РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.
К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка. На этапе завершения дошкольного образования, речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров, не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Анализируя уровень развития речи воспитанников МАДОУ «Детский сад №5» за последние три года, отмечается тенденция к увеличению количества речевых нарушений. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное дизартрическим компонентом, возникла необходимость разработки адаптированной программы по коррекции данных нарушений в условиях логопедической группы.
Разработанная программа представляет интеграцию общеобразовательных программ: « От рождения до школы» под ред. Вераксы « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с4 до 7 лет)» Нищева Н.В., « Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под редакцией авторов Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.Б. Чиркиной.
а также с использованием современных достижений логопедической науки и практики.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
1.2. Приоритетное направление деятельности:
Обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Задачи:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
- Разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной с взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.
При разработке программы ведущим является:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя ДОУ.
- Характеристика контингента детей
Воспитанники с ОНР - II уровня развития речи
Данный уровень определяется как задатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать. Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волчонок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.
Воспитанники с ОНР - III уровня развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. Д. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова. Не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.4. Целевые ориентиры работы с воспитанниками – логопатами
в соответствии с логопедическим заключением
Логопедическое заключение | Целевой ориентир |
Дизартрия | Ребенок, умеющий произносить правильно все звуки и максимально использующий полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками |
ОНР (все уровни) | Ребенок с максимально возможным восстановлением речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика), компенсацией психических нарушений |
1.5. Направления работы с воспитанниками – логопатами
в соответствии с логопедическим заключением
Логопедическое заключение | Направления работы |
Дизартрия | 1. Укрепить соматический и неврологический статус воспитанника 2. Развивать психические функции 3. Развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность) 4.Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно произносимых звуков 5. Формировать правильную артикуляцию звуков 6. Развивать моторные функции 7. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях 8. Развивать способность различать звуки по акустическим признакам 9.Формировать навык фонематических операций: анализа и синтеза 10.Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи |
ОНР | 1. Укрепить соматический и неврологический статус воспитанника 2. Развивать психические функции 3. В случае необходимости развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность) 4.Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно произносимых звуков 5. Формировать правильную артикуляцию звуков 6. Развивать моторные функции 7. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях 8. Развивать способность различать звуки по акустическим признакам 9. Формировать навык фонематических операций: анализа и синтеза 10. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи 11.Обогатить словарный запас, уточнить лексические значения слов, активизировать словарь предметов, признаков, действий; работать над использованием в речи антонимов и синонимов 12.Совершенствовать практическое употребление грамматических категорий 13.Формировать навыки диалогической и монологической речи |
- Проектирование образовательного процесса
2.1.Организация коррекционно-развивающей работы
Учебный год в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается с 4-ой недели сентября по май (включительно), и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.
В сентябре проводится комплексное исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом и альбома диагностики индивидуального развития детей воспитателями. Индивидуальные занятия учителя логопеда с детьми.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедической группе устраиваются зимние каникулы. Если на этот период, выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводятся только индивидуальные занятия и игры на свежем воздухе. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим.
Режим дня
(10 часов пребывания)
Режимные моменты | Время |
Приём детей на воздухе: игры, общение, наблюдения, самостоятельная деятельность, дежурство утренняя гимнастика | 7.30-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Самостоятельная деятельность: личная гигиена, игры, подготовка к НОД | 8.55-9.00 |
1-я НОД воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие | 9.00-9.20 |
2-я НОД воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие | 9.30-9.50 |
Второй завтрак | 9.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, самостоятельная деятельность, игры | 10.00-12.25 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | 12.25-13.00 |
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём, закаливающие и гигиенические процедуры | 15.00-15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.35 |
Игры, досуги, самостоятельная деятельность по интересам, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, НОД (по плану), подготовка к прогулке | 15.35-16.40 |
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, возвращение с прогулки, беседы с родителями, уход домой | 16.40-17.30 |
Расписание работы логопеда
1-е подгрупповое занятие 9.00—9.20
2-е подгрупповое занятие 9.30—9.50
Индивидуальная работа с детьми 10.00—12.40
Участие логопеда в режимных моментах 12.40—13.00
График работы учителя – логопеда
понедельник – 9.00 – 13.00
вторник – 9.00 – 13.00
среда –13.00 – 17.00
четверг – 9.00 – 13.00
пятница – 9.00 – 13.00
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)
Гр № 15 Подготовительная к школе группа логопедическая | 9.00-10.10 Речевое развитие/Логопедическое занятие 10.20-11.00 Лепка/аппликация 16.00-16.30 - физра (на улице) | 9.00-10.10 Познавательное развитие/Логопедическое занятие 11.00-11.30 Физра 16.00-16.30 рисование | 9.00-9.30 Познавательное развитие - ФЭМП 11.00-11.30 Физра | 9.00-10.10 Познавательное развитие - ФЭМП/Логопедическое занятие 11.00-11.30 Музыка | 9.00-10.10 Познавательное развитие/Логопедическое занятие 11.00-11.30 Музыка |
2.2. Содержание индивидуальной и подгрупповой НОД
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. На занятиях осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
• постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
- Формы реализации программы
Вид деятельности Форма организации | Субъект воздействия | Содержание деятельности |
Диагностическая деятельность (индивидуальная) | воспитанники |
|
Коррекционно-развивающая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | воспитанники | НОД в соответствии с циклограммой деятельности:
|
Консультационно-профилактическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги групп |
|
родители (законные представители) | Консультирование по запросам Направление и сопровождение для консультации на городской ПМПК (по запросу родителей) | |
Педагоги ДОУ | Проведение ПМПк. Разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выявленных отклонений в развитии воспитанников – 3 раза в год | |
Методическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги, родители (законные представители), администрация ДОУ | Формирование речевой культуры, педагогической компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста Выступления на Совете педагогов |
- Формы работы с воспитанниками
Диагностическая работа
Вся коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе и предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. В личной карте воспитанника отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения воспитанника учителем-логопедом и другими педагогами ДОУ.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии проводится скрининговое обследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников ДОУ. Данные мониторинга используются для формирования подгрупп и корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционная работа
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОО обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на их основании утверждают план работы группы на первый период работы. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующая дошкольной образовательной организацией утверждает план работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в начале каждого периода работы. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и подтвердить необходимость продления срока пребывания воспитанника в группе компенсирующей направленности или возможность его выпуска из данной группы.
В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине дня, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом, так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. На работу с одной подгруппой детей в старшей группе — 20 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми. Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке такой группы больше видов работы с детьми; в данной группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку.
- Перспективно – тематическое планирование
сентябрь | Обследование речи учителем-логопедом, заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями | Альбом Иншакова, | Выставка рисунков «Как я провел лето» | ||
октябрь | 1 неделя | 4 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | Нищева Н.В. Конспекты, стр.11-35 | |
2 неделя | 4 | Овощи. Огород. Звуки [п], [п′], [б], [б′]. Буква Б б | Нищева Н.В. Конспекты, стр.36-62 | Коллективная аппликация «Вот так урожай!» | |
3 неделя | 4 | Сад. Фрукты. Звуки [п], [п′], [б], [б′]. Буква Б б | Нищева Н.В. Конспекты, стр.62-87 | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» | |
4 неделя | 4 | Лес. Грибы. Ягоды Звуки [д], [д ′], [т], [т′]. Буква Д д | Нищева Н.В. Конспекты, стр.87-114 | Выставка поделок из природного материала, подготовленных с родителями | |
ноябрь | 1 неделя | 4 | Одежда. Звуки [д], [д ′], [т], [т′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 115 -138 | Праздник «Здравствуй, Осень!» |
2 неделя | 4 | Обувь. Звуки [г], [г ′], [к], [к′]. Буква Г г | Нищева Н.В. Конспекты, стр.139 - 161 | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» | |
3 неделя | 4 | Игрушки Звуки [г], [г ′], [к], [к′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 162 - 188 | Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы | |
4 неделя | 4 | Посуда. Звуки [в], [в ′], [ф], [ф′]. Буква В в | Нищева Н.В. Конспекты, стр.188 - 212 | Выставка рисунков ко дню матери «Мамочка моя» | |
декабрь | 1 неделя | 4 | Зима. Зимующие птицы. Звуки [в], [в ′], [ф], [ф′]. Буква В в | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 215 - 244 | |
2 неделя | 4 | Домашние животные зимой. Звуки [в], [в ′], [ф], [ф′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 244 - 269 |
| |
3 неделя | 4 | Дикие животные зимой. Звуки [в], [в ′], [ф], [ф′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.270 - 295 | Выставка поделок «Наша Елочка!» | |
4 неделя | 4 | Новый год. Звуки [х], [х ′], [к], [к′], [г], [г ′]. Буква Х х | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 295 - 320 | Новогодний утренник | |
январь | 1 неделя | Зимние каникулы | Зимние спортивные игры | ||
2 неделя | 4 | Мебель. Звуки [х], [х ′], [к], [к′], [г], [г ′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 320 - 340 | ||
3 неделя | 4 | Транспорт. Звук [ы]. Буква Ы | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 340 - 363 | Выставка игрушек «Моя любимая машинка» | |
4 неделя | 4 | Профессии на транспорте. Звуки [ы], [и]. Буква Ы | Нищева Н.В. Конспекты, стр.363 - 383 | ||
февраль | 1 неделя | 4 | Детский сад. профессии. Звуки [с], [с′]. Буква С с | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 384 - 407 | Экскурсия в банно-прачечный комплекс, кабинет старшего воспитателя |
2 неделя | 4 | Профессии. Швея. Звуки [с], [с′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.407 - 427 | Коллективный коллаж «Нарядные куклы» | |
3 неделя | 4 | Профессии на стройке. Звуки [з], [з′]. Буква Зз | Нищева Н.В. Конспекты, стр.427 - 448 | Праздничный утренник «День защитника Отечества» | |
4 неделя | 4 | Наша армия. Звуки [с], [с′], [з], [з′]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 448 - 465 | Общесадовский праздник на улице «Масленица» | |
март | 1 неделя | 4 | Весна. Звуки [ш]. Буква Ш ш | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 470 - 495 | Праздничный утренник «Международный женский день» Изготовление праздничных открыток для мам и бабушек |
2 неделя | 4 | Комнатные растения. Звуки [с], [ш]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 496 -519 | ||
3 неделя | 4 | Аквариумные и пресноводные рыбы. Звуки [ж]. Буква Ж ж | Нищева Н.В. Конспекты, стр.519 - 542 | ||
4 неделя | 4 | Наш город - Геленджик Звуки [ш]. [ж]. | Открытки с изображением достопримечательностей города | Коллективная работа «Мой Геленджик» | |
апрель | 1 неделя | 4 | Весенние сельскохозяйственные работы. Звуки [з]. [ж]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.563 - 584 | Посадка лук, салата в центре природы |
2 неделя | 4 | Космос Звуки [э]. Буква Э э | Нищева Н.В. Конспекты, стр.584 - 604 | Коллаж «Раз – планета, два- комета» (коллективная работа) | |
3 неделя | 4 | Откуда хлеб пришел? Звуки [с], [з], [ш]. [ж]. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.605 -623 | Чаепитие с родителями «Мамины пироги» | |
4 неделя | 4 | Почта Звуки [к], [г], [х] | Нищева Н.В. Конспекты, стр.623 - 642 | Экскурсия на почту | |
май | 1неделя | Весенние каникулы | |||
2 неделя | 4 | Правила дорожного движения. Звуки [в], [ф] | Нищева Н.В. Конспекты, стр. 643 -654 | День Победы Выставка –конкурс поделок | |
3 неделя | 4 | Лето. Насекомые. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.654- 663 | День открытых дверей | |
4 неделя | 4 | Лето. Цветы на лугу. | Нищева Н.В. Конспекты, стр.683 - 702 |
- План-программа коррекционно-развивающей работы
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
- Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, растение, дерево, ствол, ветка, корень, куст, трава, береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, урожай, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, кабачок, баклажан, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, гранат, банан, огород, сад, грядка).
- Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (деревья, кустарники, овощи, фрукты ягоды, грибы, игрушки, одежда, обувь, посуда; лесные ягоды, садовые ягоды; кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда; летняя одежда, осенняя одежда; летняя обувь, осенняя обувь).
- Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать — одеваться).
- Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами (березовый, морковный, яблочный, вишневый, грибной, шерстяной).
- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).
- Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
- Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали).
- Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче)
- Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).
- Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать).
- Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).
- Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
- Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
- Закрепление навыка мягкого голосоведения.
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи
- Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.
- Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, желуди) и использования их в речи.
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [б]-[п], [п]-[п'], [б]-[б'], [б']-[п'], [д]-[т], [т]-[т'], [д]-[д'], [д']-[т'], [г]-[к], [к]-[к'], [г]-[г'], [г']-[к'], [в]-[ф], [ф]-[ф'], [в]—[в'], [в']—[ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
Второй период (декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря
- Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
- Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед и т.д.) Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (животное, зверь, птица, мебель, транспорт, профессия; домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, грузовой транспорт, пассажирский транспорт, профессии военных).
- Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов (выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов (чистить — чиститься).
- Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами (красненький, мягонький).
- Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов -антонимов (хороший — плохой, тяжелый — легкий).
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
- Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
- Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени (строит -строят, учит — учат, управляет — управляют), глаголов про шедшего времени (красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
- Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок — котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
- Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.
- Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао).
- Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).
- Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
- Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
- Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
- Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
- Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
6. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
- Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
- Формирование правильных укладов звуков [р] и [р'], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад)
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одно го, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов.
3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных 'звуков.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[с`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом).
Обучение элементам грамоте
- Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
- Ознакомление с буквами X, Ы, С, 3.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с пройденными буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения
- Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
- Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
- Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Теремок») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
Третий период (март, апрель, май, июнь)
Развитие словаря
- Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, льдина, почка, мать-и-мачеха, подснежник, верба, гнездо, пахота, сев, трактор, плуг, сеялка, лопата, грабли, семена, почта, почтальон, телеграмма, бандероль, марка, конверт, квитанция, космонавт, механизатор, хлебороб, тракторист, комбайнер, регулировщик, лето, отдых, жара, солнцепек, пляж,).
- Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий (птицы, рыбы, насекомые, цветы, профессии; перелетные птицы, аквариумные, речные и озерные рыбы, полевые и луговые цветы).
- Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем (таять, капать, течь, грохотать, вить, летать, плавать, пахать, сеять, белить, сажать, растить, регулировать, охранять), приставочных глаголов (прилетать, выводить, поливать, перекапывать, убирать, разносить)-
- Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный) и прилагательными с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький).
- Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами (старый — новый, широкий -узкий) и словами-синонимами (идет — плетется; бежит - мчится; красный — алый; веселый — озорной).
- Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от замка, ключ-родник).
- Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений простых предлогов.
- Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
- Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа (по пруду — за прудом — в пруду; на реке — над рекой — в реке; по гнезду — над гнездом — в гнезде; по лужам — над лужами — в лужах).
- Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий — звонкая — звонкое — звонкие; хрупкий — хрупкого — хрупкому — хрупким — о хрупком; зеленые — зеленых — по зеленым — над зелеными — на зеленых).
- Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм (копать — перекопать, вскопать, закопать; летает — летают; плавал — плавала — плавали).
- Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой, серебряный, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).
- Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днем, о жарком дне; розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере; голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми незабудками, о голубых незабудках) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, два жука, пять жуков; одна муха, две мухи, пять мух).
- Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (к реке, к озеру; от реки, от озера; с дома, со шкафа).
- Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).
- Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
- Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела туча, и пошел сильный дождь.).
- Обучение составлению предложений с противительным союзом а (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).
- Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не пошли гулять, потому что шел сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
2. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
- Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
4. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности
5.Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков [р] и [р'] в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции звуков [л] и [л'].
3. Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и коротких рассказах.
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
- Формирование умения отличать звук [э] от других гласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости: [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ш]—[з]—[ж], [р]—[р'], |л]-[л'], [р]-[л], [р']-[л'], [р]-[л]-[р']-[л']- в ряду звуков, слогов, слов
- Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте
- Ознакомление с буквами Ш, Ж, Ы, Э.
- Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (написание жи—ши с буквой «и»)
Развитие связной речи и речевого общения
- Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей - вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
- Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
- Формирована умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Кот, Петух и Лиса») и коротких рассказов.
- Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
2.7. Взаимодействие с педагогами
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателя. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, для которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: — логопедические пятиминутки; — подвижные игры, упражнения и пальчиковая гимнастика; — индивидуальная работа; — рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируются 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
2.8. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства;
- Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи;
- Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми;
- Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.
Формы работы с родителями
Формы | Виды | Цели |
Индивидуальная | Первичная беседа | Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза. |
Работа в течение года | Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка. | |
Домашняя тетрадь | Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. | |
Коллективная | Групповые собрания | Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении. |
Родительский стенд «Советы логопеда» | Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста. | |
Родительский клуб «Лесенка успеха» | Дать родителям теоретические и практические знания по какой-либо теме (лекция + просмотр занятия). Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…) | |
Организация речевых праздников | Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком. | |
Анкетирование | Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу. |
3. Методическое обеспечение
3.1. Методы и приемы работы с воспитанниками
Методы | Приемы |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
Игровой |
|
Репродуктив ный |
|
Исследователь ский |
|
3.2. Перечень дидактических игр и пособий
Раздел | Перечень пособий и дидактических игр |
Звукопроизношение | «Лягушка» (дидактическая игрушка для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом) «Повтори не ошибись (слова сложной слоговой структуры)» Картинный материал для автоматизации звуков:
«Волшебный мешочек» с мелкими игрушками Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков |
Словарь | Лото «Логическая цепочка» «Антонимы: иллюстрации» «Сложные слова: иллюстрации» «Часть и целое» «Четвертый лишний» Тематический словарь в картинках
Мир растений и грибов:
Мир человека
Картотека домашних заданий по изучаемым лексическим темам |
Грамматический Строй | «Найди по цвету и назови» «Придумай предложение по его модели» «Расскажи кто где живет»(предлог в) «Один – два – пять - девять» (согласование существительных) «Я – ты - мы» (согласование числительных с существительными) «Кому что?» (профессии) «Что без чего?» (Родительный падеж имен сущ.) «Кто у кого? Кто с кем?» (детеныши) «Большой - маленький» (Сущ. с уменьшительно ласк. суффиксами) «Найди по цвету и назови» (согласование имен сущ. с прилаг.) «Чего много в магазине» (Род.п. Имен сущ.) «Чья ветка, лист, полено?» (Притяж. прилаг.) «Один - много» (мн.число имен сущ.) «Образуй новое слово по модели» «Скажи правильно» (приставочные глаголы) «Чья голова, тело, хвост?» (притяж. прилаг.) |
Фонематическое восприятие Обучение грамоте | «Составь модель слова» (звуковой анализ) «Буквенный конструктор» «Прочитай слово по картинкам» «Выдели ударный слог» «Домики для звуков» «Сложи слово» (магнитные буквы) «Ребусы» «Слоги» «Фонетическое лото» «Читаем сами» |
Связная речь | «Что сначала, что потом?» (сложносочиненное предлож.) «Составь рассказ по серии картин» «Придумай предлож. по его модели» «Расскажи сказку» |
Психические процессы | «Подбери по смыслу» «Лото ассоциации» «Подбери узор» Набор кукол пальчикового театра |
Развитие дыхания, развитие моторики | Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен) Игровые пособия для развития воздушной струи (бабочки, снежинки, листья) Пазлы «Веселая гусеница» (пособия для плетения косичек) Шнуровки Массажеры Разрезные картинки. Кубики Трафареты Счетный материал Игры: «Танграм», «Волшебный круг» |
Материально-техническое оснащение
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
1. | Шкаф для пособий | 2 |
2. | Парта ученическая | 1 |
3. | Стулья | 4 |
4. | Стол для подгрупповых занятий | 1 |
5. | Мольберт | 1 |
6. | Зеркало настенное | 1 |
7. | Зеркала для индивидуальной работы | 10 |
8. | Логопедический инструментарий | |
9. | Шпатели логопедические одноразовые | 1 |
10. | Комплект зондов для постановки звуков | 1 |
11. | Комплект щеток для артикуляционного массажа | |
12. | Комплект массажных зондов | 1 |
13. | Ватные палочки, влажные салфетки, вата, одноразовые носовые платки. | 1 |
14. | Игрушки, пособия для развития дыхания | |
15. | Спирт | 1 |
Каталог учебно-методической литературы и пособий
№п/п | название | автор | издательство | Год издания | |
Словари, справочники, учебники | |||||
1. | Справочник логопеда | М.А. Поваляева | «Феникс» | 2008 | |
2. | Словарь логопеда | В.М. Селивёрстов | «Владос» | 1992 | |
3. | Орфографический словарь русского языка | «Риппол классик» | 2014 | ||
Методические пособия | |||||
1. | Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. | Сост. Чиркина Г.В. | «Дрофа» | 2009 | |
2. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. | «Дрофа» | 2009 | |
3. | Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2004 | |
4. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2007 | |
5. | «Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь». | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2009 | |
6. | «Занимаемся вместе. Подготовительная группа. Домашняя тетрадь.» | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2008 | |
7. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. | ||||
9. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. | ||||
10. | Хрестоматия по логопедии | Волкова Л.С. | «Владос» | 1997 | |
11. | Логопедия (учебник для вузов) | Волкова.Л.С. | «Владос» | 1999 | |
12. | Возрастная психология | Мухина В.С. | «Академия» | 2000 | |
13. | Психология дошкольника(хрестоматия) | Урунтаева Г.А. | «Академия» | 2000 | |
14. | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов | Ефименкова Л.Н. | «Владос» | 2003 | |
15. | Дидактические игры в обучении дошкольников | Катаева А.А. | «Владос» | 2001 | |
16. | Специальная дошкольная педагогика | Стребелева Е.А. | «Академия» | 2001 | |
17. | Речевые игры и упражнения для дошкольников | Ушакова О.С. | Ин. Психотерапии | 2001 | |
18. | Фонетическая ритмика | Власова Т.М. | «Учебная лит-ра» | 1997 | |
19. | Коррекция речи и голоса у детей и подростков | Ермакова И.И. | «Учебная лит-ра» | 1996 | |
20. | Волшебный мир звуков | Пожиленко И.И. | «Владос» | 2001 | |
21. | Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ | ||||
22. | Подготовка к школе детей с ЗПР(1,2) часть | Шевченко С.Г. | «Школьная пресса» | 2004 | |
23. | Социальное развитие детей с ОНР | Шифер Н.А. | «Сфера» | 2013 | |
24. | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | Агранович З.А. | «Детства Пресс» | 2001 | |
25. | Организация логопедической работы в ДОУ | Степанова О.А. | «Сфера» | 2003 | |
26. | Документация учителя логопеда | Илюхина Ю.В. | Кафедра ККИДППО | 2013 | |
27. | Методика развития речевого дыхания у дошкольников с Н.Р. | Беляева Л.И. | «Книголюб» | 2004 | |
28. | Учебное пособие по развитию речи | Лаптева Е.В. | «Астрель» | 2013 | |
29. | Правильно ли говорит ваш ребёнок | Максаков А.И. | «Просвещение» | 1988 | |
30. | В первый класс без дефектов речи | Ткаченко Т.А. | «Детство –пресс» | 1999 | |
31. | Нетрадиционные методы массажа арт. Аппарата. | Новикова Е.В. | «Академия» | 2003 | |
32. | Логопедический массаж, Зондовый массаж | Дьякова Е.А. | «Гном» | 2001 | |
33. | Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольника | Голубева Г.Г. | |||
34. | Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения | Коноваленко С.Г. | «Гном» | 2000 | |
35. | Развитие речи у детей в театрализованной деятельности | Парфёнова Е.В. | « Сфера» | 2013 | |
36. | Преодоление речевых нарушений у дошкольников | Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. | « Союз» | 2001 | |
37. | Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе | Коноваленко В.В. | «Гном» | 2000 | |
38. | Дети с ФФН | Филичева Т.Б. Туманова Т.В. | «Гном пресс» | 1999 | |
39. | Формирование лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР | Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. | «Союз» | 2001 | |
40. | Коррекция заикания | Ястребова А В. | «Аркти» | 2000 | |
41. | Основы логопедической работы с детьми | .Чиркина Г.В. | «Аркти» | 2003 | |
42. | Фонематика | Дурова Н.В. | «Мозаика-Синтез» | 2003 | |
43. | Журнал Логопеда | ||||
44. | Чтобы ребёнок не заикался | Резниченко Т.С. | «Гном» | 2000 | |
45. | Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников | Ткачёва В.В. | «Гном» | 2000 | |
46. | Ранняя диагностика и коррекция ЗПР Формирование звукопроизношения у дошкольников | Борякова Н.Ю. | «Гном-пресс» | 2003 | |
47. | Лексические темы по развитию речи детей | Арефьева А Н. | « Сфера» | 2004 | |
48. | Коррекционная педагогика | «Академия» | 1999 | ||
49. | Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии | МаллерА.Г. | «Аркти» | 2000 | |
50. | Анатомия и физиологоя детей и подростков | Сапин М.Р. | «Академия» | 2000 | |
51. | Формирование звукопроизношения у дошкольников | Туманова Т.В. | «Гном-пресс» | 1999 | |
52. | Мировая художественная лит-ра | Чернокозов А.И. | «Феникс» | 2000 | |
53. | Игры и упражнения со словами и звуками | Кравченко И.А. | «Гном-пресс» | 2005 | |
Дидактические материалы | |||||
1.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (словосочетания, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты) 2.Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков 3.Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок 4.Схемы для составления рассказов. 5.Игрушки и муляжи по изучаемым лексическим темам 6.Предметные картинки по лексическим темам 7.Плакаты по изучаемым лексическим темам 8.Картотека домашних заданий по изучаемым лексическим темам 9.Картотека словесных игр 10.Сборник артикуляционных сказок 11.Авторское учебно-методическое пособие «Речевой кубик» по коррекции лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего возраста 12.Картотека игровых упражнений с использованием прищепок 13.Картотека игровых упражнений с использованием шарика массажёра СУ-Джок 14.Пособие по формированию фонематического слуха 15.Пособия по развитию слоговой структуры слова 16.Пособия по развитию мелкой моторики 17.Дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи 18.Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза 19.Разрезные картинки разной конфигурации 20.Разрезной и магнитный алфавит 21.Набор кукол пальчикового театра 22.«Волшебный мешочек» с мелкими игрушками 23.Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, бубенцы, колокольчики, бубен). |
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
1. | Шкаф для пособий | 2 |
2. | Парта ученическая | 1 |
3. | Стулья | 4 |
4. | Стол для подгрупповых занятий | 1 |
5. | Мольберт | 1 |
6. | Зеркало настенное | 1 |
7. | Зеркала для индивидуальной работы | 10 |
8. | Логопедический инструментарий | |
9. | Шпатели логопедические одноразовые | 1 |
10. | Комплект зондов для постановки звуков | 1 |
11. | Комплект щеток для артикуляционного массажа | |
12. | Комплект массажных зондов | 1 |
13. | Ватные палочки, влажные салфетки, вата, одноразовые носовые платки. | 1 |
14. | Игрушки, пособия для развития дыхания | |
15. | Спирт | 1 |
Каталог учебно-методической литературы и пособий
№п/п | название | автор | издательство | Год издания | |
Словари, справочники, учебники | |||||
1. | Справочник логопеда | М.А. Поваляева | «Феникс» | 2008 | |
2. | Словарь логопеда | В.М. Селивёрстов | «Владос» | 1992 | |
3. | Орфографический словарь русского языка | «Риппол классик» | 2014 | ||
Методические пособия | |||||
1. | Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. | Сост. Чиркина Г.В. | «Дрофа» | 2009 | |
2. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. | «Дрофа» | 2009 | |
3. | Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2004 | |
4. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2007 | |
5. | «Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь». | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2009 | |
6. | «Занимаемся вместе. Подготовительная группа. Домашняя тетрадь.» | Нищева Н.В. | «Детство-Пресс» | 2008 | |
7. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. | ||||
9. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. | ||||
10. | Хрестоматия по логопедии | Волкова Л.С. | «Владос» | 1997 | |
11. | Логопедия (учебник для вузов) | Волкова.Л.С. | «Владос» | 1999 | |
12. | Возрастная психология | Мухина В.С. | «Академия» | 2000 | |
13. | Психология дошкольника(хрестоматия) | Урунтаева Г.А. | «Академия» | 2000 | |
14. | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов | Ефименкова Л.Н. | «Владос» | 2003 | |
15. | Дидактические игры в обучении дошкольников | Катаева А.А. | «Владос» | 2001 | |
16. | Специальная дошкольная педагогика | Стребелева Е.А. | «Академия» | 2001 | |
17. | Речевые игры и упражнения для дошкольников | Ушакова О.С. | Ин. Психотерапии | 2001 | |
18. | Фонетическая ритмика | Власова Т.М. | «Учебная лит-ра» | 1997 | |
19. | Коррекция речи и голоса у детей и подростков | Ермакова И.И. | «Учебная лит-ра» | 1996 | |
20. | Волшебный мир звуков | Пожиленко И.И. | «Владос» | 2001 | |
21. | Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ | ||||
22. | Подготовка к школе детей с ЗПР(1,2) часть | Шевченко С.Г. | «Школьная пресса» | 2004 | |
23. | Социальное развитие детей с ОНР | Шифер Н.А. | «Сфера» | 2013 | |
24. | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | Агранович З.А. | «Детства Пресс» | 2001 | |
25. | Организация логопедической работы в ДОУ | Степанова О.А. | «Сфера» | 2003 | |
26. | Документация учителя логопеда | Илюхина Ю.В. | Кафедра ККИДППО | 2013 | |
27. | Методика развития речевого дыхания у дошкольников с Н.Р. | Беляева Л.И. | «Книголюб» | 2004 | |
28. | Учебное пособие по развитию речи | Лаптева Е.В. | «Астрель» | 2013 | |
29. | Правильно ли говорит ваш ребёнок | Максаков А.И. | «Просвещение» | 1988 | |
30. | В первый класс без дефектов речи | Ткаченко Т.А. | «Детство –пресс» | 1999 | |
31. | Нетрадиционные методы массажа арт. Аппарата. | Новикова Е.В. | «Академия» | 2003 | |
32. | Логопедический массаж, Зондовый массаж | Дьякова Е.А. | «Гном» | 2001 | |
33. | Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольника | Голубева Г.Г. | |||
34. | Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения | Коноваленко С.Г. | «Гном» | 2000 | |
35. | Развитие речи у детей в театрализованной деятельности | Парфёнова Е.В. | « Сфера» | 2013 | |
36. | Преодоление речевых нарушений у дошкольников | Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. | « Союз» | 2001 | |
37. | Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе | Коноваленко В.В. | «Гном» | 2000 | |
38. | Дети с ФФН | Филичева Т.Б. Туманова Т.В. | «Гном пресс» | 1999 | |
39. | Формирование лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР | Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. | «Союз» | 2001 | |
40. | Коррекция заикания | Ястребова А В. | «Аркти» | 2000 | |
41. | Основы логопедической работы с детьми | .Чиркина Г.В. | «Аркти» | 2003 | |
42. | Фонематика | Дурова Н.В. | «Мозаика-Синтез» | 2003 | |
43. | Журнал Логопеда | ||||
44. | Чтобы ребёнок не заикался | Резниченко Т.С. | «Гном» | 2000 | |
45. | Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников | Ткачёва В.В. | «Гном» | 2000 | |
46. | Ранняя диагностика и коррекция ЗПР Формирование звукопроизношения у дошкольников | Борякова Н.Ю. | «Гном-пресс» | 2003 | |
47. | Лексические темы по развитию речи детей | Арефьева А Н. | « Сфера» | 2004 | |
48. | Коррекционная педагогика | «Академия» | 1999 | ||
49. | Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии | МаллерА.Г. | «Аркти» | 2000 | |
50. | Анатомия и физиологоя детей и подростков | Сапин М.Р. | «Академия» | 2000 | |
51. | Формирование звукопроизношения у дошкольников | Туманова Т.В. | «Гном-пресс» | 1999 | |
52. | Мировая художественная лит-ра | Чернокозов А.И. | «Феникс» | 2000 | |
53. | Игры и упражнения со словами и звуками | Кравченко И.А. | «Гном-пресс» | 2005 | |
Дидактические материалы | |||||
1.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (словосочетания, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты) 2.Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков 3.Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок 4.Схемы для составления рассказов. 5.Игрушки и муляжи по изучаемым лексическим темам 6.Предметные картинки по лексическим темам 7.Плакаты по изучаемым лексическим темам 8.Картотека домашних заданий по изучаемым лексическим темам 9.Картотека словесных игр 10.Сборник артикуляционных сказок 11.Авторское учебно-методическое пособие «Речевой кубик» по коррекции лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего возраста 12.Картотека игровых упражнений с использованием прищепок 13.Картотека игровых упражнений с использованием шарика массажёра СУ-Джок 14.Пособие по формированию фонематического слуха 15.Пособия по развитию слоговой структуры слова 16.Пособия по развитию мелкой моторики 17.Дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи 18.Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза 19.Разрезные картинки разной конфигурации 20.Разрезной и магнитный алфавит 21.Набор кукол пальчикового театра 22.«Волшебный мешочек» с мелкими игрушками 23.Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, бубенцы, колокольчики, бубен). |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания
городского методического объединения
учителей-логопедов от _______20___№__
Руководитель ГМО ___________ / Ст.воспитатель МАДОУ№ 5 «Морячок»-__________/
________________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на2019-2020 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2019-2021 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2019-2021 уебный год....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2021-2022 учебный год....
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития)
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития) в условиях логопункта...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности учителя – логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа учителя - логопеда написана для детей с ЗПР...