Коррекционно-развивающая программа "Шаг за шагом".
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Данная программа разработана для детей раннего возраста 2-3 лет с ДЦП в сочетании с ЗПРР, раннее не посещавшего ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_za_shagom.docx | 68.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1»
Утверждаю __________ Заведующий МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1» Т.В. Козырева Приказ № 15-А от 28.01.2015г. |
Содержание
Название | Страницы |
Пояснительная записка | 2 - 3 |
Учебно-тематический план | 4 |
Содержание программы | 5 - 9 |
Методические материалы | 9 - 31 |
Индивидуальный план работы с ребенком | 9-16 |
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста | 17-24 |
План взаимодействия с родителями | 25-26 |
Рекомендации родителям | 27-30 |
Оборудование | 30 |
Литература | 31 |
Пояснительная записка
к коррекционно-развивающей программе «Шаг за шагом»
Актуальность разработки программы. С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений внедряет инклюзивное образование. На сегодняшний день многие детские сады работают с детьми с ОВЗ. В данную категорию входят дети и с детским церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений) в сочетании с задержкой психоречевого развития. Воспитанников с данной патологией в последнее время становится больше. В настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее станет социальная адаптация детей. Поэтому работу в данном направлении целесообразно проводить на ранних этапах развития ребенка. Необходимо приспособить детей раннего возраста к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развита мелкая и общая моторика, поведение в целом. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях ДОУ.
К, сожалению, не все дошкольные учреждения готовы к работе в данном направлении, так как специалистам сопровождения приходится самостоятельно адаптировать и комбинировать различные разделы общеобразовательных и коррекционно-развивающих программ. Основные принципы деятельности специалистов, в первую очередь нас психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским, а также в работах ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности. В настоящее время вопросы психологической помощи детям раннего возраста с ДЦП в сочетании с задержкой психоречевого развития освещены недостаточно. Это и подвело к созданию коррекционно-развивающей программы «Шаг за шагом» для детей данной категории в условиях функционирования структурного подразделения «Лекотека» на базе ДОУ.
Данная индивидуальная программа рассчитана на ребенка 2-3 лет с ДЦП в сочетании с ЗПРР, ранее не посещавшего ДОУ.
Цель программы: повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Задачи программы:
- Развитие сенсорного восприятия, мыслительных операций, общей и мелкой моторики.
- Развитие познавательной активности
- Обучение игровым навыкам.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Направлен на развитие общей и мелкой моторики.
Блок 2. Коррекция и развитие психических процессов и речи.
Блок 3. Развитие социально-коммуникативных отношений.
Срок реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы «Шаг за шагом» рассчитан на 1 год.
Возраст ребенка: 2-3 года.
Программа реализуется в форме игровых сеансов, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 30 минут (в начале учебного года) до 1 часа (в конце учебного года), общее количество занятий – 68.
Структура игрового сеанса:
1.Организация начала игрового сеанса. В гости к ребенку приходит герой – перчаточная кукла или мягкая игрушка (мишка, зайка), ребенок здоровается. Далее перчаточная кукла предлагает поиграть.
2. Основная часть:
- игры на развитие согласованности действия рук, выработки невербальной речи (экспрессивной речи);
- динамическая пауза или двигательно-речевая миниатюра;
- игры на развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.
3. Окончание сеанса. Кукла прощается с ребенком, гладит его и говорит: «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя и прощается со всеми.
В результате реализации программы у ребенка формируется познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
Учебно-тематический план
коррекционно-развивающей деятельности
№ | Тема | Ко-во часов | Время проведения |
1 | Наблюдение, диагностика | 4 | 1-2 нед. сентября |
2 | Знакомство | 2 | 3 нед. сентября |
3 | Волшебная коробочка | 4 | 4-1 нед. октября |
4 | Шарики | 4 | 2-3 нед. октября |
5 | Волшебный шарик | 4 | 4-1 нед. ноября |
6 | Кубики | 4 | 2-3 нед. ноября |
7 | Зайка | 4 | 4-1 нед. декабря |
8 | Помогаем Мишке | 4 | 2-3 нед. декабря |
9 | Встречаем гостей | 4 | 4-2 нед. января |
10 | Перевозим игрушки | 4 | 3-4 нед. января |
11 | Испечем пироги | 4 | 1-2 нед. февраля |
12 | Разноцветные кубики | 6 | 3-1 нед. марта |
13 | Играем с шариками | 4 | 2-3 нед. марта |
14 | Палочки и колечки | 6 | 4-2 нед. апреля |
15 | Занимательные фигурки | 6 | 3-2 нед. мая |
16 | Волшебные бусинки и шнурочки. | 4 | 3-4 нед. мая |
Всего | 68 |
Содержание программы
Блок | Целевой раздел | Целевой подраздел | Контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребенка) |
Блок 1. Развитие мелкой и общей моторики | Развитие мелкой моторики | Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. | Находит полностью спрятанную игрушку в песок. Берет мелкие шарики и опускает в емкость с узким горлышком. Надевает на стержень большие и маленькие кольца, шарики. Переворачивает страницы картонной книжки. |
Развитие общей моторики | Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться в пространстве | Может достать игрушку из-под стула. Может при помощи взрослого залезть в сухой бассейн. Может пройти по тактильной дорожке при незначительной помощи взрослого. Может прыгать на месте. | |
Блок 2 Коррекция и развитие психических процессов и речи | Развитие невербальной речи | Развитие жестов у ребенка | Использует жесты руками «дай», «нельзя», головой «да», «нет», «хочу», «не хочу». Может попросить что-то определенное, указывая на предмет рукой. Показывает рукой на людей, приглашая поиграть. |
Развитие экспрессивной речи | Развитие лепета, звукоподражаний. | Может произнести: «мя», «тя», «ля», «у-у-у». | |
Развитие наглядно-действенного мышления | Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное значение, представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. | Кормит игрушки, используя детскую посуду. Катает машину, используя тесьму. Использует палку, чтобы достать предмет из-под стола. Достает сачком рыбок. Нагружает машину кубиками и перевозит. | |
Блок 3 Развитие социально-коммуникативных отношений | Социально-коммуникативное развитие | Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания Развитие умения играть с взрослыми и детьми. Обучение умению подражать взрослому. Обучение умению соблюдать очередность в игре. | Берет тарелку и ложку и кормит себя, поит из бокала с ручкой. Умывается и вытирает лицо полотенцем. Купает куклу, вытирает полотенцем. Вместе с ребенком (взрослым) по очереди может кидать шарики в корзину, нанизывает шарики на шнур, строит из кубиков башню, дорогу, гараж. Имитирует движения (действия взрослого): хлопает в ладоши, машет головой, приседает, сжимает и разжимает пальчики. Вместе с детьми собирает игрушки и по очереди складывает в коробку/ ставит на полку. |
Содержание игровых сеансов
Разделы | Цели |
Развитие мелкой моторики | Развитие функции руки. |
Развитие навыка предметно-манипулятивной деятельности. | |
Закрепление умения ребенка согласовывать действия обеих рук. | |
Развитие общей моторики | Развитие у ребенка умения ориентироваться в пространстве без помощи взрослого. |
Обучение ребенка навыку определения положения своего тела. | |
Способствовать расширению двигательного арсенала ребенка. | |
Развитие невербальной речи | Развитие жестов и мимики у ребенка. |
Обучение ребенка жестам необходимых в повседневной жизни. | |
Развитие экспрессивной речи | Стимуляция лепета, звукоподражания. |
Развитие наглядно-действенного мышления | Обучение детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, формировать представления об использовании предметов-орудий в деятельности. Дать представление о проблемных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий. Обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации. |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие умения играть с взрослыми и детьми. Обучение умению подражать взрослому. Обучение умению соблюдать очередность в игре. Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания. |
Методы и формы работы с ребенком
Формы работы
Ребенок занимается индивидуально с педагогом-психологом 2 раза в неделю (занятие длится 30 мин. - 1 час) в присутствии и с участием мамы. Программу также осуществляет мама дома в бытовых условиях.
Организация среды
Место для занятий должно быть хорошо освещено. Стол – цвета светлого дерева, ковер мягкий неяркий, игрушки приглушенных, постельных тонов или синего и зеленого цвета. Игрушки: разноцветные пластмассовые кубики (синий, желтый, зеленый, красный), коробочки разного размера, пирамидка (3-4 кольца), игры-вкладыши, мягкие игрушки, машина с кузовом, небольшие машинки с открывающимися дверцами, логический куб с прорезями для фигур, резиновые персонажи, а также овощи и фрукты разного размера.
Методы и техники работы
Название | Цели |
Двигательно-речевые миниатюры
| Способствовать развитию слухового восприятия, быстроте и ловкости движений. |
Упражнения и игры (подражательно-исполнительского характера) | Обучение ребенка умению подражать; развивать внимание, двигательную активность. |
Моделирование заданных ситуаций | Обучение ребенка наблюдать процессы и их следствия, способствовать осмыслению логических связей между предметами, предметами и действиями. |
Пальчиковая гимнастика | Способствовать развитию ловкости пальчиков и рук. |
Дыхательные упражнения | Способствовать снятию психоэмоционального напряжения и выработке умения дуть. |
Упражнения для развития мелкой и общей моторики | Способствовать развитию пальчиковой моторики, совершенствование умения согласовывать движения пальцев обеих рук; развивать координацию движений, ориентации в пространстве и собственном теле. |
Использование музыкальных записей | Развитие эмоционального мира ребенка, способности координации движений, слухового внимания; снятие психоэмоционального напряжения. |
Песочная терапия (элементы) | Снятие психоэмоционального напряжения; развитие тонкой моторики. |
Методические материалы
Индивидуальный план работы педагога-психолога
с ребенком на 2014-2015 у/г.
Тема | Содержание |
Знакомство (2 часа) | Налаживание контакта с ребенком. |
Знакомство с мишкой, поглаживание игрушки. | |
Мишка гладит ребенка, говорит ему «пока» и машет лапой. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! | |
Волшебная коробочка (4 часа) | Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает игрушки на стол, затем складывает обратно. |
Игра «Закрой коробку». Ребенок закрывает и открывает коробку. | |
Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой. | |
Упр. «Поставь коробку». Ребенок ставит коробку в указанное место. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. | |
Шарики (4 часа) | Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает шарики на стол, затем складывает обратно. |
Упр. «Положив коробку». Ребенок держит одной рукой коробку, а другой кладет шарики в неё. | |
Игра в мяч. Ребенок сидя на полу катает мяч маме, тете. Ребенок ищет большой мяч. | |
Игра «Где погремушка»? Ребенок идет на звук погремушки, затем кладет на место. | |
Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой мяч. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. | |
Волшебный шарик (4 часа) | Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, достает шарик. |
Упр. «Надуваем шарик». Ребенок имитирует надувание шарика. | |
Игра «Поймай шарик». Под веселую музыку ребенок ловит шарик, затем в конце игры хлопает в ладоши. | |
Упр. «Отдай шарик». Ребенок относит шарик маме, тете. | |
Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой шарик. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока». | |
Кубики (4 часа) | Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, открывает и достает кубики. Коробка убирается. |
Игра «Построй башню». Ребенок ставит кубики друг на друга до тех пор, пока башня не упадет. Во время падения башня, ребенку говорим «бах» (более сложный вариант «бах-бах»). Далее спрашиваем: «Будем делать бах?». | |
Упр. «Отдай кубик». Ребенок относит кубик маме, тете. | |
Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой кубик. Ребенку дается задание: «Попроси у мамы/тети кубик». | |
Игра «Собери кубики». Ребенку дается словесное задание с использованием жестов: «Собери кубики в коробку», далее просим ребенка отнести коробку на полку. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока». | |
Зайка (4 часа) | Игра «Зайка в гости к нам пришел». Ребенок здоровается с зайкой, берет его за лапу, гладит по разным частям тела (уши, лапы, носик и т.д.). зайца и себя. |
Игра «Покорми зайку». Ребенку дается задание взять миску и ложку, затем покормить зайку. Далее попоить зайку (более сложный вариант – налить из кувшина в бокал и попоить зайку). Зайка машет головой «спасибо». Ребенку можно предложить покормить себя, маму, тетю. | |
Упр. «Убираем со стола». Ребенок убирает посуду на место, стирает со стола губкой, по очереди с взрослым. | |
Игра «Хоровод». Под музыку ребенок с зайкой и взрослыми водит хоровод. | |
Игра «Танец с зайкой». Ребенок выполняет движения под музыку и стишок: Топ-топ-топ притопнем ножкой и покружимся немножко, имитируя движения ызрослого. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Помогаем мишке (4 часа) | Приветствие, налаживание контакта с ребенком. Игра «Грязный мишка». Ребенку предлагается умыть грязного мишку. Сначала умывает взрослый, затем ребенок, после чего вытираем мишке лапы и лицо. |
Упр. «Умываются ребята». Ребенку предлагается умыть себя (имитация) по образцу, затем вытереться полотенцем. | |
