Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста
Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.
В. М. Бехтерев
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей – одна из основных задач педагогов. Дети инвалиды стоят одними из первых в группе риска, поэтому необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в коррекционно – развивающее обучение тем более очевидна. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка инвалида не маловажное значение отводится музыкотерапии - игротерапии, звукотерапии, ритмотерапии, танцерапии. В практике проведения музыкальных занятий методы и технологии музыкотерапии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, широко используемые методики уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Поэтому встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровье сберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида.
Цель работы – изучить эффективность использования здоровье сберегающих технологий в творческом развитии детей инвалидов.
Основное внимание в здоровье сбережении и музыкальной психотерапии уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие комплексов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение, а особенно ребенка с ДЦП, так как все эти проблемы у него выражены ярче. Итак, перейдем к самим технологиям – то есть к приемам сохранения и укрепления здоровья путем музыки.
Терапевтические возможности музыкального искусства.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость, придает физическую бодрость. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывает мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен до конца еще изучен, но уже получил название – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а трубы эффективна при радикулитах и невритах. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения неврозов, артритов, сердечных болезней и других.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают две формы: активную - двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий, и пассивную - прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском учреждении и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Для снятия эмоционального напряжения, для погружения в дневной сон надо включать мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звукки природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Вокалотерапия
Звук, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Упражнения по «реабилитации» голосовых связок – улучшают состояние здоровья, координируют дыхание и речь, улучшают артикуляцию и дикцию, устраняют монотонность и безжизненность в голосе, гнусавость и повизгивание. На занятиях музыкой постановкой голоса специально заниматься не надо – самостоятельное пение, бурчание, легкое, свободное – помогает ребенку естественно развивать и укреплять голос. Пение как средство лечения назначают детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте – это «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – неподвижность плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением вдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент.
Ритмотерапия
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогает ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дает психотерапевтический эффект.
Улыбкотерапия
Очень важна на занятии улыбка самого ребенка. Когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя работать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. В результате постоянной тренировки «пение плюс улыбка» мимика лица ребенка с ДЦП становиться намного свежее и отношение ребенка к самому себе окружающих к нему становиться намного теплее и проще.
В результате использования элементов здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии у детей инвалидов формируются следующие умения:
- появляется самоконтроль над движениями, речью;
- дети начинают согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
- снимается зрительное напряжение и утомление;
- повышается двигательная активность, звукопроизношение;
- возрастают показатели двигательной памяти.
Достоинствами применения здоровье сберегающих технологий на
занятиях музыкотерапии с детьми инвалидами являются:
Абсолютная безвредность;
Легкость и простота применения;
Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
В процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит поэтапно, планомерно воспитывать и развивать средствами музыкальной коррекции. И если учитывать все эти критерии, то эффект психокоррекционного воздействия на особого ребенка наступит быстрее, чем вы ожидаете, а сам ребенок обязательно станет вашим помощником в достижении поставленных вами целей.
Литература
Ильина И.С. «В помощь воспитателям и детям – Адаптация ребѐнка к детскому саду» – М, 2008.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /.- М., 2001.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» /.- М., Академия, 1999
Радынова О. П.. «Музыкальное воспитание дошкольников» /.- М., 2009
О.Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. – СПб., Вектор, 2008
Шушарджан С. «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
Игровые приемы, методы и упражнения направленные на снижение тревожности, агрессивности и формирования дружеских отношений между детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Игровые приемы, методы и упражнения направленные на снижение тревожности, агрессивности и формирования дружеских отношений между детьми младшего и старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОНР (старший дошкольный возраст)
В планировании представлены темы по развитию лексико-грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте в школе....