Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.2660-10,на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга»(1997г.), под редакцией Т.Н.Дороновой с учетом Положения о рабочей (учебной) программе педагога.
Содержание логопедической работы составлено на основе программы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrashovatm.rar | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Абакана «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Принята на заседании Утверждена приказом по МБДОУ
педагогического совета №1 « ЦРР – д/с «Росинка» №30
от «27» сентября 2012г. от «27» сентября 2012г.
Заведующая________И.В.Бондаренко
Рабочая программа
образовательной деятельности по преодолению
общего недоразвития речи у детей
логопедической старшей группы
«Фантазеры»
Составитель:
Т.М. Кондрашова, учитель – логопед высшей квалификационной категории
2012 – 2013 учебный год
Содержание
Пояснительная записка......................................................................................................................3
Содержание образования...................................................................................................................5
Коррекционно-развивающая работа с детьми.................................................................................5
Тематический план непосредственно образовательной деятельности........................................6
1 период непосредственно образовательной деятельности.........................................................7
2 период непосредственно образовательной деятельности.........................................................12
3 период непосредственно образовательной деятельности.........................................................18
Темы проектов логопедической группы........................................................................................23
Требования к уровню подготовки детей........................................................................................25
Уровни усвоения программы..........................................................................................................26
Средства обучения............................................................................................................................26
Список литературы...........................................................................................................................26
Приложение 1....................................................................................................................................28
Приложение 2....................................................................................................................................29
Пояснительная записка
Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.2660-10,на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга»(1997г.), под редакцией Т.Н.Дороновой с учетом Положения о рабочей (учебной) программе педагога.
Содержание логопедической работы составлено на основе программы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
По решению Психолого-медико-педагогической комиссии в старшую логопедическую группу принято15 человек с заключением: ОНР-III уровня по типу стертой формы дизартрии.
Для данного уровня развития детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития фонетики и лексико-грамматической системы языка. Такие дети испытывают определенные трудности в усвоении программного материала. Их речь аграмматична, структура предложений нарушается за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов предложения. Отмечается и низкая концентрация внимания, отставание в развитии словесно-логического мышления, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Все это ведет к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой. От сверстников дети-логопаты отличаются быстрой утомляемостью, повышенной истощаемостью нервной системы, неспособностью быстро сконцентрировать и продолжительное время удерживать произвольное внимание.
Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем, являются одним из показателей того, что процесс фонемообразования у этих детей нарушен.
Связная речь тоже сформирована недостаточно. В своих самостоятельных рассказах они чаще всего просто перечисляют предметы и действия без воспроизведения логической последовательности.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для преодоления общего недоразвития речи у детей, учитель-логопед осуществляет комплексное планирование коррекционной работы в соответствии с целями, задачами дифференцированного, интегрированного обучения. Основной формой обучения для дошкольников данной категории являются логопедическая работа, на которой осуществляется развитие языковой системы.
В 1 периоде (сентябрь, октябрь, ноябрь) непосредственно образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю (13-14 занятий по развитию словаря и лексико-грамматического строя речи; 7 занятий по формированию первоначальных навыков связной речи).
Во 2 периоде (декабрь январь, февраль) непосредственно образовательная деятельность проводятся 2 раза в неделю (12 занятий по формированию словаря и грамматического строя речи, 8-по развитию связной речи, 7-по формированию фонетической стороны речи).
В 3 периоде (март апрель май) непосредственно образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю (15 занятий по формированию словаря и грамматического строя речи, 5- по развитию связной речи, 4 по развитию фонетической стороны речи).
Индивидуальная логопедическая работа с детьми проводится ежедневно длительность10-15 минут, длительность НОД 25 минут. Определяя содержание НОД, учитель-логопед выявляет структуру дефекта и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые можно использовать в логопедической работе. Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
В случае невозможности комплексного усвоения детьми Программы из-за тяжести физических или психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолго-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируются с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически- ориентированных навыков.
При взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника образовательного учреждения, в разработке и реализации коррекционных мероприятий у детей-логопатов результативность в коррекционно- образовательном процессе имеет положительную динамику. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Преодолеть трудности в обучении, сохранить физическое и психическое здоровье у детей, повысить эффективность коррекционной работы помогает использование нетрадиционных приемов логопедической работы с детьми в индивидуальной, фронтальной непосредственно образовательной деятельности, а именно:
- «Использование элементов кинезиологии»;
-«Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой;
-«Здоровье сберегающих технологий» В.Ф.Базарного;
Такие нетрадиционные приемы коррекционной работы улучшают межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий, память, мышление, речь, устраняют дезадаптацию в процессе обучения и гармонизируют работу головного мозга.
На весь учебный год разработана НОД и диагностика, которая проводится в сентябре, мае.
Промежуточная диагностика проводится индивидуально в течение года.
Каникулы: ноябрь-1неделя, январь-2 недели март-1 неделя.
Педагогическое обследование проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, октябре, итоговый в мае).
Задачи
1. Подготовить детей к обучению в школе.
2. Совершенствовать навыки речевой коммуникации:
-произношение в соответствии с нормами русского языка (овладение фонетической
системой языка);
- связная последовательность и самостоятельность высказывания;
- грамматическая правильность;
- выразительность речи.
3. Развивать фонематический слух, способность к слуховому анализу устной речи.
4. Развивать умение сравнивать различные звуковые элементы слова с одновременным развитием анализа и синтеза звукового состава слова.
5. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
6. Создавать условия для успешной социализации ребенка.
7.Совершенствовать взаимодействие воспитателей, специалистов образовательного учреждения, медицинского работника в разработке и реализации коррекционных мероприятий.