Игра «Постираю штанишки». Ребенку показывается, как стираются Мишкины штанишки (ванночка, штанишки, веревка) под стих: Постираю Мишке теплые штанишки, а потом прополощу, посильнее отожму, на веревке просушу. Ребенок имитирует действия взрослого в соответствии с содержанием текста. | |
Упр. «Убираем». Ребенок убирает на полку ванночку, затем относит Мишку маме или тете. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Встречаем гостей (4 часа) | Игра «Готовим обед». Ребенок берет с полки посуду и ставит на стол, далее варит суп: кладет в кастрюлю мелкие предметы из пластилина, мешает, солит из солонки, закрывает кастрюлю крышкой. Ребенок действует по инструкции, имитирует действия. При повторении – все делает сам. |
Игра «В гости зайки к нам пришли». Ребенок водит хоровод под музыку с мамой, педагогом, 2 зайцами. | |
Игра «Покорми заек». Ребенок ставит на стол посудку для каждого зайца, кладет ложки, наливает суп. Далее дует на ложку и кормит зайцев по очереди, далее поит из бокальчиков с ручками, вытирает салфетками. | |
Игра «Зайке спать пора». Ребенок укладывает зайцев спать на кроватки, гладит их. Совершает действия: поднимает одеяло, поправляет подушечку, укрывает зайца, имитирует взрослого «аа-а, аа-а». | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Перевозим игрушки (4 часа) | Игра «В гости Мишки к нам пришли». Ребенок по очереди здоровается с мишками, гладит их, показывает, где у них глазки, носик, ушки, ротик и у себя. |
Игра «Хоровод». Ребенок водит хоровод с мамой, педагогом и мишками под музыку. | |
Упр. «Попроси машинку». Ребенок просит машинку у педагога, у мамы. | |
Игра «Покатаем мишек». Ребенок сажает мишек в машинку, ищет веревочку и катает зверей. Затем их высаживает на стульчики. | |
Упр. «Нагрузи машинку». Ребенок нагружает машинку кубиками по очереди с взрослым и перевозит их к коробке, затем выкладывает и едет за другими игрушками, просит их у взрослого и вновь нагружает машинку и перевозит. | |
Упр. «Ставим на полки». Ребенок ставит на полки игрушки, зовет маму, чтобы она помогла. Игра «Достань игрушки». Ребенок достает игрушки из-под стула. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Испечем пироги (4часа) | Игра «Напечём пирогов». Ребенку предлагается напечь пироги из песка. Демонстрируется, как при помощи совка насыпается в формочки песок (влажный), далее демонстрируется, как из формочек получаются фигурки. |
Упр. «Умываются утята». Ребенок демонстрирует, как он мылит руки, моет, вытирает (имитация). | |
Игра «Украсим пирог». Ребенок помогает педагогу украсить пирог, выкладывая геометрические фигурки на макет пирога. | |
Хоровод «Каравай». Ребенок под музыку водит хоровод с взрослыми, затем всех угощает конфетами: маму, тетю. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Разноцветные кубики (6 часов) | Игра «В гости котик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с котиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «Мяу». |
Игра «Помоги котику достать кубики» (из-под стола достает коробок с кубиками». Взрослый помогает выбрать красные кубики, при этом называет «красный». Другого цвета кубики кладем в коробку. | |
Игра «Построй дорогу». Совместно с взрослым строит дорогу из кубиков, соблюдая очередность. Далее катит машинку «бр-р-р» по кубикам. Дорога ломается, взрослый просит и показывает положить кубик в ряд. | |
Речедвигательная миниатюра «Зарядка». Ребенок приглашает маму поиграть в кругу. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два – туда, повернись вокруг себя. Ребенок имитирует движения взрослого. | |
Игра «Построй башню». Ребенок по очереди выкладывает красные кубики вертикально, другого цвета – откладываем. | |
Игра с котиком. Ах ты, котенька- коток, мягенькие ушки. Ты поможешь собирать Игорю игрушки. Игра «Собери в корзину». Обучение ребенка отбирать красные кубики (другие цвета, если ребенок усвоил предыдущий цвет). | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Играем с шариками. (4 часа) | Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку. |
Игра «Достань шары». Ребенок по инструкции достает из коробки (обеими руками) шарики, далее отбираются красные шарики (называется «красный»), остальные – убираем. | |
Игра «Кидаем в корзину». Ребенок кидает, соблюдая очередность. Взрослый говорит «бах». | |
Игра с мячом. Ребенок приглашает маму поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп». | |
Игра «Достань шарики». Взрослый демонстрирует игру с желобком и цветными шариками, которые в емкости с узким горлышком, и их надо достать. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно. | |
Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого. | |
Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок прикасается к поверхности стола и видит маленькие шарики, взрослый изображает эмоцию радости: «ах». | |
Игра в сухом бассейне. Ребенок при помощи взрослого залазает в бассейн и среди белых шаров отыскивает красные (зеленые, если ребенок способен). Кидается шарами, купается в шарах. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Палочки и колечки. (6 часов) | Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку. |
Игра «Достань колечки». Ребенок по инструкции достает из ящика (набор Пертра) одной рукой колечки/диски и складывает их в коробку, которую держит в другой ручке. Фиксируется внимание ребенка на красном. | |
Игра «Собираем пирамидку». Ребенок по инструкции надевает колечки/шарики на стержень, соблюдая очередность. Взрослый говорит «так». Далее ребенка просят снять колечки разными способами: одной рукой, двумя, перевернуть стержень и высыпать колечки. | |
Игра «Наши ножки побежали по дорожке». Ребенок в сопровождении взрослого ходит по тактильным дорожкам. | |
Игра с мячом. Ребенок приглашает маму жестом поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп». | |
Игра «Большие и маленькие». Взрослый демонстрирует отбор больших дисков и нанизывает их на стержень. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно. То же проделывается с маленькими. Ребенку показывают и говорят: «Большие, маленькие». | |
Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого. | |
Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок повторяет за взрослым движения пальчиками по песку, взрослый изображает эмоцию радости: «ах». | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Занимательные фигурки. (6 часа) | Игра «В гости слоник к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается со слоном, поглаживает его и себя. Звукоподражание «У-у-у». Ребенок трогает уши, нос у слона. Взрослый фиксирует внимание ребенка на том, что нос (хобот) у слона большой, а у ребенка – маленький. |
Игра «Найди домики». Ребенок подбирает окошечки для фигурок (логический куб) либо играет у пособия «Объемные тела и фигуры». | |
Игра «Строим дом». Ребенок с взрослым из кубиков (квадрат, треугольник – 2 комплекта у взрослого и ребенка) строит домик (большой, затем маленький). Взрослый фиксирует внимание на величине и показывает, поднимая руки вверх (большой) и, опуская руки вниз (маленький). | |
Игра «Погладим травку». Ребенок прикасается к тактильной панели (тактильные ячейки) и пробует травку (мягкая – колючая). | |
Игра с шариками. Ребенок приглашает маму жестом поиграть с шариками (покидать в корзину), далее по очереди все кидают, сопровождая словом «оп». | |
Речедвигательная миниатюра «По ровненькой дорожке»: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два. По камешкам (4 раза), раз-два, раз-два. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом, в нем живем». Ребёнок имитирует движения взрослого. | |
Игры-вкладыши (изображения животных из 2-3 компонентов). В конце игры взрослый хлопает в ладоши. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». | |
Волшебные бусинки и шнурочки. (2 часа) | Игра «В гости песик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с песиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «ав-ав-ав». Ребенок трогает уши, нос у собаки, а потом у себя. |
Игра «Достань бусины». Ребенок из ящика набирает разноцветные бусины в коробочку, в одной руке держит коробочку, а другой набирает. | |
Игра «Бусы для мамы». Ребенок с взрослым нанизывает на шнур бусины. Шнур слегка поднимаем, и бусина съезжает. При этом произносим: «у-у-у». Затем примеряем маме бусы. Мама хвалит ребенка. | |
Игра «Найди бусинку». Взрослый показывает ребенку, что в песке можно найти бусину. Ребенок ищет в ящике с песком бусины, находит, складывает их в маленькую коробочку. | |
Речедвигательная миниатюра «Веселые хлопушки»: Пусть стоят на месте ножки, только хлопают ладошки. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай, хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай, да погромче за спиной». Ребёнок имитирует движения взрослого. | |
Игра с бусинами. Взрослый кладет крупные бусины в большую коробочку, а маленькие в коробочку значительно меньше, при этом акцентируем внимание ребенка на величине: маленькие – большие (проговариваем цвет бусин: красный, зеленый). Ребенок приглашает жестом маму поиграть с бусинами, далее по очереди раскладывают бусины, сопровождая словом «так». | |
Игры с логическим кубом. Взрослый приглашает ребенка поиграть: застегивать и расстегивать замочки, играть со шнурочками. В конце игры взрослый хлопает в ладоши, хвалит ребенка. | |
Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока». |
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития
Е.А.Стребелева,
д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии учреждения РАО "Институт коррекционной педагогики
Использование авторской методики психолого-педагогического обследования позволит провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и выявить отклонения в их умственном развитии для оказания каждому ребенку индивидуальной коррекционной помощи.
Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная.Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.
При отборе заданийучитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.
Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.
При подходах к оценке действий ребенка важной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.
Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является "диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Оценка познавательной деятельности
Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.
Способы выполнения задания – самостоятельно или после обучения (показа, подражая действиям взрослого).
Обучение в процессе диагностического обследования осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.
Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т. е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Отношение ребенка к результату своей деятельности определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.
Количественная оценка действий ребенка
Наряду с качественной оценкой действиям ребенка дается количественная оценка (по четырехбалльной шкале). Она проводится следующим образом:
1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не принимает задание, не выделяет его цели, в условиях диагностического обучения ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании;
2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, при обследовании действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла – ребенок принимает задание, но при его выполнении испытывает трудности, в процессе диагностического обследования действует правильно, а после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания;
4 балла – ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание, стремится к положительному результату.
Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:
- присутствие родителей (лиц, их заменяющих);
- налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;
- предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;
в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития, который сравнивается с количеством баллов, характерным для нормально развивающихся детей данного возраста (34–40 баллов).
Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только "актуальный", но и потенциальный уровень его развития (т. е. "зону ближайшего развития"). При выявлении отклонений в познавательном развитии ребенка для уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует проанализировать результаты аппаратных (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография) и генетических (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический) методов исследования.
Задания для обследования | ||
Наименование задания | Возраст | |
2 г.–2 г. 6 м. | 2 г. 6 м.–3 г. | |
1. Лови шарик | + | + |
2. Спрячь шарик:
|
+ |
+ |
3. Разборка и складывание матрешки:
|
+ |
+ |
4. Разборка и складывание пирамидки:
|
+ |
+ |
5. Парные картинки:
|
+ |
+ |
6. Цветные кубики:
|
+ |
+ |
7. Разрезные картинки:
|
+ |
+ |
8. Конструирование из палочек:
|
+ |
+ |
9. Достань тележку:
|
+ |
+ |
10. Нарисуй:
|
+ |
+ |
Задания для обследования
Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей от 2 лет до 2 лет 6 мес., а также от 2 лет 6 мес. до 3 лет.
Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста представлена в приложении.
Данные обследования заносятся в бланк результатов.
Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы
На основе анализа данных обследования разрабатываются рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы с ребенком.
Так, дети первой, второй и третьей групп, у которых отмечаются трудности в выполнении предложенных заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи. Помощь может быть организована в группах кратковременного пребывания или ранней помощи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов, в реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогического сопровождения и коррекции и др. При этом должны быть созданы следующие педагогические условия:
- коррекционная направленность предметно-развивающей среды;
- индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
- систематические занятия с каждым ребенком;
- включение родителей в педагогический процесс.
Детям четвертой группы показано посещение дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
Для каждой из групп детей важно определить содержание коррекционно-педагогических занятий.
Бланк результатов обследования | |
Ф.И. ребенка ______________________________________ _______ лет | |
Наименование задания | Оценка в баллах |
1. Лови шарик |
|
2. Спрячь шарики |
|
3. Разбор и складывание матрешки |
|
4. Разборка и складывание пирамидки |
|
5. Парные картинки |
|
6. Цветные кубики |
|
7. Разрезные картинки |
|
8. Конструирование из палочек |
|
9. Достань тележку |
|
10. Нарисуй |
|
Итого |
|
Группа |
|
Заключение ______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Рекомендации ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Педагог-психолог / / |
Примечание. Детей, получивших в результате выполнения заданий, 10–12 баллов, относят к первой группе; 13–23 балла – ко второй группе; 24–33 балла – к третьей группе; 34–40 баллов – к четвертой группе.
