Самооценка как фактор социальной адаптации подростков с тяжелыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной статье рассматриваются особенности самооценки у подростков с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на социальную адаптацию. Автором раскрываются основные закономерности формирования/развития самооценки в подростковом возрасте, анализируются наиболее значимые исследования раскрывающие данный феномен и его связь с социализацией подростков. Данная статья представляет теоретический вид.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaytsevoy_m._2_kurs.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УКР
Зайцева М.Е.
Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Самооценка как фактор социальной адаптации подростков с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье рассматриваются особенности самооценки у подростков с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на социальную адаптацию. Автором раскрываются основные закономерности формирования/развития самооценки в подростковом возрасте, анализируются наиболее значимые исследования раскрывающие данный феномен и его связь с социализацией подростков. Данная статья представляет теоретический вид.
На современном этапе психолого-педагогических исследования большое внимание уделяется психологии личности. Важно отметить, что полноценное развитие личности невозможно без развития индивидуальности человека [Ананьев Б.Г.1969, Кон И.С.1984,]. Как отмечают исследователи, процессы социализации и индивидуализации обеспечивают целостное, гармоничное развитие человека. Так, одной из наиболее сложных проблем развития личности является самооценка. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования, влияния на процесс социализации и адаптации личности рассматриваются как в зарубежных, так и в отечественных исследования (Ананьев Б.Г, [1969]; Бернс Р.В.[1989]; Божович Л.И., [1968]; Джеймс У.[1905]; Захарова А.В.[1989; Кон И.С.[1978]; Леонтьев А.И.[1981]; Липкина А.И.[1976]; Лисина М.И.[1983]; Роджерс К.[1994]; Рубинштейн С.Л. [1946, 1970]; Столин В.В.[1983], Чеснокова И.И.[1977], Шорохова Е.В.[1966] и других).
Наиболее важной и актуальной в настоящее время является проблема самооценки подростков с тяжелыми нарушениями речи, которая привлекает все большее внимание специалистов в области специальной психологии. Это обусловлено функциональной значимостью самооценки в структуре личности. Характер и особенности самооценки могут создавать благоприятные либо неблагоприятные условия для самореализации личности, обусловливать ориентацию подростка в деятельности, обеспечивать ее продуктивность, успешность, в конечном итоге, способствовать социальной адаптации.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. (Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. (Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник). Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). (Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).
Формирование личности детей с нарушениями речи тесно связано с характером их дефектов, что доказано в трудах таких ученых как: Волкова Г.А., Шипицына Л.М.[1993]; Гончарук Л.Е., Орлова О.С.[1983]; Калягин В.А., Овчинникова Т.С.[2006]; Слинько О.А., Усанова О.Н.[1987], Селиверстов В.И.[1994] и др. Таким образом, возникший речевой дефект разной этиологии и патогенеза препятствует полноценной вербальной коммуникации, приводит к отставанию в развитии познавательной деятельности, способствует замедленному становлению основных структурных компонентов личности, которые влияют на формирование самооценки ребенка. В свою очередь, это приводит к ограничению активности ребенка в социальной сфере, препятствует повышению эффективности процесса социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи [Гаркуша Ю.Ф 1988; Игнатьева С.А. 2004; Усанова О.Н. и Слинько О.А.1987; Шипицина Л.М., Волкова Л.С. 1993 и другие].
Для более четкого представления взаимосвязи речевых нарушений и развития личности, в частности самооценки, необходимо рассмотреть формирование в онтогенезе. Так, в раннем младенчестве, т.е на доречевом этапе развития, у детей с нарушениями речи наблюдается замедленный темп формирования всех психических функций, а так же познавательной сферы. [Лауткина С.В 2007; Трошин О.В., Жулина Е.В. 2005]. Позднее, на этапе младенчества дети с речевой патологией характеризуются неуверенностью в себе, гипертрофированным чувством стыда, что в дальнейшем способствует формированию заниженной самооценки. В первые месяцы и годы жизни, по мнению Шипиловой Е.В., ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична. Поэтому чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности, апатичности. Лауткина С.В. указывает на то, что в этом возрасте ребенок ощущает свою неприспособленность и начинает сомневаться в своих возможностях. [Лауткина С.В 2007; Шипилова, Е.В. 2007].
Следующим этапом является раннее детство. Именно в этом возрасте для детей становится ярко выражена пассивность, низкая речевая активность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и др.
В возрасте 5-11 лет, начинается формирование личности ребенка. Подростковый возраст считается переходным периодом индивидуального развития личности, многие авторы отмечают данный возраст как один из критических возрастных периодов (Аверин В.А., 1998; Божович Л.И., 1968; Ермолаева М.В., 2006; Обухова Л.Ф., 2011). По данным исследований, становление самосознания личности возможно именно благодаря общению. Поэтому можно говорить о большой значимости подросткового возраста в формировании самоотношения, т.к. именно в этот период ребенок активно расширяет свое общение с окружающими (Глозман Ж.М., 2002),. Подросток все чаще начинает размышлять о себе в прошлом, настоящем, об отношениях с окружающими (Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, 2003). А.Н.Леонтьев отмечал, что именно в подростковом возрасте интенсивно развивается внутренняя жизнь личности: возникновение дружбы, первые влюбленности, ведение дневника и т.п. (Леонтьев А.Н., 1975).
Особенность подросткового возраста заключается в том, что в это время дети «особенно чувствительны ко всему что касается их личности» (Крыжановская Л. М., 2008, с.6). В качестве одной из потребностей детей данного возраста выделяют потребность в уважении и признании со стороны окружающих (Ермолаева М.В., 2006). Это связано с тем, что подросток переводит свой взгляд с окружающего мира на себя, постоянно сравнивает себя с другими (Болотова А.К., Молчанова О.Н., 2012; Крайг Г., Бокум Д., 2005). Подростки с тяжелыми нарушениями речи, сравнивая себя со здоровыми сверстниками, успешными во многих областях, рискуют приобрести неадекватную самооценку. Начинает превалировать сильное желание скрыть свой недостаток от окружающих, что способствует снижению речевой активности (особенно этому подвержены подростки с заиканием). Неприятие себя может поддерживаться и усугубляться негативным отношением к подросткам окружающих людей. Вследствие имеющегося дефекта у подростка могут появиться негативные черты характера (инфантилизм, негативизм, замкнутость и др.).
Важно отметить, что степень принятия своего телесного образа «Я» и отношения со сверстниками во многом определяют самооценку подростка (Болотова А.К., Молчанова О.Н., 2012). Отношения в коллективе могут складываются по-разному, иногда даже незначительный дефект может сделать подростка менее авторитетным у сверстников, что в свою очередь несомненно, снизит самооценку и увеличит процент вероятности, что это перерастет в личностные черты взрослого человека. Как считают Г.Крайг и Д.Бокум, соотношение между реальным и идеальным является основной проблемой подростков, и влияет на их социальную адаптацию (Крайг Г., Бокум Д., 2005). Сравнивая себя с окружающими, в первую очередь со сверстниками и знаменитыми людьми, подростки могут явно ощутить реальные и мнимые несовершенства своей внешности, физического облика. По этому поводу возникают переживания, которые могут привести либо к стремлению самосовершенстоваться, если это возможно (занятия спортом, например), либо к понижению жизненного тонуса, подавленности (Мудрик А.В., 2004). Так, негативный образ тела может привести к депрессии, которая, в свою очередь, создает проблемы межличностного взаимодействия.
Роберт Бернс заметил, что «секрет формирования высокой самооценки заключается в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы» (Бернс Р., 1986, с.131). Л.И.Божович отмечает значимость положительной оценки в формировании здоровой Я-концепции (Божович Л.И., 1968). Поэтому для подростков так важен ответ на вопрос: «Как ко мне относятся окружающие? Каким они меня видят? Хороший я или нет?». Другими словами, необходима обратная связь, убеждающая ребенка в том, что он значим, успешен, что он нравится окружающим. Это касается как успеваемости, так и социальных навыков, физического развития и т.д. (Бернс Р., 1986).
Описывая формирование самооценки у детей с нарушениями речи, необходимо отметить наличие положительной корреляции между уровнем развития личности и эмоциональным состоянием. Наиболее часто эмоции проявляются в форме различных переживаний, среди которых особое место занимает тревога. Многие ученые указывали на тот факт, что речь наиболее чувствительна к влиянию данной формы переживаний. В особенности, это ярко проявляется у детей с заиканием [Лауткина С.В 2007; Садовникова Е. Н. 2001].
Калягин В.А и Овчинникова Т.С. своими исследованиями экспериментально доказывают, что дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. Так, в одних случаях тревожность рассматривается как предрасполагающий фактор возникновения заболевания, а в других только как реакция личности на самостоятельно возникающее заболевание и в том и в другом случае будут наблюдаться личностные отклонения, которые, безусловно, будут отражаться на уровне самооценивания личности. [Калягин В.А., Овчинникова Т.С 2006; Игнатьева, С. А, Блинков Ю.А.2004;].
Помимо тревожности, значительное влияние на формирование самооценки, как структурного компонента «Я», имеет эмоциональное развитие личности. Так, наиболее «популярным» среди исследований особенностей личности детей с нарушениями речи, является проведенное Шипициной Л.М. и Волковой Л.С. изучение некоторых особенностей эмоционально-личностных качеств у школьников. Данное исследование проводилось с использованием методики «Цветовых выборов» Люшера М. и в ходе ее применения было выявлено, что для многих детей с общим недоразвитием речи характерна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению и неадекватно заниженная, реже завышенная самооценка. [Шипицина Л.М., Волкова Л.С. 1993; Косякова О.О 2007]
Описывая состояние самооценки у детей с нарушениями речи и как неоднократно отмечалось ранее, учеными активно высказывается мнение о том, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки, ощущению своей ненужности, робости, неуверенности в своих возможностях.
Проводимые исследования с использованием теста «Полярный профиль» выявили положительную корреляцию между нарушением речи, состоянием самооценки и половой принадлежностью детей. Таким образом, для девочек, обучающихся в общеобразовательных школах наиболее приоритетны такие свойства как здоровье, честность, общительность, при этом они сами не обидчивы и недрачливы. Уже в младших классах девочки начинают испытывать сомнения по поводу собственной внешности. Что касается девочек имеющих речевые нарушения, то практически по всем параметрам самооценка оказывалась выше, чем у девочек без речевых дефектов, но не смотря на это они не оценивают себя как здоровых, а вследствие этого недостаточно общительными [О.Н. Усанова, О.А. Слинько, 1987; Орешкина М. Ю. 1999; Лауткина, С.В 2007].
Анализируя результаты исследования состояния самооценки у мальчиков были получены менее отличающиеся данные. Так, дети без каких либо нарушений речи определяют себя очень веселыми, счастливыми, честными, а в меньшей степени добрыми, общительными и здоровыми. Что касается мальчиков имеющих нарушения речи, то для них было характерно выбирать такие свойства как: честность, храбрость, необидчивость, недрачливость. Они, так же как и девочки, осознают, что причиной невозможности успешной коммуникации является речевой дефект при этом, не считают себя ущербными.
Многообразие проводимых исследований позволяет сделать вывод о том, что для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно переоценивание своих возможностей, т.е. они недостаточно критично могут себя оценить. Показательным является отсутствие фиксации на негативных чертах характера, а положительные качества часто переоцениваются [Косякова О.О. 2007; Лауткина, С.В 2007]
Помимо выше перечисленных исследований, одним из важных является изучение уровня притязаний. Таким образом, для характеристики данного компонента самооценки, за основу бралось исследование Усановой О.Н и Слинько О.А., которые считают, что у большинства детей с нарушениями речи реакция на неудачу отличается от той, которая наблюдается в норме. Авторы исследования доказали, что для детей с тяжелыми нарушениями речи, после успешного выполнения задания, характерен переход к более легким заданиям. Безусловно, это связано с проявлением защитной реакции, т.е. потребностью в поддержании успеха, даже на «заниженном уровне». [О.Н. Усанова, О.А. Слинько, 1987].
У детей с нарушениями речи, наиболее часто, встречается болезненная фиксированность на своем дефекте, что является одним из механизмов формирования неадекватной, заниженной самооценки у лиц с нарушениями речи. Осознанием речевого дефекта и степенью фиксированности на нем изучались, в основном, применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса.
Опираясь на полученные данные, следует отметить, что в зависимости от отношения индивида к самому себе, к своей речи и коммуникативным особенностям можно выявить два основных типа самооценивания человеком собственной речевой деятельности. Так, выделяется коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности, характеризуя который отмечают, что индивид испытывает потребность в общении. Второй тип составляют лица с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности. [Иванова И.В 2007;Зайцев И.С. 2001]
Очевидно, что подростковый возраст не случайно характеризуется как «переходный», а не редко и как «сложный» либо «трудный». Именно в этот период жизни каждый индивидуум испытывает действие двух естественных, но не однозначных процессов: интенсивной социализации личности и активной физиологической перестройкой организма. Так, основываясь на этом Зайцев И.С. считает, что становление процесса социальной адаптации предполагает совершенствование межличностных отношений в коллективе, развитие навыков социального поведения, нормализацию психологической атмосферы [Бодалев А.А. 1988; Коломинский Я.Л. 1976, Ломов Б.Ф. 1999, Якобсон С.Г. 1977], и следовательно, подобная работа по данным направлениям будет способствовать профилактике социальной дезадаптации [Зайцев И.С. 2001].
Именно в данный период жизни подросток, не смотря на наличие у него речевого дефекта, совершает выбор между путем «вечного подростка», находящегося в «мнимо свободном полете», и путем формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности. По мнению Кольберга Л., путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. [Смирнова Е.О 2009; Казанская В. 2011; Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. 2000]
Подростки с нарушениями речи тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы, однако в каждом случае могут быть исключения. Именно поэтому психологи и социологи акцентируют внимание на необходимости глубокого разъяснения моральных норм и правил. [Зайцев И.С. 2003] Также они считают, что формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие противоправные и необдуманные поступки [Драгунова, Т.В. 1976; Матюхина М.В, Михальчик Т.С. 1984]. Проводимые исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Как отмечает Люблинская А.А., намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные [Люблинская А.А. 1971; Зайцев И.С. 2004]
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков c нарушениями речи, в силу имеющегося у них дефекта, складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. [Якобсон С.Г.1977; Назарова Ю.В. 2006; Симонова Г.И. 2004] Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы. Безусловно, одним из основных критериев выбора кумира будет отсутствие специфических расстройств речи. Однако исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные, что определенным образом указывает на наличие определенного уровня социальной дезадаптации [Зайцев И.С. 2001].
В дальнейшем, к концу подросткового периода, когда перед школьниками с нарушениями речи возникает необходимость выбора профессии, значительно проявляются их моральные нормы и ценности. Однако согласно проводимым исследованиям последних лет среди подростков с нарушениями речи прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость.
Определение специфики усвоения социальных норм в подростковом возрасте связано с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной. Процесс социализации в подростковом возрасте связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей, поэтому ведущей для социализации и формирования социокультурной идентичности подростков становится именно группа сверстников. [Райс Ф. 2000;Ремшмидт Х. 1994]
По мнению Зайцева И.С., благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни, что определяет значимость межличностного аспекта социальной адаптации [Бодалев А.А. 1988; Выготский Л.С.1997; Коломинский Я.Л. 1976; Ломов Б.А. 1999]. Свое поведение в коллективе, взаимосотрудничество с его членами подросток выстраивает исходя из положительного опыта прошлого, правильной оценки своих предыдущих успехов и неудач. Безразличное отношение к прошлому, либо неадекватная его оценка у школьников с тяжелыми нарушениями речи ведет к неосознанности значимости своих нынешних отношений со сверстниками, а, следовательно, к нежеланию их нормализовать [Зайцев И.С. 2002; Асафов В.Г. 1982].
Сформированности положительных семейных взаимоотношений является важным показателем эффективности и благополучия в системе межличностных отношений, так как именно в рамках семьи закладываются общественно значимые мотивы поведения [Шорохова Е.В. 1983; Дубровина И.В. 1987]. Подростки с расстройствами речи показали нецелостность отношения к семье как единому социальному организму. В своих семейных взаимоотношениях они продемонстрировали раздельное, восприятие каждого из родителей, выявив при этом безразличие, равнодушие к их проблемам и душевному состоянию.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил Зайцеву И.С. определить причины социальной дезадаптации подростков с речевыми нарушениями и отнести их к межличностным аспектам, которые характеризуются отсутствием положительного взаимодействия в коллективе, несформированность навыков социального общения, социально-ролевого поведения, трудности коллективообразования, недооценка определяющей роли учителя, несформированность самооценки, низкая социальная активность и отсутствие социального опыта. [Зайцев И.С. 2004; Назарова Ю.В. 2006]
Обобщая представленный данные по исследованию социальной адаптации и ее особенностей у подростков с тяжелыми нарушениями речи, важно отметить, что в современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий динамику, механизмы и факторы социализации подростков. При этом достаточно мал объем эмпирических исследований, посвященных изучению данного процесса у подростков с тяжелыми нарушениями и ее аспектов социализации.
Таким образом, взаимосвязь между представлениями подростков о себе, их принадлежностью к реальной социальной группе, уровнем интеллектуального развития, индивидуальными особенностями относится к числу наиболее интересных, и, вместе с тем, еще недостаточно изученных проблем возрастной психологии и дефектологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Факторы коррекционного обучения ребенка".
Успех коррекционного обучения зависит от содружества воспитателей детского сада и родителей....
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
"Применение здоровьесберегающих технологий - как фактор эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи".
В статье представлена информация о практическом применении в коррекционно-образовательной деятельности педагогических технологий, сберегающих здоровье детей-логопатов, способствующих достижению максим...