Содержание образования
Логопедические работа являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
НОД- одно по развитию лексико-грамматических средств языка, одно по совершенствованию связной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения только индивидуальная.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль):
НОД-одно по формированию звукопроизношения, одно по развитию лексико-грамматических средств языка и по совершенствованию связной речи.
3 период обучения (март, апрель, май):
НОД-одно по формированию звукопроизношения, одно по развитию лексико-грамматических средств языка по развитию связной речи.
Профилактическая работа
1. Обследовать речь детей, оформить документацию.
2. Составить перспективное планирование.
3. Организовать всесторонний осмотр детей логопатов врачами–специалистами.
4. Поддерживать связь с психоневрологами, приглашая на консультации для родителей и педагогов.
5. Информировать воспитателей, родителей по темам:
«Роль родителей в коррекционной работе»
«Артикуляционная гимнастика»
«Берегите голос ребенка»
«Сотрудничество логопеда воспитателей и родителей в коррекции дефектов речи у детей»
6. Диагностика детей массовых групп д\сада
Организационно - методическая работа
1. Консультации для воспитателей (по мере необходимости)
2. Связь и преемственность в работе учителя- логопеда и воспитателя (открытые занятия, семинары – практикумы, круглые столы, ПМПК консилиумы)
3.Краткий обзор речевых нарушений: «Нарушение звукопроизношения», «Артикуляционная гимнастика», «Звуковой анализ и синтез слова», «Анализ предложения»,
«Ловкие помощники» (игры и упражнения для мелкой моторики рук),
«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи»
4. Составление отчета работы за год
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии различных категорий детей. С целью оказания помощи детям в освоении Программы, мы руководствуемся следующими принципами:
-развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
-комплексно – тематического построения образовательного процесса.
В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка и связной речи. При этом логопед обладает четкими представлениями о:
-сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;
-степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
-особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
- способности к сосредоточению;
- умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
- умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
- умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до
предполагаемого результата;
- возможности использования помощи партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
Задачи 1 периода обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
НОД проводится 2 фронтальных в неделю, всего 20 по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Вся непосредственно образовательная деятельность проводятся в первой половине дня по 20-25 минут. Работа по коррекции звукопроизношения только индивидуальная.
- Активизировать словарь:
- уточнять, расширять словарный запас по теме: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Обувь», «Части тела», «Игрушки».
Развивать фонематическое восприятие:
- развивать умение выделять на слух заданный гласный звук из ряда гласных звуков;
- выделять начальный гласный и последний согласный звук в слове;
- производить анализ и синтез обратных и прямых слогов.
Формировать грамматически правильную речь:- воспитывать внимание к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончанием гласных (а, и, ы);
- согласовывать существительные единственного и множественного числа с глаголами, прилагательными;
- употреблять глаголы единственного и множественного числа;
- подбирать существительные к притяжательным местоимениям;
- подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения.
Развивать связную речь:
- составлять простые предложения по картинкам, демонстрациям действий, по вопросам;
- учить объединять несколько предложений в небольшие рассказы;
- составлять, пересказывать короткие рассказы;
- активно наблюдать за жизненными явлениями;
- учить отвечать на вопросы кратко, распространенно;
- владеть диалогом.
Первый период обучения
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Сентябрь
недели | звуки | Лексические темы | Задачи | Взаимодействие с родителями |
1-2 | обследование | обследование | обследование | |
3 | звук [У] | Проект: «Что нам осень подарила?» Тема: « В гостях у садовника». Цель: Актуализация словарного запаса по теме:«Фрукты». | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука, выделять [У] из ряда звуков. Согласовывать существительные и прилагательные. Развивать фонематический слух, артикуляционную, мелкую моторику Воспитывать бережное отношение к деревьям, уважение к труду взрослых. | Штрихование фруктов. Изготовление поделок. |
звук [У] | Тема: «Фруктовая ярмарка». Цель: Формирование обобщающего понятия «Фрукты». | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию [ У], выделять звук в начале слова. Употреблять сущ. в падежных категориях. Развивать моторику, фонематический слух, память, ориентировку в пространстве. Воспитывать интерес к занятиям. | «Поварёнок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить: Сок? Фруктовое пюре? | |
4 | звук [А] | Тема: «Огород на целый год». Цель: Систематизация знаний по теме: «Овощи». | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука, определить позицию звука в слове. Образовывать сущ. уменьшительно-ласкательной формы, относительные прилагательные. Развивать фонематическое. восприятие, контекстную речь . Воспитывать дружеские отношения при работе в парах. | Д/игра «Сосчитай», «Какой сок приготовили?» |
звук [А-У] | Тема: «Во саду ли, в огороде». Цель: Дифференциация овощей и фруктов. | Образовательные: Дифференцировать звуки [А-У ]. Образовывать относительные прилагательные. Составлять коллективный рассказ «Что вырастили люди?» Развивать устойчивое внимание, тактильные ощущения, творческое воображение. Воспитывать аккуратность. | «Назови ласково» (по картинкам) |
Октябрь
1 | звуки [А-У] | Проект: «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел». Цель: «Расширение знаний детей по данной теме». | Образовательные: Анализировать звуки [А-У; У-А] Образовывать сущ. Р.п. мн.числа Составлять рассказ по опорной схеме. Развивать память, мышление, навыки монологической речи. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Разучиваем пословицы о хлебе: «Хлеб-всему голова». «Что посеешь, то и пожнешь». |
