Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Орехова Елена Александровна
Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannye_programmy.docx130.84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий

по преодолению общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста

 Составили учителя-логопеды, воспитатель:

Горохова И.В.

Зинченко Ю.А.

        Проскурякова Н.Н.

Орехова Е.А.

        Стародубцева Е.В.

                                                       Яковлева И.К.

        

        

Москва

Пояснительная записка

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Выделено четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход  представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных категориях.

Характеристика детей с 1-ым уровнем развития речи,

характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кие» — «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Этифакты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических средств.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырех-словной фразы. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и покачественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил»),        относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» - «грибы», вместо «лисий» - «лиска» и пр.), существительных со значением действующего лица «молочница» - «где пьют молоко») и т.д.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

 3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Ребенок понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» - «горшочный»), использует неадекватные    аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник» и пр.). Типичным для данного уровня является неточное        понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми многих слов. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина» - «сумка», вместо «перчатки» - «эти, на руки которые» и т.д.).

4-й уровень речевого развития. У этих детей на первый взгляд вполне хорошая речь: они свободно пользуются структурой сложного предложения, легко вступают в диалог, задают вопросы, могут пересказать сказку, составить рассказ. У них достаточно разнообразный словарь на уровне бытовой тематики, сформированы основные навыки словообразования. Однако дети этой группы испытывают определенные затруднения при образовании редко встречающихся существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (песчинка, изюминка), при назывании одних и тех же профессий мужского и женского рода (скрипач-скрипачка), при подборе антонимов к разным частям речи (пригнуть-отогнуть), при образовании сложных слов, мало встречающихся в повседневной практике (скалолаз, пчеловод). Много ошибок при преобразовании одной грамматической категории в другую (читать-читающий). Почти недоступным является подбор родственных слов.

Коррекционная работа в условиях ГБОУ позволяет варьировать систему коррекционной логопедической работы, учитывая индивидуальные особенности детей и состояние их речевой системы.

Своевременное коррекционное воздействие позволяет не только полностью устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения в дошкольный период, но и практически полностью избежать ошибок в письменной речи у учащихся начального звена.

Цель программы – формирование у детей языковой системы в целом с учётом структуры речевого дефекта, в соответствии с возрастными нормативами.

Принципы коррекционной работы:

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

- взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Задачи программы

1-го уровня речевого развития:

  • развитие понимания речи;
  • развитие активной подражательной речевой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, мышления детей.

2-го уровня речевого развития:

  • развитие понимания речи;
  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие самостоятельной фразовой стороны речи;
  • развитие произносительной стороны речи.

3-го уровня речевого развития:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

4-го уровня речевого развития:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Данная программа разработана для детей  дошкольного возраста 3-7 лет, имеющих разный уровень интеллектуально и речевого развития.

Методы и средства

Срок реализации программы не имеет четкого ограничения во времени и зависит от овладения детьми фонетической, лексико-грамматической  стороной речи, близкой к нормативной.

Форма проведения: индивидуальные логопедические занятия.

Так же возможна групповая форма реализации программы, в том числе в группах инклюзивной направленности.

Режим занятий:

- индивидуальные и групповые занятия для детей дошкольного возраста до 30 минут два раза в неделю;

- консультации родителей – 15 минут.

Успешная реализация программы возможна при наличии таких обязательных факторов как, полноценного развития рече-слухового и рече-двигательного анализаторов, благоприятной речевой средой, тесным взаимодействием учителей-логопедов и родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты, дети должны научиться:свободно владеть диалогической и монологической речью. Соответственно с этим у детей должен быть сформирован и лексико-грамматический строй языка. Фонетическое оформление речи детей должно в полной мере соответствовать нормам родного языка.Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы:

  • фонематическое восприятие;
  •  операции звуко-слогового анализа и синтеза;
  •  элементарные навыки граммоты.

Использование речевого профиля позволит проследить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы у дошкольников.

Алгоритм реализации программы и её содержание

  1. Основные этапы работы по  преодолению

общего недоразвития речи у детей 1-го уровня речевого развития

ЭтапI. Развитие понимания речи.