Содержание занятий для детей первой группы
Детей первой группы, получивших 10–12 баллов, необходимо учить:
- эмоционально реагировать на обращение к ним близких взрослых;
- выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие;
- понимать цели действия.
Детям следует развивать внимание и фиксацию взгляда, обучать действиям хватания одной и двумя руками, следить взглядом за перемещающимся предметом.
Комплексное обследование ребенка позволяет определить образовательный маршрут коррекционно-педагогической работы с ним.
Кроме того, с детьми нужно проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание); а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, развитие координационных способностей, умения удерживать равновесие.
При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого с речевым сопровождением.
Содержание занятий для детей второй группы
У детей второй группы, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. В первую очередь, сотрудничества ребенка со взрослым. Важно сформировать способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательные жесты; навык работы по образцу и словесной инструкции.
Особое место в коррекционной работе с детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств; на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной активности.
При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей и пальцев рук.
Центральной задачей работы с этой группой детей является формирование у них ориентировочно-познавательной деятельности – развитие практического ориентирования в свойствах и качествах предметов. Главное помнить, что дети сначала учатся различать предметы и их свойства на основе образа и лишь затем фиксируют образ в слове. Дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Одним из основных направлений в работе является развитие речи, которое осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях.
Кроме того, коррекционная работа должна быть направлена на формирование у детей интереса к предметно-игровым действиям, а также предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию).
Важно сформировать у детей интерес к игровым действиям с сюжетными игрушками, умение положительно взаимодействовать со сверстниками.
Необходимо помнить, что у всех детей с отклонениями в умственном развитии надо формировать правильное поведение в определенной ситуации. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.
Содержание занятий для детей третьей группы
У всех детей третьей группы, получивших 24–33 балла, необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, вызывать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом важно вызывать интерес к сюжетной игре и продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию, конструированию).
Важным направлением в коррекционной работе с детьми третьей группы является формирование у них целостного представления об окружающей действительности, о человеке и взаимодействиях между людьми, знакомство с деятельностью человека. Во всех случаях проводится коррекционная работа по развитию коммуникативных способностей и речи детей. Таким образом, создается специфическая система включения речи каждого ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.
Приложение
Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2–3 лет)
I. Деревянные игрушки:
- Желобок – 1 шт. (длина 30 см).
- Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12 ´ 9; 10 ´ 6; 6 ´ 4).
- Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам).
- Две матрешки (трехсоставные).
- Две пирамидки – из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цвета, но разного размера).
- Цветные кубики – 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).
- Тележка с кольцом – 1 шт. (через кольцо продета тесьма).
II. Пластмассовые игрушки:
- Шарик-погремушка (1шт.), диаметр 4 ´ 5 см.
- Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки).
- Набор цветных фломастеров (6 основных цветов).
III. Список иллюстративного материала:
- Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка).
- Разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части (мяч); вторая пара – одна из картинок разрезана на три части (чайник).
- Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.
- Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).
План взаимодействия с родителями
Индивидуальный план работы педагога-психолога с родителем
на 2014-2015 у/г.
Ф.И.О. родителя:
Тема | Содержание |
Помощь родителей детям с ОВЗ в период адаптации к ДОУ. (1 час) | По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. |
Развивать у ребенка подражательность в действиях. | |
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. | |
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. | |
Особенности развития мышления детей с ДЦП и ЗПРР. (1час) | Отставание темпа развития наглядно-действенного мышления. |
Неумение ориентироваться в условиях проблемной практической задачи. | |
Разрыв между действием и словом. | |
Затрудненное формирование элементов логического мышления. | |
Пути формирования наглядно-действенного мышления. (2 часа) | Формирование мышления ребенка в процессе различных видов деятельности (предметная, игровая), общения, в единстве с процессом овладения речью. |
I этап (подготовительный) в развитии мышления. Игры и упражнения, направленные на формирование обобщенных представлений о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного значения, которые человек использует в повседневной жизни. | |
Какие игрушки нужны ребенку с ДЦП? (2 часа) | Развивающие игрушки. |
Кубики, коробочки разного размера, детская посудка. | |
Развитие умения ребенка брать игрушки пальчиками. | |
Игрушки, развивающие тактильные ощущения. | |
Роль мягкой игрушки в снятии психоэмоционального напряжения. | |
Цветовая гамма игрушек. | |
Роль игры в развитии и коррекции эмоционального мира ребенка. (1 час) | Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия. Вовлекая его в игру. |
Развивать подражательность в действиях: «Полетаем как воробышки, попрыгаем как зайчики». | |
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. | |
Развитие двигательных функций ребенка. (1 час) | Взаимосвязь развития крупной моторики и мелкой. |
Упражнения, направленные на развитие равновесия и координации движений. | |
Как научить ребенка играть. (1 час) | Роль совместной игры в формировании умения соблюдать очередность и подражать. |
Роль игры в умении попросить игрушку. | |
Овладение речью через игру. | |
Стимуляции экспрессивной речи (1 час) | Развитие лепета, звукоподражаний. |
Рекомендации для родителей
Заповеди для родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким же как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока.
- Не унижай.
- Не мучай себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучайся, если можешь и не даешь.
- Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным и т.д. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
15 правил для родителей воспитывающих особого ребенка
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте. Что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от личной жизни.
- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо. Если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребенка в общение со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встреч с друзьями, чаще приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Памятка родителям от ребенка.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня то, что я в состояние сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуганным, я легко превращаюсь в лжеца.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, - это разуверит меня в вас.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будите это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будите удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенно и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду буквально. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Если вы мне говорите. Что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будите меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
- Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги и поговорите со мной об этом позже.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
- Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
- Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
- Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будите игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать. Я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
- Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду доверять вам.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, то как мы его проводим.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучим меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
- Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к вашим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Пять рецептов избавления от гнева
- Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте его;
-проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;
- Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
- отложите или отмените совместные дела с ребенком;
- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
- Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. В те минуты, когда вы расстроены, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
- примите теплую ванную или душ;
- выпейте чая;
- позвоните друзьям;
- потанцуйте под громкую музыку, расслабьтесь на диване;
- спойте что-нибудь;
- сделайте массаж;
-найдите свой способ;
- Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия;
- учитесь предчувствовать наступление срыва.
- К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к ним:
- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, сконцентрировать внимание)
- если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
Дети многому учатся у взрослых и. к сожалении., не только хорошему. Но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.
Оборудование
Сухой бассейн
Солнечный домик
Диван, груша с гранулами, напольные подушечки
Воздушно-пузырьковые колонны
Напольные тактильные дорожки
Настенные тактильные панели
Объемные тела и фигуры
Панель сравнение цветов
Дидактический стол с набором игрушек
Стол малыш
Световой модуль для рисования песком «Малыш»
Набор психолога «Пертра»
Логический куб
Шнуровки
Сенсорные мячи
Ящик с песком
Куклы
Мягкие игрушки
Перчаточные куклы
Кубики
Мягкие модули
Машинки
Овощи и фрукты
Детская посуда
Матрешка
Игры-вкладыши
Куб с прорезями
Коробочки
Шарики
Перечень литературы, используемой при составлении программы:
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис пресс, 2008.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми детей с церебральным параличом.-М.: 1991.
- Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации./под ред. Т.В. Золотцевой М.: Филантроп, 1995.
- Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП.- М.1997.
- Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3. Навыки общения. Мойра Питерси и Робин Трилор при участии Сью Кернс, Дайаны Ютер и Эрики Бра. Перевод Н. Грозной. Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой. Институт Общегуманитарных Исследований, М.: 2001.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
- Мастюкова Е.М Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М.1991.
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт./Российская Лекотека. М., Когито-центр, 2001.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога, М.: Владос, 2013.
- Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М Академия, 2001.
- Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
План индивидуальной коррекционно - развивающей работы Шаг за шагом"
Разработан для коррекционно - развивающих занятий с ребенком находящемся на домашнем обучении....
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психомоторной коррекционно-развивающей работе «ШАГ ЗА ШАГОМ»
Программа по психомоторной коррекционно-развивающей работе рассчитана на родителей и детей (4-7 лет)....
Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Сказочная страна» Тема недели: «Весна шагает по планете». Картотека №6
Задачи:Формировать эмоционально-волевую сферу.Закреплять знания о временах года.Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.Развивать внимание, восприятие, воображение.Развивать способ...