звуки [У-А] | Тема: « Хлеб-наше богатство». Цель: «Закрепление названий злаковых культур». | Образовательные: Совершенствовать навыки анализа и синтеза обратных слогов. Образовывать относительные. прилагательные (рожь-ржаной хлеб) Придумать сказку «Я-колосок». Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, тактильные ощущения. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб. | Выкладываем колоски из палочек. Лепим калачи из пластилина. | |
2 | звук [[И] | Проект: «Хозяюшка осень». Тема: «Разноцветная осень». Цель: Обобщение знаний об осени. | Образовательные: Совершенствовать навык акустико-артикуляционной характеристики-звука[И]. Согласовывать сущ. с числительными. Развивать межполушарное взаимодействие, память. Воспитывать любовь к природе, вызывать положительные эмоции. | Штрихуем по образцу. Собираем разрезную картинку из 4 частей. |
звуки [АУИ] | Тема: «Разноцветная осень». Цель: Обобщение и систематизирование знаний по теме «Осень». Составление описательного рассказа. | Образовательные: Анализировать звуки:[ АИ,УИ]. Подобрать слова-признаки. Согласовывать сущ.с прилагательными. Составить предложение. Подбирать слова-действия. Составить рассказ по картине «Осень». Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, память. Воспитывать аккуратность в работе с дидактическим материалом. | Рисуем «Осень». Закрась-5 больших осенних листьев; маленьких-3 Сколько всего листьев закрасили? | |
3 | звуки [П-П’] | Проект: «В гости к Лесовику». Тема: «Деревья». Цель: Дифференциация деревьев. | Образовательные: Уточнить правильное произношение [ П-П’]. Познакомить с названиями деревьев. Употреблять простые предлоги (на, с). Развивать артикуляционную моторику, силу и длительность выдоха, память, устойчивое внимание. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | «Четвертый лишний». «С какого дерева листок». |
звуки [П-П’ ] | Тема: «Грибы».. Цель: Уточнение знаний детей о грибах. | Образовательные: Совершенствовать навыки анализа и синтеза обратных слогов [АП-ИП]. Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами. Образовывать, употреблять слова-антонимы. Развивать моторику, слухо-моторные координации. Воспитывать дружеские отношения в игре. | Закрашиваем только съедобные грибы. | |
4 | звук [О] | Проект: «Перелетные птицы». Тема: «Тайны птичьего мира». Цель: Уточнение знаний о перелетных птицах. | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука [О]. Познакомить с названиями перелетных птиц. Образовывать, употреблять приставочные глаголы. Развивать просодическую сторону речи, память. Воспитывать бережное отношение к птицам, вызывать положительные эмоции у детей. | «Считай и называй». |
звук [О] | Тема: «В гостях у ласточки». Цель: Расширение словаря словами-признаками, словами-действиями по данной теме. | Образовательные: Закрепить артикуляцию звука, выделить звук в слове. Подбирать, употреблять слова-признаки, слова-действия. Совершенствовать умение составлять простые предложения. Развивать синхронизацию работы полушарий, ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к пернатым.. | «Исключи лишнее» «Подобрать «Красивые слова» Грач какой?- Ласточка какая?- Журавли какие? |
Ноябрь
2 | звуки [М-М’] | Проект: «Игрушки» Тема: «В мире игрушек». Цель: Углубление знаний детей об игрушках. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звука.[М-М]. Образовывать сущ.Р.п. мн. числа. Совершенствовать употребление предлогов: на, под, ,за. Развивать моторику артикуляционного аппарата, координацию движений рук, ориентировку в пространстве. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Нарисуй любимую игрушку. |
Звуки [М-М’] | Тема: «Наши любимые игрушки». Цель: «Формирование навыков практического использования усвоенных знаний по данной теме. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Образовывать относительные прилагательные. Составлять описательный рассказ «Моя игрушка». Развивать память, устойчивое внимание, оптико-пространственные ориентировки. Воспитывать дружеские отношения в игре. | Составляем рассказ о любимой игрушке. | |
3 | Звук [Э] | Проект: «Посуда». Тема: «В гостях у Федоры». Цель: «Расширение знаний по данной теме». | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука [Э], выделить звук в слове. Согласовывать сущ. с притяжательными местоимениями (моя мой моё). Составлять простые предложения. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Воспитывать желание правильно вести себя за столом. | Выбрать столовую кухонную посуду. |
Звук [Э] | Тема: «На нашей кухне». Цель: «Формирование умений называть и различать виды посуды». | Образовательные: Формировать умение осуществлять анализ и синтез обратного слога. Образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ. Дифференцировать чайную столовую, кухонную посуду. Составлять рассказ по опорной схеме. Развивать тактильно-кинестетические ощущения. Воспитывать аккуратность . | «Исключи лишнее» Раскрась чайную посуду. | |
4 | звуки [АУ ИО] | Проект: «Я-человек» Тема: «Строение человека». Цель Формирование представления о целостности человеческого тела. | Образовательные: Закрепить знания о гласных звуков. Называть слова на заданный звук. Образовывать сущ.мн.числа И.п.. Расширять словарь предметов, признаков, действий. Составить предложения по картинке «Девочка Маша». Развивать фонематический слух, память, межполушарное взаимодействие. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | Дорисуй части тела, назови их. |
звуки [АУ ИО] | Тема: «Анатомия человека» Цель: Закрепление знаний о частях тела человека и ориентация на своем теле. | Образовательные: Формировать навык звукового анализа. Образовывать сущ. уменьшительно- ласкательной формы. Усвоить употребление притяжательных местоимений. Развивать силу и длительность выдоха, мимическую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к спорту. | Покажи и назови части своего тела. |
Задачи II периода обучения (декабрь, январь, февраль)
НОД проводится 2 фронтальных в неделю, всего 33 по формированию лексико- грамматических категорий, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи.
Произношение изученных звуков:
- [ А У О Ы Э ЛЬ П Т К К-Х Б Д С СЬ З ЗЬ Ш ]
- развивать слуховое восприятие, внимание;
- упражнять в различении звуков по глухости и звонкости, твердости и мягкости;
- выделять гласные звуки в положении после согласного (са, ток);
- запоминать ряд, состоящий из 4- 5 слов;
- заучивать простые чистоговорки.
Обогащать словарь:
- расширять словарный запас, словами-признаками, словами-действиями.
Формировать грамматически правильную речь:
- знакомить со словами действиями, обращать внимание на падежные окончания;
- употреблять предлоги в речи, выделять их на слух;
- использовать слова с противоположным значением (высокий - низкий);
- использовать существительные уменьшительно-ласкательной формы.
Совершенствовать навыки составления рассказов:
- составлять предложения по демонстрации действий;
- составлять рассказы по описанию предметов;
- составлять рассказы по серии картин;
- пересказывать тексты.
Развивать фонематическое восприятие:
- анализировать сочетания гласного с согласными (ам, от, ут, ип и т.д.);
- выделять последний гласный в слове;
- определять место звука в слове;
- повторять слоги со стечением согласных звуков (сту, сто, ста и т. д.)
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
Декабрь
1 | звук [К-К’] | Проект: «Здравствуй, гостья Зима». Тема: «Зимушка-зима». Цель: Уточнение последовательности смены времен года. Составление описательного рассказа. | Образовательные: Познакомить детей с правильной артикуляцией звуков[К-К’]. Подбирать, употреблять слова-признаки, слова-действия. Совершенствовать умение составлять простые предложения. Развивать синхронизацию работы полушарий, ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе. | Рисуем картинку «Зима». Запомнить названия зимних месяцев. |
звук [К-К’] | Тема: «Волшебница зима». Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей по данной теме. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Составлять рассказ по картине о том, какие изменения произошли в природе зимой. Развивать силу и длительность выдоха, память, мышление, внимание. Воспитывать дружеские отношения при работе в парах. | Собрать разрезную картинку из 4-6 частей. | |
2 | звук [Т-Т ] | Проект: «Мир животных». Тема: «Дикие животные». Цель: Углубление знаний детей о диких животных. | Образовательные: Формировать умение производить анализ и синтез прямых слогов. Образовывать притяжательные прилагательные. Упражнять в подборе синонимов. Развивать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. Воспитывать позитивное отношение к диким животным. | Подобрать и запомнить загадки о животных. |
Звук [Т-Т’] | Тема: «Животные леса» Цель: Расширение словаря и практическое употребление синонимов. | Образовательные: Производить анализ и синтез прямых слогов. Образовывать сущ.уменьшительно-ласкательной формы. Составлять описательный рассказ. Развивать правильный темп и ритм речи, память, воображение. Воспитывать позитивное отношение к диким животным. | Игра с мячом «Один-много» (волк-волков) | |
3 | Звук [К-Т] | Проект: «Жизнь птиц зимой». Тема: « Зимующие птицы». Цель :Использование в практической деятельности усвоенных знаний по лексико-грамматическим формам языка. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков, определять позицию звука в слове. Образовывать приставочные глаголы, слова-антонимы, упражнять в порядковом счете. Пересказ текста «Кормушка». Развивать синхронизацию работы полушарий, ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к птицам. | Делаем всей семьёй кормушку для птиц. |
Звук [К-Т] | Тема: «Покормите зимой птиц». Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах. | Образовательные: Дифференцировать звуки [К-Т]. Употреблять предлоги: в, на, под, за; притяжательные местоимения. Развивать память, мышление, пространственные ориентировки. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Найди недостающую часть тела птицы по картинкам. Назови эту птицу. | |
4 | Звук [К-Т-П] | Проект: «Новый год у ворот». Тема: «Мастерская Деда Мороза». Цель: «Систематизирование знаний по данной теме». | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Подбирать, употреблять слова-признаки. Образовывать слова-действия прошедшего времени. Развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, тактильные ощущения. Воспитывать аккуратность в работе с дидактическим материалом. | «Доскажи словечко» Серебристая, пушистая ……. Счет снежинок. |
Звук [К-Т-П] | Тема: «В гостях у Снегурочки». Цель: Углубление знаний детей по данной теме. | Образовательные: Производить анализ и синтез прямых слогов. Образовывать сущ. уменьшительно-ласкательной формы; сущ. Р.п.мн. числа. Развивать чувство ритма, восприятие цвета и формы. Воспитывать аккуратность при изготовлении новогодних игрушек. | Украсить ёлочку. Нарисовать снежинку манной крупой. |
Январь
1 | каникулы | каникулы | Катаемся на лыжах и коньках | |
2 | каникулы | каникулы | каникулы | |
3 | Звук [Х-Х’] | Проект: «Зимние забавы». Тема: «Зимние игры». Цель: Систематизирование знаний детей о зимних играх. | Образовательные: Познакомить детей с правильной артикуляцией звуков. Закрепить анализ прямого и обратного слога. Образовывать сущ. ед. и мн. числа. Употреблять слова-действия во временных формах. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | Назвать зимние виды спорта, подвижные игры. |
Звук [Х-Х’] | Тема: «Зимние игры». Цель: Закрепление знаний о зиме. Практическое усвоение сущ. Т.п.. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию звуков. Образовывать сущ.Т.п. Упражнять в составлении предложений ,рассказа по плану. Развивать произвольное внимание, слуховую память. Воспитывать дружеские отношения в игре. | Лепим из снега. Читаем: «Чудесная картина» Фет А. | |