Этап II.  Развитие активной подражательной речевой деятельности;

Этап III. развитие внимания, памяти, мышления детей.

ЭтапI.Развитие понимания речи.

Цель: Понимание обращённой речи.

Задачи:

  • Сформировать у детей познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
  • Развивать пассивный предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
  • Учить понимать и показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции.

Направления работы

1.Учить детей находить, узнавать и правильно показывать предметы, игрушки.

2.Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

3.Учить понимать слова обобщающего значения.

4.Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

5. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (жестом отвечать на вопрос).

6. Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

7.Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

8.Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

 9.Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

10.Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

 11. Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

 12. Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: "Игрушки", "Одежда", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания", "Транспорт".

Этап II.  Развитие активной подражательной речевой деятельности;

 Цель:Развитие подражания движениям и речи логопеда.

 Задачи:

  • Развивать артикуляцию, побуждать к звукоподражанию и произнесению лепетных слов.
  •  Формирование основных параметров слова( звуков, слогов, морфем).
  • Обучить построению простого предложения.

Направления работы

1.Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка), имена друзей, кукол.

2. Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов.

3.Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

4. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

5. Учить составлять первые предложения из двух слов.

6. Учить детей составлять предложения по модели: обращение и глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

7.Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Этап III. Развитие внимания, памяти, мышления.

Цель:Формирование ВПФ путём специально подобранных заданий.

Задачи:

  • Развивать слуховое внимание, зрительную, речеслуховую, память и логическое мышление.

Направления работы

1.Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

2.Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь – зонт, снег – коньки.

3.Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

4.Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

5.Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

- 3 красных кубика и 1 синий;

- кукла, клоун, Буратино – шапка;

- шуба, пальто, плащ – шкаф;

- красная машина, красная лодка, красный пароход – желтая машина.

6.Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

7.Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

8.Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • Выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
  • Отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

  1. Основные этапы работы по  преодолению

общего недоразвития речи у детей 2-го уровня речевого развития

ЭтапI. Развитие понимания речи.

ЭтапII. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

Этап III. Развитие самостоятельной фразовой речи.

ЭтапIV.Развитие произносительной стороны речи.

Этап I. Развитие понимания речи.

Цель:Преодоление импрессивного аграмматизма.

Задачи:

  • Научить  соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.
  • Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
  • Научить сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
  • Формировать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.

      Направления работы

1.Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

2.Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. 3.Формировать понимание обобщающего значения слов.

4.Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

ЭтапII. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Цель:Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса.

Задачи:

  • Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций

Направления работы

1.Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

2. Учить детей первоначальным навыкам словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

3. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

4.Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

5.Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, вкусный и т. п.), притяжательных прилагательных мужского и женского рода "мой — моя" и их согласованию с существительными. 6.Закреплять навык составления простых предложений.

7.Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения.

8.Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

9.Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

10.Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

11.Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под), наиболее часто употребляемых приставочных глаголов (поел, убрал и т.п.).

12. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много грибов и т. п.), личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

13.Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

14.Учить называть части предмета для определения целого (ветки — дерево). 15.Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).

16.Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, варить — суп.

17.Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

18.Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Лексические темы: "Помещение детского сада", "Продукты питания", "Игрушки", "Осень", "Зима", "Праздник Новый год", "Игры и развлечения детей зимой", "Помощь птицам и животным зимой", "Природные явления весны", "Сад-огород", "Транспорт", "Профессии", "Лето" и др.

Этап III. Развитие самостоятельной фразовой речи.

       Цель: Развитие навыков диалогической и монологической речи.

       Задачи:

  • Развивать навыки составления коротких рассказов.
  • Учить общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.
  • Учить употреблять в речи личные местоимения.

    Направления работы

1.Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: "Кто? Что делает? Что?"; "Кто? Что делает? Чем?".

2.Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

3.Заучивать короткие двустишия и потешки.

4.Формировать навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать.

5.Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. 6.Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений. 7.Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по картинному и вопросному плану).

ЭтапIV.Развитие произносительной стороны речи.

Цель: Овладение правильным произношением и различением звуков.

     Задачи:

  • закрепление правильного произношения звуков;
  • развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Направления работы

1.Учить детей различать речевые и неречевые звуки, определять источник звука, дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

2. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

3.Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

4. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

5.Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов, формировать звуко-слоговую структуру слова.

6.Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

7.Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: "па-па-па" с разным ударением, силой голоса, интонацией.

8.Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

9.Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • Фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

  1. Основные этапы работы по  преодолению

общего недоразвития речи у детей 3-го уровня речевого развития

Этап I. Формирование лексико-грамматических средств языка.

ЭтапII.Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Этап III.Формирование произносительной стороны речи.

Этап IV. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Этап I. Формирование лексико-грамматических средств языка.

      Цель: Усвоение лексических и грамматических средств языка.

Задачи:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
  • Научить грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.

     Направления работы

1.Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

2.Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

3.Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

4.Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения "мой — моя", "мое" в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

5.Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

6.Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

7.Учить детей образовывать относительные прилагательные (яблочный, дубовый, бумажный и т.д.).

8. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам "Какой? Какая? Какое?"; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

9. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. 10.Учить изменять формы глаголов (идет, иду, идешь, идем).

11.Учить использовать предлоги "на, под, в, из", обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

12. Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок (выехал, подъехал, заехал и т. п.).

13.Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

14.Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные ("волчий", "лисий"); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

15.Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами ("добрый" — "злой", "высокий" — "низкий" и т. п.).

16.Уточнять значения обобщающих слов.

Лексические темы: "Домашние, дикие животные", "Части тела", "Профессии", повторение всех ранее пройденных тем.

Этап II. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Цель: Умение пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями и объединять их в рассказ.

      Задачи:

  • Владеть элементарными навыками пересказа.
  • Владеть навыками диалогической речи.

Направления работы

1.Закреплять и расширять у детей навык построения разных типов простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям.

2.Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога.

3.Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

4.Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

5. Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога; изменения вида глагола.

6. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.

7.Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

8. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий.

Этап III. Формирование произносительной стороны речи.

      Цель: Коррекция звукопроизношения.

      Задачи:

  • Закрепление правильного произношения звуков.
  • Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

     Направления работы

1.Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

2.Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

3.Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

4.Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

5.Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

6.Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

7.Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

8.Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] – [з], [р] – [л], [ы] – [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

9.Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] – [з]), по твердости-мягкости ([л] – [л’], [т] – [т’]), по месту образования ([с] – [ш]).

Этап IV. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Цель: Овладение элементами грамоты.

Задачи:

  • Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  • Научить детей чтению и письму, предупредить дисграфию и дислексию.

Направления работы

1.Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

2.Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. 3.Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

4.Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак — лик).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть элементарными навыками пересказа.
  •  Владеть навыками диалогической речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

  1. Основные этапы работы по  преодолению

общего недоразвития речи у детей 4-го уровня речевого развития

Этап I. Совершенствование произносительной стороны речи;

Этап II. Развитие лексико-грамматической стороны речи;

Этап III. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

Этап IV. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Этап I. Совершенствование произносительной стороны речи.

      Цель: Закрепление навыков  правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звуков.
  • Учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях.
  •  Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

  • Развивать ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

       Направления работы

1.Закреплять и автоматизировать навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

2.Корригировать произношение нарушенных звуков.

3. Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т.д.).

4.Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т’] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т.д.).

5. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

6.Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

7.Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

8. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

9.Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Этап II. Развитие лексико-грамматической стороны речи;

Цель:Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

•   Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.

•    Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.

•      Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал.

Направления работы

1.Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов. Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы). 2.Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (длинноволосая, пылесос).

3. Объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище), прилагательных с различными значениями соотнесенности (плетеная изгородь, черепичная крыша и т.д.). 4.Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов и синонимов.

5.Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол).

6. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м.р. в профессию ж.р. (воспитатель — воспитательница).

7. Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.

8.Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный).

9.Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

10.Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий). 11.Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными в числе, роде, падеже.

12.Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).

Этап III. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

    Цель:Совершенствование навыков составления развёрнутого рассказа.

     Задачи:

  • Составлять рассказы, пересказы.
  • Владеть навыками творческого рассказывания.

Направления работы

1.Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.

2. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.

3. Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами.

4.Заучивать стихотворения, потешки.

5.Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, по серии сюжетных картинок.

 6.Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

7.Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

8. Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета.

9.Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний. Закреплять навыки составления рассказа по картине, серии картин (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

10.Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

11. Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними.

12. Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

13.Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих.

Этап IV. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

      Цель: Подготовка к обучению граммоте.

Задачи:

  • Формирование у детей необходимой готовности к овладению элементарными навыками письма и чтения.
  • Обучение элементарным навыкам письма и чтения.

Направления работы

1.Развивать произвольное внимание, слуховую память.

2.Закреплять понятия "звук", "слог".

3.Закреплять понятия, характеризующие звуки: "глухой", "звонкий", "твердый", "мягкий"; введение нового понятия "ударный гласный звук".

4.Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов.  

5. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам; учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки, формировать навыки их написания и дифференциации.

6.Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.

7. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова.

8.Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот).

9.Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.

10. Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа). 11.Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (мушка — пушка, кол — укол и т.д.).

 12.Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.

13.Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

14. Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

15.Развивать оптико-пространственные ориентировки.

16.Развивать графо-моторные навыки.

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

  • Свободно составлять рассказы, пересказы.
  • Владеть навыками творческого рассказывания.
  • Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д..
  • Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.
  • Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
  • Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал.
  • Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
  • Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонематическое восприятие.
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Графо-моторные навыки.
  • Элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б,п, т, к, л, м, с, з, ш,слогов, слов и коротких предложений.

        

  1. Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации занятий


  1. Техническое и дидактическое оснащение занятий

        Коррекционно-развивающие логопедические занятия должны проводиться в отдельном кабинете, который подойдет для индивидуальной и групповой работы. Весь материал: игры, игрушки должен быть доступен для пользования детьми.

        Ниже представлен примерный перечень технического и дидактического оснащения логопедического кабинета.

Техническое оснащение:

- зеркало настенное (примерный размер 50/100 см);

- зеркала для индивидуальной работы (предоставляют родители);

- логопедические зонды, шпатели и т.п.;

- настенные часы;

- магнитная доска;

- наборное полотно;

- шкафы для хранения пособий (не менее двух);

- ростовые столы и стулья;

- стеллажи для хранения игрушек, пособий;

- стол, стул для работы логопеда.

Методическое (дидактическое) обеспечение:

  1. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие:

-  мышления;

- разных видов памяти;

- разных видов внимания;

- воображения и фантазии;

- зрительного восприятия;

- слухового восприятия;

- тонкой моторики рук;

- физиологического дыхания;

- звукопроизношения.

Материалы:

- по обучению грамоте;

- на предупреждение дисграфии;

- на предупреждение дислексии;

- на формирование лексики;

- на формирование грамматического строя речи;

- на формирование связной речи и др.

  1. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем:

- предметные картинки;

- картинки с действием;

- сюжетные картинки;

- серии картинок;

- картинки для составления описательных рассказов;

- игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов и др.

3. Картотеки:

- словесных игр, игровых упражнений;

- пальчиковых игр;

- игр на развитие коммуникативных способностей;

- стихотворений, потешек, загадок, чисто- и скороговорок;

- текстов на автоматизацию поставленного звука и др.

4. Занимательный материал:

- криптограммы, анаграммы, ребусы, шарады, головоломки, лабиринты и др.

5. Технические средства:

- магнитофон (диктофон);

- аудиозаписи и др.

6. Диагностические материалы.

7. Методическая литература:

- комплексная, коррекционные программы;

- методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда.

8. Материалы творческого педагогического опыта.

9. Разное.


Список литературы

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
  2. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»  2001.
  3. Коноваленко В.В. Коноваленко С В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Москва. «Гном – Пресс». 1999.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Москва «Аркти» 2002
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов – М.: Просвещение, 1981.
  6. Савина Л.П. Практический материал к планированию коррекционной работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Москва. МИПКРО 1997
  7. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Москва 1997
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Санкт – Петербург. Издательство «Союз» 2005
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва «ВЛАДОС» 1994
  10. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий (первый и второй год обучения). Методическое пособие. Творческий центр «Сфера» Москва 2010
  11. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно.Санкт-Петербург 1999
  12. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
  13. Пятница Т.В. рабочая тетрадь логопеда. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
  14. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности. Москва 2005
  15. Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. Москва «Эксмо» 2008.

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий

по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей  старшего дошкольного  возраста

        

Москва

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Так как звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова, то процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Основным признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является оптимальным для высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Данная программа направлена на своевременную коррекцию имеющихся речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В программе представлены основные этапы логопедической работы по преодолению у детей данной возрастной категории фонетико-фонематического недоразвития.

Коррекционная работа в условиях дошкольного учреждения позволяет варьировать систему коррекционной логопедической работы, учитывая индивидуальные особенности детей и состояние их речевой системы.

Своевременное коррекционное воздействие позволяет не только полностью устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения в дошкольный период, но и практически полностью избежать ошибок в письменной речи у учащихся начального звена.

Цель программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи программы:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Данная программа разработана для детей  дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих разный уровень интеллектуально и речевого развития.

Методы и средства

Срок реализации программы не имеет четкого ограничения во времени и зависит от овладения детьми фонематической стороной речи, близкой к нормативной.

Форма проведения: индивидуальные логопедические занятия.

Так же возможна групповая форма реализации программы, в том числе в группах инклюзивной направленности.

 Режим занятий:

- индивидуальные и групповые занятия для детей дошкольного возраста до 30 минут два раза в неделю;

- консультации родителей – 15 минут.

Успешная реализация программы возможна при наличии таких обязательных факторов как, полноценного развития рече-слухового и рече-двигательного анализаторов, благоприятной речевой средой, тесным взаимодействием учителей-логопедов и родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития, подготовка к звуковому анализу речи, успешное овладение навыками письма и чтения.

Использование речевого профиля позволит проследить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы у дошкольников.


Алгоритм реализации программы и её содержание

  1. Основные этапы работы по  преодолению

фонетико-фонематического недоразвития у детей 6-го года жизни

Этап I. Формирование звуковой стороны речи. Произношение.

Этап II. Формирование звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия.

Этап III. Развитие речи.

Этап I. Формирование звуковой стороны речи. Произношение.

Цель: коррекция звукопроизношения

Задачи:

- закрепление правильного произношения звуков;

- развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата;

-  совершенствование дикции.

Направления работы

  1. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  4. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
  5. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  6. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
  7.  Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м'], [н] – [н'], [п] – [п'], [т] – [т'], [к] – [к'], [ф] – [ф'], [д] – [д'],[в] – [в'], [б] – [б'], [г] – [г'] и т.д.
  8.  Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
  • изолированно;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях.
  1. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
  2. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
  3. Выделение звука из ряда других звуков.
  4. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
  5. Автоматизация поставленных звуков
  • изолированно;
  • в открытых слогах (звук в ударном слоге);
  • в обратных слогах;
  • в закрытых слогах;
  • в стечении с согласными;
  • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге;
  • в собственной речи.
  1. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
  • по твердости — мягкости [м] – [м'], [н] – [н'],

[п] – [п'], [т] – [т'], [к] – [к'], [ф] – [ф'], [д] – [д'], [в] – [в'], [б] – [б'], [г] – [г'];

  • по глухости — звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];
  • по месту образования: [с] — [ш], [з] — [ж];[Р] – [л];

а также:

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • в стихах и коротких текстах;
  • закрепление умений, полученных ранее на новом речевом материале.

Этап II. Формирование звуковой стороны речи.

Развитие фонематического восприятия

Цель: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, коррекция звукопроизношения.

Задачи:

- совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний;

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Направления работы

  1. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  2. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
  3. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
  4. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
  5. Различение односложных и многосложных слов.
  6. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
  7. Выделение среднего звука в односложном слове.
  8. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.
  9. Определение наличия звука в слове.
  10. Распределение предметных картинок, названия которых включают:

- дифференцируемые звуки;

- определенный заданный звук;

- определение места звука  в слове;

- выделение гласных в положении после согласного в слоге;

- осуществление анализа и синтеза прямого слога;

- выделение согласного звука в начале слова;

- выделение гласного звука в конце слова.

11. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».

12. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

13. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

  •  по твердости — мягкости [м] – [м'], [н] – [н'],[п] – [п'], [т] – [т'], [к] – [к'], [ф]  [ф], [д] – [д'], [в] – [в'], [б] – [б'], [г] – [г'];
  • по глухости — звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • составление предложений с определенным словом;
  • анализ двухсловного предложения;

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

14. Составление схемы слова с выделением ударного слога.

15. Выбор слова к соответствующей графической схеме.

16. Выбор графической схемы к соответствующему слову.

17. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

18. Подбор слова с заданным количеством звуков.

19. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

20. Определение порядка следования звуков в слове.

21. Определение количества и порядка слогов в слове.

22.Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

23. Составление слов из заданной последовательности звуков.

Этап III. Развитие речи

Цель: освоение детьми коммуникативной функцией языка

Задачи:

- повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Направления работы

  1. Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
  2. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.
  3. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
  4.  Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.
  5.  Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
  6. Составление предложений по демонстрации действий.
  7. Объединение этих предложений в короткий текст.
  8. Закрепление в самостоятельной речи навыка:

действий, картине, вопросам;

  • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
  • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
  1. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
  2. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
  3. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

  1. Основные этапы работы по  преодолению

фонетико-фонематического недоразвития у детей 7-го года жизни

Этап I. Произношение.

Этап II. Развитие речи.

Этап III. Формирование элементарных навыков письма и чтения.

Этап I. Произношение.

Цель: коррекция звукопроизношения

Задачи:

- закрепление правильного произношения звуков;

- развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата;

-  совершенствование дикции.

Направления работы

  1. Постановка и закрепление звуков:

[к] – [к'], [х] – [х'], [j], [ы], [с],[с'], [з], [з'], [л], [л'], [ш], [ж], [р], [р'], [т] – [т'], [б] – [б'], [д] – [д'], [г] – [г'], [ц], [ч] и др.

  1. Дифференциация правильно произносимых звуков:

[к] – [х], [л'] – [j], [ы] – [и], [с] –[с'], [з] – [з'], [з] –[з'] – [с] – [с'], [б] – [б'] – [п] – [п'], [д] – [д'], [д] – [д'] – [т] – [т'] – [г] – [г'], [г] – [г'], [к] – [к'] – [д] – [д'], [ш] – [с] – [ж] – [щ], [л] – [л'] – [р] – [р'], [ж] – [з] –[ш], [ч] – [т'], [ч] – [с'], [ц] – [с], [щ] – [ш], [щ] – [ч], [щ] – [с'].

  1. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  2. Усвоение доступных ритмических моделей слов:

та' – та, та – та', та' – та – та, та – та' – та, и т.п.

  1. Определение ритмических моделей слов:

вата – та'та, вода – тата' и т.п.

  1. Соотнесение слов с заданной ритмической моделью.
  2. Формирование связной, грамматически правильной речи.
  3.  Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
  4. Чтение, письмо.

Этап II. Развитие речи.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения навыками родного языка.

Задачи:

- совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний;

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Направления работы

  1. Изучение грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления:

- существительных единственного и множественного числа (с окончаниями и, ы, а), усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья); 

- различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (с окончаниями ов, ей, ев, т, н и т.д.), усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных ( яблок, платьев);

- согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки и т.п.);

- сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют дети);

- изучение родовой принадлежности предметов (мой, моя, мое).

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия:

- падежные окончания существительных (жила белка, любовались белкой, кормили белку);

- согласование прилагательных с существительными среднего рода, сопоставление окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (голубой платок, голубая лента, голубое платье, голубые полотенца);

- употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много светлых ламп. Дети кормили белого кролика.);

- сочетание существительных с числительными в роде, числе, падеже (два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек);

- сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю – катал – буду катать);

- глаголов совершенного и несовершенного вида (красит – выкрасил)

  1. Словарная работа:

- образование слов с помощью приставки (на, по, вы, при, у, под, за);

- способом присоединения суффиксов – образование относительных прилагательных (ая, ое, ые);

- способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад, трехколесный);

- образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико);

- применение глаголов с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет);

- образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии;

- развитие умения подбора родственных слов (снег, снеговик);

- знакомство с многозначностью слов (иголка для шитья, иголки у ежа);

- учить употреблению образованных слов в составе предложений в различных падежных формах;

- закрепление полученных навыков словообразования на новом лексическом материале.

  1. Предложение:

- знакомство с составом простого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу);

- знакомство с порядком слов и изменением форм слов в составе простого распространенного предложения;

- выделение слов из предложения с помощью вопросов (Кто? Что делает? Делает что?);

- распространение предложений с помощью вопросов;

- с использованием заданных словосочетаний;

- составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме;

- обучать отвечать на вопросы кратким и полным ответом;

- составление простых распространенных предложений с использованием предлогов (на, у, в, под, над, с, со, к, от, между, по, перед, из, за, из-под, из-за) по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам, и без предлогов из слов в начальной форме (Сережа, косить, трава, кролики, для);

- составление предложений с однородными членами;

- составление предложений по опорным словам;

- составление сложноподчиненных предложений с относительным местоимением по образцу (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат.);

- объединение нескольких предложений в небольшой рассказ;

- заучивание наизусть текстов, скороговорок;

  1. Связная речь:

- составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину...);

- развитие умения составлять рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности;

- формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин;

- развитие умения пересказывать текст;

- заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок;

- закрепление полученных навыков.

Этап III. Формирование элементарных навыков письма и чтения.

Цель: подготовка к обучению грамоте

Задачи:

- формирование у детей необходимой готовности к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- обучение элементарным навыкам письма и чтения;

Направления работы

  1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов:

- выделение начального гласного в словах (Аня, ива);

- анализ и синтез обратных слогов (ат, ит);

- выделение последнего согласного из слов (мак, кот);

- выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов (ком, кнут);

- выделение первого согласного в слове;

- анализ и синтез слогов и слов;

- деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двусложных слов, звуко-слоговой анализ слов (косы, сани, суп);

- составление схемы слов из полосок и фишек;

- звуки гласные и согласные;

- согласные звуки твердые и мягкие;

- знакомство с качественной характеристикой звуков;

- усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук);

- нахождение ударного гласного в слове;

- подбор слова к заданной схеме;

- подбор слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный, четвертый – гласный и т.п.);

  1.  Звуки и буквы:

- дальнейшее развитие навыков различения звуков;

- закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв (е, ё) и усвоение букв (ю, я);

- усвоение буквы (ь), как знака мягкости, на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков;

- усвоение букв (ь, ъ – разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произнесения и сравнения на слух сочетаний (ля – лья).

  1. Слово:

- закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием;

- подбор слов по схемам и моделям;

- упражнения в определении звукового состава слова;

- усвоение буквенного состава слов различной сложности;

- усвоение навыков письма и выкладывания слов с буквами (я, у, ё, й);

- развитие умения написания слов с буквами (ь, ю);

- умение выкладывать и писать слова с сочетанием (ча, чу, ща, щу);

- закрепление умений анализа буквенного состава слов с использованием усложняющихся упражнений.

  1. Предложение:

- выкладывание из букв разрезной азбуки небольших предложений (3-5 слов) с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно;

- выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применение правил (У Маши болит зуб).

