ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии на тему

Акулич Анастасия

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки учителя-логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей, а так же от правильно организованной образовательной среды логопедического кабинетаРазвитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки учителя-логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей, а так же от правильно организованной образовательной среды логопедического кабинета. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРС кабинета логопеда135 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

А.И.Акулич

        МБДОУ № 36 «Детский сад «Полянка»

Учитель-логопед

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки учителя-логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей, а также от правильно организованной образовательной среды логопедического кабинета.

В Комментариях к ФГОС ДО дается разъяснение по двум понятиям: образовательная среда и развивающая предметно-пространственная среда. Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, обеспечивающих развитие детей, в том числе: развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогом и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др. Развивающая предметно пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель и принципы разделения пространства.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий.

Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с тяжелыми нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Первый год работаю учителем-логопедом на логопедической группе, свою работу направляю на создание оптимальных условий для коррекции и профилактики нарушения речи. Для эффективности коррекционной работы разделила кабинет на центры. Я спланировала предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый её компонент был предназначен для детей, так как активное взаимодействие с окружающим предметным пространством является одним из важных условий организации коррекционно-развивающего процесса.

  1. Центр «Звуковая полянка» Цель: Для лучшего усвоения характеристик звуков и запоминания образов букв

  1. Центр «Звуковая улитка» Цель: автоматизация звуков

3. Центр «Дерево успеха» Цель: отражение успехов ребенка по мере освоения звукопроизношения

4. Центр речевой индивидуальной работы. Пространственно – организующим элементом зоны индивидуальных занятий служит настенное зеркало, которое оснащено дополнительным освещением. Перед ним проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребенка: артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков их автоматизация и т.д.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того чтобы приучить детей к занятиям у зеркала, подобрала игрушки - «помощницы».

5. Центр самостоятельной игры «Учимся, играя». Цель развитие речевой активности, моторное и конструктивное развития, свободная деятельность детей.

Вся коррекционно-развивающая работа в соответствии с программой должна носить игровой характер, должна быть насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Таким образом, образовательная среда в логопедический кабинет создает возможность для расширения взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками, позволяет активизировать речевую активность, включить в познавательную деятельность, реализовать способности детей. Среда стимулирует развитие самостоятельности, любознательности и инициативности, помогает утвердить чувство уверенности в себе.  

Список используемой литературы:

  1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. Сост. Н.В.Нищева. - СПб.; ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г
  2. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации.  Сост. Н.В.Нищева.- СПб.; ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010г
  3. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» № 4, 2015г
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №36 «Детский сад «Полянка»
  5. Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №36 «Детский сад «Полянка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представлена форма составления индивидуального образовательного маршрута на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»

Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...