«Использование тематических карточек в работе группы компенсирующей направленности»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Варламова Юлия Петровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_po_teme_tematicheskie_kartochki.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме «Использование тематических карточек в работе группы компенсирующей направленности»

Актуальность темы:

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости  включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Поэтому очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. В условиях индивидуализации образования, согласно ФГОС  ДО, и чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности, в своей  работе я стала использовать индивидуальные тематические карточки с заданиями.

Цель использования тематических карточек:

  1. Повышение интереса детей к учебной деятельности.
  2. Стимулирование познавательной и коммуникативной активности.
  3. Закрепление умения детей осуществлять совместную деятельность с партнером.

Задачи:

  1. Расширять речевые возможности детей.
  2. Развивать зрительное восприятие, мышление.
  3. Развивать умение подбирать слова с заданными звуками; производить операции сравнения, обобщения, классификации; ориентироваться на листе бумаги; воссоздавать целостное изображение предмета, дорисовывая недостающие части рисунка; узнавать и выделять из всех букв нужную, различать заглавную и строчную буквы.

Карточки я постаралась сделать цветными, яркими, в силу особенностей детей группы компенсирующей направленности. Подобрала задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, звукопроизношении, навыках письма, в области элементарных математических представлений. Параллельно включала задания на развитие памяти, внимания, фантазии.

Так как дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания, все это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции, снижается самоконтроль за речью. Почти в каждой карточке есть задания на артикуляционную  и пальчиковую гимнастику, а также задания с мнемотаблицами для запоминания короткого стихотворного текста.  В карточках я использовала  и знаки-символы. Работа с мнемотаблицами и знаками-символами должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  1. Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.
  2. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
  3. Знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета.
  4. Замысел графической схемы должен быть понятен и знаком ребенку.

В рамках проекта «Лес – наше богатство!», проводимого в нашей группе, мной была выбрана тематика карточек: «Деревья, кустарники. Береза – символ России». Это позволило расширить знания детей о лесе и достичь положительных результатов. Также тематические карточки я использую на занятиях, для самостоятельной работы детей, предлагаю родителям для работы с ребенком дома. Но в основном использую их в совместной работе с детьми.

Плюсы использования тематических карточек:

  1. Индивидуальный темп и последовательность выполнения заданий ребенком.
  2. Практика и совершенствование ребенка в разных видах деятельности.
  3. Завершенность любого тематического блока достигается  только совместными усилиями, а не одномоментно.
  4. Формирование представления детей о важности и ответственности совместной работы.

Минусы использования тематических карточек: тратится много бумаги и краски для компьютера.

Ожидаемый результат для детей при работе с тематическими карточками:

  1. Формирование у детей навыков сотрудничества, коммуникации со взрослыми и сверстниками.
  2. Заинтересованность детей в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности.
  3. Дети станут интеллектуально развитыми в соответствии с возрастными возможностями.
  4. Развитие у детей самостоятельности, усидчивости, волевых усилий.
  5. Формирование у детей предпосылок к грамотности.

В дальнейшем я планирую продолжать использовать в своей работе, в проектной деятельности тематические карточки. Работать с ними очень удобно, дети с удовольствием выполняют задания. Учебный процесс проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Подготовила: Варламова Ю.П

воспитатель группы
компенсирующей направленности

Дата выступления: 3.12.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Материал изложен доступно с соблюдение принципа систематичности и взаимосвязи видов деятельности....

Календарно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности .

Календарно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности по периодам  на 2014-2015 учебный год. Группа "Василек" детского сада "Росинка"...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на учебный год

При планировании образовательной деятельности педагогам ДОУ рекомендуется использовать комплексно-тематический принцип....

Использование технологии «Детские проекты» в работе группы компенсирующей направленности

Детские проекты в детском саду – интеграционный метод воспитания, который предполагает использование дополняющих друг друга методических приемов, позволяющих глубже освоить тему и повысить...

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей со сложным дефектом  в возрасте ...