  1. Формирования начального навыка чтения:

- последовательное знакомство и усвоение букв (у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и, ь, ч, ц, ф, щ,ъ) на основе правильного произношения твердых и мягких звуков;

- выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов (ат, ит);

- выкладывание из фишек и букв, а так же слитное чтение прямых слогов с ориентировкой на гласную букву(та, му, ми, си);

- преобразование слогов и их письмо;

- выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов (сом, кит);

- усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»;

- составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами;

- преобразование слов за счет замены одной буквы (суп – сук);

- усвоение буквенного состава слов;

- слоговое чтение небольших рассказов с переходом на пословное чтение;

- умение отвечать на вопросы, ставить вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать прочитанные тексты;

- заучивание наизусть скороговорок, стихотворений, загадок;

- закрепление навыка описывания;

- формирование навыка сознательного слитного чтения.

        

        Из лексического материала и текстов по возможности исключаются слова, содержащие оппозиционные и еще не усвоенные в произношении звуки. Также учитываются индивидуальные затруднения в овладении словарем и грамматическим строем речи у детей с русским неродным языком.

        Формирование правильного произношения и формирование фонематического восприятия реализуются параллельно.

В итоге логопедической работы дети должны:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- различать понятия «звук», «буква», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов;

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.


  1. Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации занятий


  1. Техническое и дидактическое оснащение занятий

        Коррекционно-развивающие логопедические занятия должны проводиться в отдельном кабинете, который подойдет для индивидуальной и групповой работы. Весь материал: игры, игрушки должен быть доступен для пользования детьми.

        Ниже представлен примерный перечень технического и дидактического оснащения логопедического кабинета.

Техническое оснащение:

- зеркало настенное (примерный размер 50/100 см);

- зеркала для индивидуальной работы (предоставляют родители);

- логопедические зонды, шпатели и т.п.;

- настенные часы;

- магнитная доска;

- наборное полотно;

- шкафы для хранения пособий (не менее двух);

- ростовые столы и стулья;

- стеллажи для хранения игрушек, пособий;

- стол, стул для работы логопеда.

Методическое (дидактическое) обеспечение:

  1. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие:

-  мышления;

- разных видов памяти;

- разных видов внимания;

- воображения и фантазии;

- зрительного восприятия;

- слухового восприятия;

- тонкой моторики рук;

- физиологического дыхания;

- звукопроизношения.

Материалы:

- по обучению грамоте;

- на предупреждение дисграфии;

- на предупреждение дислексии;

- на формирование лексики;

- на формирование грамматического строя речи;

- на формирование связной речи и др.

  1. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем:

- предметные картинки;

- картинки с действием;

- сюжетные картинки;

- серии картинок;

- картинки для составления описательных рассказов;

- игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов и др.

3. Картотеки:

- словесных игр, игровых упражнений;

- пальчиковых игр;

- игр на развитие коммуникативных способностей;

- стихотворений, потешек, загадок, чисто- и скороговорок;

- текстов на автоматизацию поставленного звука и др.

4. Занимательный материал:

- криптограммы, анаграммы, ребусы, шарады, головоломки, лабиринты и др.

5. Технические средства:

- магнитофон (диктофон);

- аудиозаписи и др.

6. Диагностические материалы.

7. Методическая литература:

- комплексная, коррекционные программы;

- методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда.

8. Материалы творческого педагогического опыта.

9. Разное.


Список литературы

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
  2. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»  2001.
  3. Коноваленко В.В. Коноваленко С В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Москва. «Гном – Пресс». 1999.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Москва «Аркти» 2002
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов – М.: Просвещение, 1981.
  6. Савина Л.П. Практический материал к планированию коррекционной работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Москва. МИПКРО 1997
  7. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Москва 1997
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Санкт – Петербург. Издательство «Союз» 2005
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва «ВЛАДОС» 1994
  10. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий (первый и второй год обучения). Методическое пособие. Творческий центр «Сфера» Москва 2010
  11. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно.Санкт-Петербург 1999
  12. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
  13. Пятница Т.В. рабочая тетрадь логопеда. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
  14. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности. Москва 2005
  15. Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. Москва «Эксмо» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....

Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.

Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной обще...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....