенечки, музыка к физкультминутке и волшебным словам, таблица характеристики звука, контейнер с конструктором, ковер, поднос, карточки для определения места звука в слове, кружочки-символы звуков, картинка для звукового анализа с изображением маков, вкладыши, конверты, стулья, столы, мольберт.
I. Организационный момент.
Л: На поляночке весной
Прибыл весь народ лесной.
Вышли из лесу медведи,
Да как начали реветь:
- Кто сдвинул наши стулья?
- Кто кровати нам помял?
- Кто посмел прийти к нам в гости?
И наш домик поломал?
Л: Ребята, кто же навел беспорядок дома у медведей?
Д: Это девочка Маша.
Л: Из какой сказки все эти герои?
Д: Сказка "Три медведя"
Психогимнастика.
Л: Давайте вместе изобразим:
- как рассердились медведи,
- как испугалась Машенька, увидев Мишутку,
- как обрадовались возвращению Машеньки её родители.
Л: Какой первый звук в имени Машенька?
Д: Звук М.
Л: Какой первый звук в слове медведи?
Д: Звук Мь.
Л: Сегодня мы отправимся с вами в сказочный лес и повторим звуки М, Мь.
Л: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебный сказочный лес. Чтобы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова:
"Я на ножке покручусь
В сказочном лесу окажусь!"
Под музыку дети повторяют слова и движения.
Л: Вот мы и оказались в сказочном лесу.
II. Основная часть.
1. Характеристика звуков, дифференциация.
Появляется кукла.
Л: Ребята, посмотрите, кто это?
Д: Это девочка Маша.
Л: Послушайте стихотворение про Машу и подумайте, в каких словах есть звук М.
Л: Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась,
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.
Д: Маша, маленький, дом, сломала, к трем.
Л: Расскажите, какой это звук?
Д: Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Л: А теперь послушайте, в каких словах будет звук Мь. (прочитывается стихотворение)
Д: Медведи, Мишка.
Л: Расскажите об этом звуке.
Д: Звук Мь согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.
Л: Чем эти звуки похожи?
Д: Они оба согласные, звонкие.
Л: А чем отличаются?
Д: Звук М - твердый, обозначается синим цветом, а звук Мь - мягкий, обозначается зеленым цветом.
2. Развитие фонематического восприятия, определение места звука.
Л: Ребята, Маша переживает, что медведи на неё обиделись, т.к. она сломала Мишуткин стульчик. Она очень просит нас помочь подобрать для них подарки, чтобы медведи её простили. Поможем?
Д: Да.
Дети приглашаются к столу. На столе - наборы конструктора, конверты.
Л: Но подарки будут не простые. Мы их построим из конструктора и в их названии должны быть обязательно любимые звуки медведей - М, Мь.
Что это может быть?
Д: Пирамидка, ромашка, домик...
(мальчик, молоток, мост, мышка, гномик, трамвай, миска, комета, змея, шмель, машина, пирамида, дом, замок, мишка, пальма, самолет, комод, мотоцикл)
Л: Договоритесь между собой, кто, что будет делать и приступайте.
Дети из конструктора строят поделки.
Л: А теперь откройте конверты, достаньте карточки и кружочки. Подумайте, какой звук слышится в названии вашего подарка М или Мь. Определите, где он находится: в начале, середине или в конце слова. Отметьте, с помощью фишки на карточке место вашего звука.
Дети выполняют задание.
Л: Давайте расскажем о наших подарках.
Маша: Я построила домик. В слове домик звук Мь находится в середине слова.
И т.д. с остальными поделками.
Поделки ставятся на поднос.
Физкультминутка "Мишки" (под музыку)
Переваливаясь важно,
Мишки в лес идут отважно.
Мишеньки, мишеньки,
Славные малышки.
Сели мишки дружно на пол
И стучат сердито лапой.
Мишеньки, мишеньки,
Славные малышки.
Вот легли... они устали,
На снегу валяться стали.
Мишеньки, мишеньки,
Славные малышки.
Спать мишутки захотели
И тихонько захрапели.
Мишеньки, мишеньки,
Славные малышки.
Снова встали... и отважно
Мишки в лес шагают важно.
Мишеньки, мишеньки,
Славные малышки.
3. Звуковой анализ.
Л: А вот и лесная поляна. Домик медведей пустой. Нас никто не встречает, наверное, медведи ушли в лес. Давайте погуляем!
Л: Посмотрите, какие здесь пенёчки, на пенёчках что-то лежит. Подойдем к ним? Что там лежит?
Д: Конверт.
Л: Давайте в него заглянем. Что там лежит?
Д: Кружочки и вкладыш.
Л: А я за деревом нашла вот такую картинку.
На мольберт выставляется картинка с изображением маков и с пустыми клеточками под ними.
Л: Вы догадались, что мы будем сейчас делать?
Д: Звуковой анализ.
Л: Да. Что изображено на картинке?
Д: Маки.
Л: Мы будем делать звуковой анализ слова МАКИ
Сколько клеточек нарисовано под ними?
Д: Четыре.
Л: Правильно, потому что в слове МАКИ четыре звука. (медленно прочитывается слово, с ведением указкой под клеточками)
Л: Сначала мы разделим это слово на слоги. Что мы для этого делаем?
Д: Хлопаем.
Л: Прохлопаем слово МА-КИ. Сколько слогов?
Д: 2 слога.
Л: Какой 1 слог?
Д: МА.
Л: Какой 2 слог?
Д: КИ.
Л: Сначала разберем 1 слог МА. Послушайте внимательно и скажите, какой первый звук в этом слоге?
Д: Звук М.
Л: Он какой?
Д: Звук М согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Л: Поставьте синий кружочек во вкладыше. Какой второй звук?
Д: Звук А. Он гласный, обозначается красным цветом.
Дети выставляют красный кружочек.
Л: Давайте прочитаем в этом слоге каждый звук отдельно: М, А.
А теперь соединим: МА.
Дети прочитывают совместно с логопедом.
Л: Теперь разберем 2 слог КИ. Какой первый звук в этом слоге?
Д: КЬ.
Л: Он какой?
Д: Согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
выставляем зеленый кружочек.
Л: Какой второй звук в этом слоге?
Д: И.
Л: Он какой?
Д: Гласный, обозначается красным цветом.
Л: Прочитаем во 2 слоге каждый звук отдельно: КЬ, И. А теперь соединим: КИ. Прочитаем слово полностью: МАКИ.
Дети совместно с логопедом прочитывают слоги и слово, ведя пальцем под кружочками.
4. Развитие фонематического слуха.
Л: А вот и хозяева вернулись! Машенька просит у них прощения и дарит свой подарок.
Л: Ой, ребята, Машенька говорит, что хочет тоже подарки. Подарим и ей подарки?
Д: Да.
Л: Но у нас не простые подарки, а со звуками М, Мь. Кому мы подарим подарки со звуком М?
Д: Маше.
Л: Почему?
Д: Потому что её имя начинается на звук М.
Дети отдают поделки, в названии которых есть звук М.
Л: Кому подарим подарки со звуком Мь?
Д: Мишутке (медведям). Потому что первый звук Мь.
Л: Медведи и Машенька благодарят вас за подарки. Они им очень понравились. Мишки дарят вам угощение.
К сожалению, пришло время прощаться и возвращаться в детский сад. Давайте опять произнесем волшебные слова.
Звучит музыка.
Л: «На одной ножке покрутись
В детский садик возвратись!»
III. Заключительная часть.
Л: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Вам понравилось в лесу у медведей и Машеньки?
Д: Да.
Л: Что мы сделали с вами полезного?
Д: Помогли Маше. Сделали подарки для медведей.
Что было самым интересным? Что понравилось больше всего?
А что было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]
Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Развивать зрительное внимание и память,используя таблицы, кубики и картинки Зайцева...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».
Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе...