Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»
консультация по физкультуре

Алексенко Любовь Валерьевна

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления

дошкольного образовательного учреждения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kons_dlya_ped.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления

дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:

• Интенсификация образовательного процесса.

• Стрессовая педагогическая тактика.

• Нерациональная организация учебной деятельности.

• Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

• Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья.

• Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

• Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:

Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.

Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных факторов социальных, определяющих развитие и здоровье детей –дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.

Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья

отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать

важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать

плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные

педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способствовать к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно – духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.

Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Одной из задач, реализуемой педагогическим  коллективом  нашего детского сада в этом учебном году является  оптимизация работы  по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором лечебной физкультуры, инструктором по плаванию. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач:

общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации,

обучения плаванию. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю:

1. Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

2. Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на данных методических материалов.

6. Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).

7. Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

8. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

9. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

10. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

11. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика,физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

12. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т.п.).

13. Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

14. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

15. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

      Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительных  к школе группах воспитатель  помогает физинструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игрвоспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

 

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.

Физинструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь.

Особенно содержательная  совместная  работа  с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастике, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя, необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

Чтобы воспитатель был первым помощником физинструктора, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать  воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

 

      Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....

Консультация для педагогов «Взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для педагогов«Взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения»....

Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов в ДОУ...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей«Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....