4 | звуки [К-Х] | Проект: «Животные севера». Тема: «Путешествие на север». Цель: Уточнение знаний детей о жизни животных Севера, их внешних признаках. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки [К-Х ] с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Образовывать притяжательные прилагательные. Развивать артикуляционную, мелкую моторику, мышление. Воспитывать интерес к занятиям, применяя дидактические игры. | «Исключи лишнее». Штрихуем моржа. |
звуки [К-Х] | Тема: «В гостях у белого медведя». Цель: Углубление знаний о животных Севера. | Образовательные: Выделять звуки в слове из разных позиций. Формировать умение употреблять сущ. с увеличительным значением (носище). Развивать внимание, мышление, пространственный праксис. Воспитывать интерес, к изучению животных Севера. | Собираем разрезную картинку (4-6частей). |
Февраль
1 | звуки [Н-Н’] | Проект: «Домашние животные». Тема: «В гостях у фермера». Цель: Обобщение знаний детей о домашних животных. | Образовательные: Познакомить детей с правильной артикуляцией звуков[ Н-Н’]. Согласовывать сущ. с числительными, употреблять притяжательные прилагательные. Развивать память, мышление, внимание, межполушарное взаимодействие. Воспитывать доброту, по отношению к животным. | «Кто лишний?» «Назвать детенышей». |
звуки [Н-Н’] | Тема: «На ферме». Цель: Углубление знаний детей о домашних животных. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки [Н-Н’] с опорой на их акустические и артикуляционные признаки; анализировать односложные слова. Образовывать сущ. Р.п. мн.числа. Пересказывать рассказ К.Д.Ушинского «Спор животных». Развивать внимание, межполушарное взаимодействие. Воспитывать доброту, сострадание ко всем животным. | Лепим из пластилина свинью и поросенка. Читаем: К.Д.Ушинского «Спор животных». | |
2 | звук [Ы] | Проект: «Домашние птицы». Тема: «На птичьем дворе». Цель: Обобщение и систематизация знаний по данной теме. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию звука [ Ы ]. Определять позицию звука в слове. Познакомить детей с названиями домашних птиц. Употреблять относительные прилагательные. Упражнять в составлении предложений. Развивать синхронизацию работы полушарий, ориентировку в пространстве. Воспитывать желание ухаживать за домашними птицами. | Счет гусей, куриц. Штрихуем утку. |
звук [Ы] | Тема: «День рождения цыпленка». Цель: Расширение словаря словами-признаками, словами-действиями по данной теме. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию звука [Ы ]. Определять позицию звука в слове. Образовывать сущ. уменьшительно-ласкательной формы сущ. Р.п.мн. числа. Упражнять в составлении рассказа по картинно-графическому плану. Развивать память, мышление, внимание, межполушарное взаимодействие. Воспитывать любовь к домашним птицам. | Загадываем загадки о домашних птицах. Лепим утку с утятами. | |
3 | звуки [Г-Г’] | Проект: «Защитники Отечества». Тема: «День защитника Отечества». Цель: Уточнение знаний детей об армии. | Образовательные: Познакомить детей с правильной артикуляцией звуков[Г-Г’]. Закрепить анализ прямого и обратного слога. Образовывать сущ. Р.п. мн. числа; употреблять предлоги: к, от. Упражнять детей в назывании военных профессий. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины. | Заучиваем стихи, посвященные защитникам Отечества. |
звуки [Г-Г’] | Тема: «Праздник наших пап». Цель: Активизация предметного словаря по данной теме. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки [Г-Г’]; находить сходство и отличие этих звуков. Образовывать сущ. Р.п. мн.числа. Развивать синхронизацию работы полушарий, интонационную выразительность речи, речевое дыхание. Воспитывать у ребят смелость и честность. | Нарисовать открытку для папы. | |
4 | звуки [Б-Б’] | Проект: «От кареты до ракеты». Тема: «Наземный транспорт». Цель: Формирование умений называть и различать виды наземного транспорта. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков[Б- Б’]. Закрепить анализ прямого и обратного слога. Познакомить с видами наземного транспорта. Образовывать относительные прилагательные. Развивать память, зрительное восприятие. Воспитывать интерес к занятиям, применяя дидактические игры. | Счет транспорта от1-10. Нарисовать любимую машину. |
звуки [Б-Б’] | Тема: «Машины нашего города». Цель: Активизация словаря по теме наземный транспорт. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию[ Б-Б’]. Образовывать слова-антонимы; приставочные глаголы. Развивать фонематический слух, координацию движений. Воспитывать интерес к занятиям, используя детские игрушечные машины. | Назвать из каких геометрических фигур состоит машина. |
Задачи III периода обучения (март, апрель, май)
НОД 2 фронтальных в неделю, всего 20 по формированию фонетической стороны речи, развитие лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Произношение:
- знакомить со звуками [ Ы.И.С.Ш. СЬ.З В ВЬ Р.Г.ГЬ. Л];
- дифференцировать глухие и звонкие звуки, твердые и мягкие;
- подбирать слова на определенный звук;
- определять место звука в слове;
- заучивать сложные слова (библиотекарь).
Активизировать словарь:
- уточнять и расширять словарь;
- образовывать слова с помощью приставок.
Формировать грамматически правильную речь:
- практическое усвоение в речи предложных конструкций;
- употреблять предлоги С, СО, К, ОТ и т. д.;
- закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Развивать связную речь:
- составлять рассказ по картине;
- составлять рассказ по серии картин;
- составлять рассказ-описание;
- пересказывать небольшие рассказы
Развитие фонематического восприятия:
- различать звуки глухие-звонкие, твердые-мягкие;
- угадывать слова на первый звук по картинкам;
- придумывать слова с определенными звуками;
- определять место изучаемого звука в слове.
Развитие речевого дыхания и силы голоса:
- выработка длительного непрерывного дыхания ротового выдоха с помощью игр и упражнений «Пароход гудит», «Фокус», «Загони мяч в ворота», «Выдуть мыльный пузырь»;
- игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу из трех слов.
Во всех периодах обучения работа по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится параллельно, в комплексе.
Март
1 | звук [Л’] | Проект: «Наши любимые женщины» Тема: «Праздник 8 Марта». Цель: Расширение знаний детей о международном женском дне. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звука [Л’]. Закрепить анализ и синтез прямого и обратного слога. Согласовывать сущ. с прилагательными. Работать над составлением предложения. Развивать память устойчивое внимание, моторику. Воспитывать уважение, любовь к маме бабушке, сестре. | Заучиваем стихи о маме. Нарисовать открытку для мамы. |
звук [Л’] | Тема: «Мамы всякие нужны, мамы разные важны». Цель: Формирование навыка практического использования усвоенных знаний по данной лексической теме. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию звука [Л’]. Определять позицию звука в слове. Подбор родственных слов. Образовывать и употреблять слова-антонимы. Развивать фонематический слух, просодическую сторону речи. Воспитывать любовь к маме, к семье. | Рассказать о своей маме. | |
2 | звук [Й] | Проект: «Моя родная Хакасия». Тема: «Хакасия- мой край». Цель: Активизация предметного словаря по данной теме. (столица, флаг, гимн, герб) | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию [ Й],позицию его в слове. Употреблять сущ. в косвенных падежах. Образовывать однокоренные слова (лес, лесок лесная) Развивать фонематический слух, познавательно-речевую деятельность. Воспитывать доброжелательность к жителям Хакасии. | Нарисовать флаг Хакасии |
звук [ Й] | Тема: «Наш город Абакан». Цель: Уточнение знаний о городе Абакане. | Образовательные: Закрепить правильную артикуляцию звука [Й], позицию его в слове. Упражнять в слоговом анализе и синтезе, согласовывать прилагательные с сущ.в роде, числе, падеже. Развивать коммуникативную функцию речи. Воспитывать желание у детей поддерживать чистоту и порядок в своем городе Абакане. | Запоминаем свой домашний адрес. | |
3 | звуки [Л’-Й’] | Проект: «Весна красна». Тема: «Добрая Фея Весна». Цель: Углубление знаний о весне. | Образовательные: Дифференцировать на слух звуки [ Л’-Й]. Формировать умение отвечать на вопросы проблемно-поискового характера. Составлять рассказ о весне по сюжетным картинкам. Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Запомнить названия весенних месяцев. Нарисовать картинку о весне. |
4 | Каникулы | Каникулы | Каникулы |
Апрель
1 | звуки [АУО ИЫ] | Проект: «Путешествие в Африку». Тема: «Животные жарких стран». Цель: Уточнение знаний детей о животных жарких стран. | Образовательные: Закрепить знания детей о гласных звуках; определять позицию звука в слове. Познакомить с названиями животных Африки. Согласовывать сущ. и числительного в роде числе падеже. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать любовь, доброе отношение к животным. | Штрихуем по образцу. |
звуки [АУО ИЫ] | Тема: «В гостях у жирафа». Цель: Актуализация словаря по данной теме. | Образовательные: Дифференцировать гласные звуки (по немой артикуляции). Расширить словарь предметов, признаков, действий. Образовывать и употреблять приставочные глаголы. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать любовь, доброе отношение к животным. | «Исключи лишний предмет». Собираем разрезную картинку из 4-6 частей. | |
2 | звуки [Г-Г’] | Проект: «Модный приговор». Тема «Одежда». Цель: «Обобщение знаний об одежде и её классификации». | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков [Г-Г’]. Определять позицию звука в слове. Употреблять относительные. прилагательные. Образовывать мн. число сущ. (шуба-шубы-много шуб) Развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, тактильные ощущения. Воспитывать бережное отношение к одежде. | Моделируем платье, назови детали его (рукава, воротник, пояс, подол, карманы) |
звуки [Г-Г’] | Тема: «Обувь» Цель: « Обобщение знаний по теме: « Обувь». | Образовательные: Подбор слов на заданный звук. Познакомить детей с названиями различных видов обуви. Образовывать, употреблять слова-антонимы, относительные прилагательные. Составить рассказ «Мои туфли»по наглядному плану. Развивать память, мышление, внимание, межполушарное взаимодействие. Воспитывать аккуратность. | Нарисуй две пары туфель. Подбери к зимней одежде соответствующую обувь. | |
3 | звуки [С-С’] | Проект: «Космос». Тема: «Солнечное царство-космическое государство». Цель: Углубление и систематизирование знаний о космосе. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию[ С-С’]. Согласовывать числительные с прилагательными и существительными(одна большая звезда). Составлять предложения из слов: Луна, земля, меньше. Развивать ориентировку в пространстве. Работать над темпом и ритмом речи. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи. | Игра: «Что лишнее и почему?» Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета. |
звуки [С-С’] | Тема: «В гости к Лунтику». Цель: Расширение знаний детей о космосе. | Образовательные: закреплять правильное произношение звуков; выделять заданный звук в слове. Звуковой анализ и синтез слов: суп-сито. Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе. Развивать речевое дыхание, устойчивое внимание. Воспитывать интерес к изучению «Космоса». | Рисуем звездное небо. Счет звезд. Выкладываем из палочек ракету. | |
4 | звуки [В-В’] | Проект: «Ориентировка во времени». Тема: «Загадки времени». Цель: Формирование навыков практического использования усвоенных знаний по данной теме. | Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков[ В-В’]. Употреблять временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Развивать внимание, память, мелкую, общую моторику, Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий. | Читаем: К.Д.Ушинского «Четыре желания». |
звуки [В-В’] | Тема: «Части суток». Цель: Углубление знаний детей по данной лексической теме. | Образовательные: Формировать умение дифференцировать на слух звуки [В-В’], находить сходство и отличие этих звуков. Выделять звуки из разных позиций в словах. Образовывать и употреблять наречия: справа, слева. Употреблять глаголы во временных формах(делает, делал, будет делать) Развивать слухо-моторные координации, ориентировку в пространстве, на теле. Воспитывать интерес к занятиям, применяя дидактические. игры. | Запоминаем дни недели, времена года. |
Май
1 | звуки [З-З’] | Проект: «О героях былых времен». Тема: «День Победы». Цель: Активизация словаря по данной теме. | Образовательные: Уточнять правильное произношение звуков [ З-З’]. Подбирать слова на заданный звук. Согласовывать сущ. с числительными. Развивать фонематический слух, мелкую моторику (сопровождать речь с движением рук) Воспитывать доброжелательность, умение слушать товарища. | Заучивание стихов к празднику. |
звуки [З-З’] | Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто» Цель: Формирование чувство патриотизма у детей. | Образовательные: Дифференцировать на слух звуки [З-З’]. Формировать умение отвечать на вопросы проблемно-поискового характера. Составлять рассказ по серии картин. Развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, тактильные ощущения. Воспитывать уважение к ветеранам и пожилым людям. | Экскурсия к памятнику Победы. | |
2 | звуки [С-З] | Проект: «Семья». Тема: «Я и моя семья». Цель: «Обобщение и систематизирование знаний о семье». | Образовательные: Дифференцировать звуки [С-З] звуки; определять позицию звука в слове. Согласовывать имена прилагательные. с именами сущ. Образовывать сущ.уменьшительно-ласкательной формы. Развивать логическое мышление и память. Воспитывать любовь и уважение к близким людям. | Игра « Кто из этих людей-твои родственники?» Мама, подруга, брат, соседка. Учим стихи о маме. |
3 | звук [ Ц ] | Проект: «Насекомые» Тема: «Жизнь насекомых» Цель: Уточнение знаний о насекомых, внешних признаках и строении. | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука [Ц] Формировать навык подбора прилагательного к сущ.. Образовывать формы В.п. мн.числа существительных. Упражнять детей в классификации насекомых. Развивать конструктивный праксис в процессе складывания разрезных картинок. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Выложи бабочку из палочек. Собрать разрезную картинку. |
звук [Ц] | Тема: «День рождения Мухи-Цокотухи» Цель: Систематизирование знаний о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, местам обитания и способу передвижения. | Образовательные: Уточнить артикуляцию звука [Ц ]. Формировать умение употреблять сущ. в косвенных падежах. Употреблять предлоги: на, между, над, под. Составлять описательный рассказ по опорной схеме. Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос учителя-логопеда. | «Кто лишний?» | |
4 | Диагностика. Цель: Получение информации об уровне интеллектуального и речевого развития. | Диагностика. | Анкетирование Беседа с родителями о закреплении поставленных звуков в летний период. |
Темы проектов логопедической группы
Название проекта | Презентация проекта | |
Сентябрь | 1-2. Диагностика (ПДД) 3.«Что нам осень подарила» - овощи и фрукты (поисково-исследовательский) 4. «Мой любимый детский сад» - помещение, профессии (информационно- социальной направленности) | - «День знаний» - развлечение - «Подарки осени» - выставка поделок - «Мой любимый детский сад» - создание макета |
Октябрь | 1.«Разноцветная осень» (поисковый) 2. «Мир животных» - дом. животные, дикие животные наших лесов (поисково-исследовательский) 3-4. «Откуда хлеб пришел» - продукты питания, профессии (поисково-исследовательский) | -«Осенние фантазии» - выставка рисунков -«Защити животных» - создание плакатов в защиту животных - «Осенины» -групповой праздник |
Ноябрь | 1.Каникулы 2. «Наша Родина» - символика (информационно социальной направленности) 3 «В мире игрушек» (поисково-исследовательский) 4. «Чудо материнской любви» ( информационно социальной направленности) | -«За что я люблю свою Родину?» - презентация - «Народная игрушка» мини – музей -«Какие они – мамы?» - спортивный конкурс с участием мам. |
Декабрь | 1-2 «Оправах играя» (информационной социальной направленности 3 «Путешествие на Север» (поисковой направленности) 4. «Пернатые друзья зимой» (поисково-исследовательский) 5. «Мастерская Деда Мороза» (творческий) | -творческая игра -«Интересные, заметки»-фотовыставка, презентация -«Помоги пернатым» (изготовление кормушек)-акция -«Зимняя сказка»-тематическая выставка рисунков -«Новогодние проделки нечистой силы» -праздник |
Январь | 1.«Внимание, каникулы!»(игровой) 2.Рождество (игровой) 3. «Я-человек»(информационно-социальной направленности) 4-5. «Сезонность одежды» (исследовательский) | «Зимняя олимпиада»-оздоровительный досуг -«Пришла Коляда»-развлечение -«Я и мои друзья»-игра-викторина -«Демонстрация моделей праздничной одежды»-презентация |
Февраль | 1«Путешествие в страну Добродетелей» (информационно-социальной направленности) 2. «Откуда мебель к нам пришла» (исследовательский) 3. «Волшебный мир посуды» (практико-ориентированный) 4. «День защитника Отечества» (информационно-социальной направленности) | -«Путешествие в страну Добродетелей» развлечение - «Мы юные пожарные»-викторина - «Музей декоративной посуды»- творческая игра - «Рыцарский турнир»-спортивный досуг - |
Март | 1.«Современные женщины»-профессии (информационно-социальной направленности) 2. «Абакан-уголок для души»-транспорт (информационно-социальной направленности) 3. «Подводный мир»-транспорт (поисково-исследовательский) 4. «Неделя театра»-каникулы | - «8 Марта»-праздник -Презентация театра - «Береги природу»-КВН |
Апрель | 1.«Пернатые друзья» (поисково-исследовательский) 2. «Солнечное царство-космическое государство»(практико-ориентированный) 3. «Земля-наш общий дом» растительный мир (познавательный) 4. «Животные жарких стран» (поисково-исследовательский) | - «О жизни перелетных птиц»-доклад - «Космическое путешествие»-КВН - «Чир Тайм»-праздник -«Интересные заметки»-фотовыставка, презентация |
Май | 1.«Никто не забыт, ничто не забыто» (информационно-социальной направленности) 2. «Я и моя семья» (информационно-социальной направленности) 3-4.Диагностика. | - «День Победы»-праздник. - «Мама, папа, я-спортивная семья»- спортивный праздник. |
Требования к уровню подготовки воспитанников
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:
- употреблять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова-антонимы, обобщающие слова;
- образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, употреблять предлоги;
- различать гласные, согласные звуки, выделять звуки в начале слова, подбирать слова на заданный звук;
- составлять описательные рассказы, пересказывать небольшие рассказы;
- запоминать стихотворения и чистоговорки.
Уровни освоения программы
Словарь
Низкий уровень:
- активный словарь ограничен бытовым уровнем;
- владеет простыми обобщающими понятиями и в речи в основном использует существительные и глаголы.
Средний уровень:
- использует все части речи, но не всегда точно отражает приставочные глаголы (выливает- переливает)
Высокий уровень:
- активный словарь близок к норме.
Грамматический строй речи
Низкий уровень:
- речь резко аграмматична;
- допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
Средний уровень:
- допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
Высокий уровень:
- грамматический уровень близок к норме.
Грамота
Низкий уровень:
- не слышит данный звук в любой позиции;
- не дифференцирует оппозиционные звуки.
Средний уровень:
- с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
Высокий уровень
- фонематические процессы в норме.
Связная речь
Низкий уровень:
- фразовая речь резко аграматична;
- испытывает трудности при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно-ответной формой.
Средний уровень:
- при составлении рассказа использует не более двух-трех предложений, не пользуется планом, при описании использует не более двух признаков.
Высокий уровень:
- умеет построить рассказ, пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
Средства обучения
1. Технические средства обучения (звуковые, визуальные, экранные, аудиовизуальные (теле, видеоаппаратура, мультимедийная система).
2. Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи).
- Оборудование ( звуки-символы, предметные, сюжетные картинки, дидактические).
- Пособия для развития речевого дыхания; мелкой моторики; логического мышления; зрительного восприятия; памяти (зеркала, тетради, карандаши).
Список литературы
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М., 1948.
2. Белова – Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного с недоразвитием речи \\ Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоения устной речи. – М., 1977.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.
5. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств \\ Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.- М., 1982.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
8. Логопедия. \Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.,2003.
10. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
11. Лопатина Речь, артикуляция и восприятие. –
12. Основы теории и практики логопедии Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
13. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. М., 2003.
14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М.1989.
15. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста. М., 2000. возраста
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.
17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.
18. Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей
дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии \\Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1987.
19.Серебрякова Н.В.Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием \\ Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. – СПб., 1995.
20. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания
речи \\ Методы обследования нарушений речи у детей. – М.,Л., 1965.
21. Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др.
Диагностика Приложение 1
Старшая логопедическая группа 20012-2013 учебный год.
критерии | Методы изучения |
Словарь: Слова-предметы Слова-признаки Слова-действия Антонимы Понимание речи, обобщающие слова | Адаптивные методики Т.П.Бессоновой, О.Е.Грибовой. Цель: Определение количественного и качественного состава словаря. |
Грамматический строй речи. Образование относительных прилагательных. Согласование сущ. с прилагательными Согласование сущ. с числительными Употребление предлогов. Образование сложных слов. Употребление существительных в падежных формах. Образование однокоренных слов. | Адаптивные методики Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой Цель: Выявление уровня владения грамматическими средствами в самостоятельной речи. |
Грамота: Различение гласных и согласных звуков. Выделение звука в начале слова. Подбор слов на заданный звук. Определение места звука в слове. Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Деление слов на слоги. Анализ предложения. | Адаптивные методики Т.П.Бессоновой, О.Е.Грибовой. Цель: Выявление уровня владения звуковым анализом. |
Связная речь: Детское словотворчество. Пересказ Описание предметов. Диалогическая речь. Составление рассказа | Адаптивные методики Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой. Цель: Изучение состояния связной речи. |
Межполушарное взаимодействие | Проба Н.И.Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь» Цель: Выявление уровня взаимодействия полушарий головного мозга. |
Исследование орального праксиса | Выполнение упражнений по подражанию. Цель: Выявление точности движений и способности к переключению. |
Биоэнергопластика | Адаптивная методика А.В. Ястребовой Цель: Выявление, насколько содружественно работают рука и язык при выполнении заданных упражнений. |
Приложение 2
Схема организационной работы учителя-логопеда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.
СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...
Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Рабочая программа образовательной деятельности во 2 средней группе для детей от 4 до 5 лет за 2015-2016 г
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....
Рабочая программа образовательной деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 1 – 3 лет на 2018 /2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ...