Роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
статья (подготовительная группа) на тему
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения
рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т. д. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть.
Дидактическая игра используется во всех видах образовательной деятельности.
Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит два начала: познавательное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. А дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если игра ими усвоена. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят теряется интерес к игре, НЕОБХОДИМО ВМЕСТЕ С НИМИ ПРИДУМАТЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить то же задание, что и дети, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно играть в дидактические игры дети могут и во время совместной образовательной деятельности и вне ее. Но наиболее широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенное время для игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дид. игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания.
С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных ситуациях в соответствии с полученной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предметов позволило создать систему дид. игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи – в неразрывной связи.
Нравственное воспитание –
У дошкольников формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметах, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах человека. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки.
Трудовое воспитание.
Многие дид. игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Вызывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала, пособий для игр. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание.
Дидактический материал должен соответствовать эстетическим требованиям: он должен быть ярким, красочно оформленным, помещен в удобные для хранения коробки и папки.
Физическое воспитание.
Игра создает положительный эмоциональный настрой, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика , что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
Многие дид. игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, нужно хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность, и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастовство. В ходе игры воспитатель замечает , что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно. Другие дети знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает достаточно много, но не проявляет смекалки, активности, находчивости, а другой ребенок, при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности и способности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети переживают, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно задает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх. Вселяют в ребенка уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание играющих на эти качества. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог пытается устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения:
Договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым;
Не требуй всегда быть первым, помни, что и другие хотят быть ведущими,
Не мешай друзьям, если они заняты игрой; если хочешь играть тоже, попроси разрешения;
когда играешь с товарищами, думай, чем можешь им помочь;
старайся хорошо выполнять свою роль и правила игры;
если начал игру, не бросай ее без согласия других участников.
Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учереждения.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения
рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т. д. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть.
Дидактическая игра используется во всех видах образовательной деятельности.
Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит два начала: познавательное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. А дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если игра ими усвоена. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят теряется интерес к игре, НЕОБХОДИМО ВМЕСТЕ С НИМИ ПРИДУМАТЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить то же задание, что и дети, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно играть в дидактические игры дети могут и во время совместной образовательной деятельности и вне ее. Но наиболее широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенное время для игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дид. игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания.
С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных ситуациях в соответствии с полученной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предметов позволило создать систему дид. игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи – в неразрывной связи.
Нравственное воспитание –
У дошкольников формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметах, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах человека. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки.
Трудовое воспитание.
Многие дид. игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Вызывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала, пособий для игр. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание.
Дидактический материал должен соответствовать эстетическим требованиям: он должен быть ярким, красочно оформленным, помещен в удобные для хранения коробки и папки.
Физическое воспитание.
Игра создает положительный эмоциональный настрой, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика , что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
Многие дид. игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, нужно хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность, и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастовство. В ходе игры воспитатель замечает , что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно. Другие дети знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает достаточно много, но не проявляет смекалки, активности, находчивости, а другой ребенок, при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности и способности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети переживают, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно задает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх. Вселяют в ребенка уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание играющих на эти качества. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог пытается устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения:
Договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым;
Не требуй всегда быть первым, помни, что и другие хотят быть ведущими,
Не мешай друзьям, если они заняты игрой; если хочешь играть тоже, попроси разрешения;
когда играешь с товарищами, думай, чем можешь им помочь;
старайся хорошо выполнять свою роль и правила игры;
если начал игру, не бросай ее без согласия других участников.
Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Понятия «здровье...
«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».
В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...
Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....
Важнейшая роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учереждения
Роль дидактической игры в процессе образования...
Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учрежденияСовременная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие...