Коррекционно-развивающая программа "Шаг за шагом".
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Ерина Ольга Николаевна

Данная программа разработана для детей раннего возраста 2-3 лет с ДЦП в сочетании с ЗПРР, раннее не посещавшего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_za_shagom.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1»

Утверждаю __________  

Заведующий МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1»  

Т.В. Козырева

Приказ № 15-А от 28.01.2015г.


Содержание

Название

Страницы

Пояснительная записка

2 - 3

Учебно-тематический план

4

Содержание программы

5 - 9

Методические материалы

9 - 31

Индивидуальный план работы с ребенком

9-16

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста

17-24

План взаимодействия с родителями

25-26

Рекомендации родителям

27-30

Оборудование

30

Литература

31

Пояснительная записка

к коррекционно-развивающей программе «Шаг за шагом»

Актуальность разработки программы. С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений внедряет инклюзивное образование. На сегодняшний день многие детские сады работают с детьми с ОВЗ. В данную категорию входят дети и с детским церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений) в сочетании с задержкой психоречевого развития. Воспитанников с данной патологией в последнее время становится больше. В настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее станет социальная адаптация детей. Поэтому работу в данном направлении целесообразно проводить на ранних этапах развития ребенка. Необходимо приспособить детей раннего возраста к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развита мелкая и общая моторика, поведение в целом. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях ДОУ.

         К, сожалению, не все дошкольные учреждения готовы к работе в данном направлении, так как специалистам сопровождения приходится самостоятельно адаптировать и комбинировать различные разделы общеобразовательных и коррекционно-развивающих программ. Основные принципы деятельности специалистов, в первую очередь нас психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским, а также в работах ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности. В настоящее время вопросы психологической помощи детям раннего возраста с ДЦП в сочетании с задержкой психоречевого развития освещены недостаточно. Это и подвело к созданию коррекционно-развивающей программы «Шаг за шагом» для детей данной категории в условиях функционирования структурного подразделения «Лекотека» на базе ДОУ.

Данная индивидуальная программа рассчитана на ребенка 2-3 лет с ДЦП в сочетании с ЗПРР, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи программы:

  • Развитие сенсорного восприятия, мыслительных операций, общей и мелкой моторики.
  • Развитие познавательной активности
  • Обучение игровым навыкам.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
  •  Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Направлен на развитие общей и мелкой моторики.

Блок 2. Коррекция и развитие психических процессов и речи.

Блок 3. Развитие социально-коммуникативных отношений.

Срок реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы «Шаг за шагом» рассчитан на 1 год.

Возраст ребенка: 2-3 года.

Программа реализуется в форме игровых сеансов, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 30 минут (в начале учебного года) до 1 часа (в конце учебного года), общее количество занятий – 68.

Структура игрового сеанса: 

1.Организация начала игрового сеанса. В гости к ребенку приходит герой – перчаточная кукла или мягкая игрушка (мишка, зайка), ребенок здоровается. Далее перчаточная кукла предлагает поиграть.

2. Основная часть:

  • игры на развитие согласованности действия рук, выработки невербальной речи (экспрессивной речи);
  • динамическая пауза или двигательно-речевая миниатюра;
  • игры на развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

3. Окончание сеанса. Кукла прощается с ребенком, гладит его и говорит: «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя и прощается со всеми.

В результате реализации программы у ребенка формируется познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Учебно-тематический план

коррекционно-развивающей деятельности

Тема

Ко-во

часов

Время проведения

1

Наблюдение, диагностика

4

1-2 нед. сентября

2

Знакомство

2

3 нед. сентября

3

Волшебная коробочка

4

4-1 нед. октября

4

Шарики

4

2-3 нед. октября

5

Волшебный шарик

4

4-1 нед. ноября

6

Кубики

4

2-3 нед. ноября

7

Зайка

4

4-1 нед. декабря

8

Помогаем Мишке

4

2-3 нед. декабря

9

Встречаем гостей

4

4-2 нед. января

10

Перевозим игрушки

4

3-4 нед. января

11

Испечем пироги

4

1-2 нед. февраля

12

Разноцветные кубики

6

3-1 нед. марта

13

Играем с шариками

4

2-3 нед. марта

14

Палочки и колечки

6

4-2 нед.  апреля

15

Занимательные фигурки

6

3-2 нед. мая

16

Волшебные бусинки и шнурочки.

4

3-4  нед. мая

Всего

68

Содержание программы

Блок

Целевой раздел

Целевой подраздел

Контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребенка)

Блок 1. Развитие мелкой и общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. 

Находит полностью спрятанную игрушку в песок.

Берет мелкие шарики и опускает в емкость с узким горлышком.

Надевает на стержень большие и маленькие кольца,  шарики.

Переворачивает страницы картонной книжки.

Развитие общей моторики

Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться в пространстве

Может достать игрушку из-под стула.

Может при помощи взрослого залезть в сухой бассейн.

Может пройти по тактильной дорожке при незначительной помощи взрослого.

Может прыгать на месте.

Блок 2 Коррекция и развитие психических процессов и речи

Развитие невербальной речи

Развитие жестов у ребенка

Использует жесты руками «дай», «нельзя», головой «да», «нет», «хочу», «не хочу».

Может попросить что-то определенное, указывая на предмет рукой.

Показывает рукой на людей, приглашая поиграть.

Развитие экспрессивной речи

Развитие лепета, звукоподражаний.

Может произнести: «мя», «тя», «ля», «у-у-у».

Развитие наглядно-действенного мышления

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное значение, представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

Кормит игрушки, используя детскую посуду.

Катает машину, используя тесьму.

Использует палку, чтобы достать предмет из-под стола.

Достает сачком рыбок.

Нагружает машину кубиками и перевозит.

Блок 3

Развитие социально-коммуникативных отношений

Социально-коммуникативное развитие

Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания

Развитие умения играть с взрослыми и детьми.

Обучение умению подражать взрослому.

Обучение умению соблюдать очередность в игре.

Берет тарелку и ложку и кормит себя, поит из бокала с ручкой.

Умывается и вытирает лицо полотенцем.

Купает куклу, вытирает полотенцем.

Вместе с ребенком (взрослым) по очереди может кидать шарики в корзину, нанизывает шарики на шнур, строит из кубиков башню, дорогу, гараж.

Имитирует движения (действия взрослого): хлопает в ладоши, машет головой, приседает, сжимает и разжимает пальчики.

Вместе с детьми собирает игрушки и по очереди складывает в коробку/ ставит на полку.

Содержание игровых сеансов

Разделы

Цели

Развитие мелкой моторики

Развитие функции руки.

Развитие навыка предметно-манипулятивной деятельности. 

Закрепление умения ребенка согласовывать действия обеих рук.

Развитие общей моторики

Развитие у ребенка умения ориентироваться в пространстве без помощи взрослого.

Обучение ребенка навыку определения положения своего тела.

Способствовать расширению двигательного арсенала ребенка.

Развитие невербальной речи

Развитие жестов и мимики у ребенка.

Обучение ребенка жестам необходимых в повседневной жизни.

Развитие экспрессивной речи

Стимуляция лепета, звукоподражания.

Развитие наглядно-действенного мышления

Обучение детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, формировать представления об использовании предметов-орудий в деятельности.

Дать представление о проблемных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий.

Обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие умения играть с взрослыми и детьми.

Обучение умению подражать взрослому.

Обучение умению соблюдать очередность в игре.

Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания.

Методы и формы работы с ребенком

Формы работы

Ребенок занимается индивидуально с педагогом-психологом 2 раза в неделю (занятие длится 30 мин. - 1 час) в присутствии и с участием мамы. Программу также осуществляет мама дома в бытовых условиях.

Организация среды

Место для занятий должно быть хорошо освещено. Стол – цвета светлого дерева, ковер мягкий неяркий, игрушки приглушенных, постельных тонов или синего и зеленого цвета. Игрушки: разноцветные пластмассовые кубики (синий, желтый, зеленый, красный), коробочки разного размера, пирамидка (3-4 кольца), игры-вкладыши, мягкие игрушки, машина с кузовом, небольшие машинки с открывающимися дверцами, логический куб с прорезями для фигур, резиновые персонажи, а также овощи и фрукты разного размера.

Методы и техники работы

Название

Цели

Двигательно-речевые миниатюры

 

Способствовать развитию слухового восприятия, быстроте и ловкости движений.

Упражнения и игры (подражательно-исполнительского характера)

Обучение ребенка умению подражать; развивать внимание, двигательную активность.

Моделирование заданных ситуаций

Обучение ребенка наблюдать процессы и их следствия, способствовать осмыслению логических связей между предметами,  предметами и действиями.

Пальчиковая гимнастика

Способствовать развитию ловкости пальчиков и рук.

Дыхательные упражнения

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения и выработке умения дуть.

Упражнения для развития мелкой и общей моторики

Способствовать развитию пальчиковой моторики, совершенствование умения согласовывать движения пальцев обеих рук; развивать координацию движений, ориентации в пространстве и собственном теле.

Использование музыкальных записей

Развитие эмоционального мира ребенка, способности координации движений, слухового внимания; снятие психоэмоционального напряжения.

Песочная терапия (элементы)

Снятие психоэмоционального напряжения; развитие тонкой моторики.

Методические материалы

Индивидуальный план работы педагога-психолога

 с ребенком на 2014-2015 у/г.

Тема

Содержание

Знакомство

(2 часа)

Налаживание контакта с ребенком.

Знакомство с мишкой, поглаживание игрушки.

Мишка гладит ребенка, говорит ему «пока» и машет лапой.

Игра «Вот какой хороший мальчик»!

Волшебная коробочка

(4 часа)

Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает игрушки на стол, затем складывает обратно.

Игра «Закрой коробку». Ребенок закрывает и открывает коробку.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой.

Упр. «Поставь коробку». Ребенок ставит коробку в указанное место.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке.

Шарики

(4 часа)

Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает шарики на стол, затем складывает обратно.

Упр. «Положив коробку». Ребенок держит одной рукой коробку, а другой кладет шарики в неё.

Игра в мяч. Ребенок сидя на полу катает мяч маме, тете. Ребенок ищет большой мяч.

Игра «Где погремушка»? Ребенок идет на звук погремушки, затем кладет на место.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой мяч.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке.

Волшебный шарик

(4 часа)

Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, достает шарик.

Упр. «Надуваем шарик». Ребенок имитирует надувание шарика.

Игра «Поймай шарик». Под веселую музыку ребенок ловит шарик, затем в конце игры хлопает в ладоши.

Упр. «Отдай шарик». Ребенок относит шарик маме, тете.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой шарик.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока».

Кубики

(4 часа)

Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, открывает и достает кубики. Коробка убирается.

Игра «Построй башню». Ребенок ставит кубики друг на друга до тех пор, пока башня не упадет. Во время падения башня, ребенку говорим «бах» (более сложный вариант «бах-бах»). Далее спрашиваем: «Будем делать бах?».

Упр. «Отдай кубик». Ребенок относит кубик маме, тете.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой кубик. Ребенку дается задание: «Попроси у мамы/тети кубик».

Игра «Собери кубики». Ребенку дается словесное задание с использованием жестов: «Собери кубики в коробку», далее просим ребенка отнести коробку на полку.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока».

Зайка

(4 часа)

Игра «Зайка в гости к нам пришел». Ребенок здоровается с зайкой, берет его за лапу, гладит по разным частям тела (уши, лапы, носик и т.д.). зайца и себя.

Игра «Покорми зайку». Ребенку дается задание взять миску и ложку, затем покормить зайку. Далее попоить зайку (более сложный вариант – налить из кувшина в бокал и попоить зайку). Зайка машет головой «спасибо». Ребенку можно предложить покормить себя, маму, тетю.

Упр. «Убираем со стола». Ребенок убирает посуду на место, стирает со стола губкой, по очереди с взрослым.

Игра «Хоровод». Под музыку ребенок с зайкой и взрослыми водит хоровод.

Игра «Танец с зайкой». Ребенок выполняет движения под музыку и стишок: Топ-топ-топ притопнем ножкой и покружимся немножко, имитируя движения ызрослого.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Помогаем мишке

(4 часа)

Приветствие, налаживание контакта с ребенком. Игра «Грязный мишка». Ребенку предлагается умыть грязного мишку. Сначала умывает взрослый, затем ребенок, после чего вытираем мишке лапы и лицо.

Упр. «Умываются ребята». Ребенку предлагается умыть себя (имитация) по образцу, затем вытереться полотенцем.

Игра «Постираю штанишки». Ребенку показывается, как стираются Мишкины штанишки (ванночка, штанишки, веревка) под стих: Постираю Мишке теплые штанишки, а потом прополощу, посильнее отожму, на веревке просушу. Ребенок имитирует действия взрослого в соответствии с содержанием текста.

Упр. «Убираем». Ребенок убирает на полку ванночку, затем относит Мишку маме или тете.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Встречаем гостей

(4 часа)

Игра «Готовим обед». Ребенок берет с полки посуду и ставит на стол, далее варит суп: кладет в кастрюлю мелкие предметы из пластилина, мешает, солит из солонки, закрывает кастрюлю крышкой. Ребенок действует по инструкции, имитирует действия. При повторении – все делает сам.

Игра «В гости зайки к нам пришли». Ребенок водит хоровод под музыку с мамой, педагогом, 2 зайцами.

Игра «Покорми заек». Ребенок ставит на стол посудку для каждого зайца, кладет ложки, наливает суп. Далее дует на ложку и кормит зайцев по очереди, далее поит из бокальчиков с ручками, вытирает салфетками.

Игра «Зайке спать пора». Ребенок укладывает зайцев спать на кроватки, гладит их. Совершает действия: поднимает одеяло, поправляет подушечку, укрывает зайца, имитирует взрослого «аа-а, аа-а».

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Перевозим игрушки

(4 часа)

Игра «В гости Мишки к нам пришли». Ребенок по очереди здоровается с мишками, гладит их, показывает, где у них глазки, носик, ушки, ротик и у себя.

Игра «Хоровод». Ребенок водит хоровод с мамой, педагогом и мишками под музыку.

Упр. «Попроси машинку». Ребенок просит машинку у педагога, у мамы.

Игра «Покатаем мишек». Ребенок сажает мишек в машинку, ищет веревочку и катает зверей. Затем их высаживает на стульчики.

Упр. «Нагрузи машинку». Ребенок нагружает машинку кубиками по очереди с взрослым и перевозит их к коробке, затем выкладывает и едет за другими игрушками, просит их у взрослого и вновь нагружает машинку и перевозит.

Упр. «Ставим на полки». Ребенок ставит на полки игрушки, зовет маму, чтобы она помогла.

Игра «Достань игрушки». Ребенок достает игрушки из-под стула.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Испечем пироги

(4часа)

Игра «Напечём пирогов». Ребенку предлагается напечь пироги из песка. Демонстрируется, как при помощи совка насыпается в формочки песок (влажный), далее демонстрируется, как из формочек получаются фигурки.

Упр. «Умываются утята». Ребенок демонстрирует, как он мылит руки, моет, вытирает (имитация).

Игра «Украсим пирог». Ребенок помогает педагогу украсить пирог, выкладывая геометрические фигурки на макет пирога.

Хоровод «Каравай». Ребенок под музыку водит хоровод с взрослыми, затем всех угощает конфетами: маму, тетю.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Разноцветные кубики

(6 часов)

Игра «В гости котик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с котиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «Мяу».

Игра «Помоги котику достать кубики» (из-под стола достает коробок с кубиками». Взрослый помогает выбрать красные кубики, при этом называет «красный». Другого цвета кубики кладем в коробку.

Игра «Построй дорогу». Совместно с взрослым строит дорогу из кубиков, соблюдая очередность. Далее катит машинку «бр-р-р» по кубикам. Дорога ломается, взрослый просит и показывает положить кубик в ряд.

Речедвигательная миниатюра «Зарядка». Ребенок приглашает маму поиграть в кругу. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз -  сюда, два – туда, повернись вокруг себя. Ребенок имитирует движения взрослого.

Игра «Построй башню». Ребенок по очереди выкладывает красные кубики вертикально, другого цвета – откладываем.

Игра с котиком. Ах ты,  котенька- коток,  мягенькие ушки. Ты поможешь собирать Игорю игрушки.

Игра «Собери в корзину». Обучение ребенка отбирать красные кубики (другие цвета, если ребенок усвоил предыдущий цвет).

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Играем с шариками.

(4 часа)

Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку.

Игра «Достань шары». Ребенок по инструкции достает из коробки (обеими руками) шарики, далее отбираются красные шарики (называется «красный»), остальные – убираем.

Игра «Кидаем в корзину». Ребенок кидает, соблюдая очередность. Взрослый говорит «бах».

Игра с мячом. Ребенок приглашает маму поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп».

Игра «Достань шарики». Взрослый демонстрирует игру с желобком и цветными шариками, которые в емкости с узким горлышком, и их надо достать. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно.

Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок прикасается к поверхности стола и видит маленькие шарики, взрослый изображает эмоцию радости: «ах».

Игра в сухом бассейне. Ребенок при помощи взрослого залазает в бассейн и среди белых шаров отыскивает красные (зеленые, если ребенок способен). Кидается шарами, купается в шарах.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Палочки и колечки.

(6 часов)

Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку.

Игра «Достань колечки». Ребенок по инструкции достает из ящика (набор Пертра) одной рукой колечки/диски и складывает их в коробку, которую держит в другой ручке. Фиксируется внимание ребенка на красном.

Игра «Собираем пирамидку». Ребенок по инструкции надевает колечки/шарики на стержень, соблюдая очередность. Взрослый говорит «так». Далее ребенка просят снять колечки разными способами: одной рукой, двумя, перевернуть стержень и высыпать колечки.

Игра «Наши ножки побежали по дорожке». Ребенок в сопровождении взрослого ходит по тактильным дорожкам.

Игра с мячом. Ребенок приглашает маму жестом поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп».

Игра «Большие и маленькие». Взрослый демонстрирует отбор больших дисков и нанизывает их на стержень. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно.

То же проделывается с маленькими. Ребенку показывают и говорят: «Большие, маленькие».

Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок повторяет за взрослым движения пальчиками по песку, взрослый изображает эмоцию радости: «ах».

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Занимательные фигурки.

(6 часа)

Игра «В гости слоник к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается со слоном, поглаживает его и себя. Звукоподражание «У-у-у». Ребенок трогает уши, нос у слона. Взрослый фиксирует внимание ребенка на том, что нос (хобот) у слона большой, а у ребенка – маленький.

Игра «Найди домики». Ребенок подбирает окошечки для фигурок (логический куб) либо играет у пособия «Объемные тела и фигуры».

Игра «Строим дом». Ребенок с взрослым из кубиков (квадрат, треугольник – 2 комплекта у взрослого и ребенка) строит домик (большой, затем маленький). Взрослый фиксирует внимание на величине и показывает, поднимая руки вверх (большой) и, опуская руки вниз (маленький).

Игра «Погладим травку». Ребенок прикасается к тактильной панели (тактильные ячейки) и пробует травку (мягкая – колючая).

Игра с шариками. Ребенок приглашает маму жестом поиграть с шариками (покидать в корзину), далее по очереди все кидают, сопровождая словом «оп».

Речедвигательная миниатюра «По ровненькой дорожке»: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два. По камешкам (4 раза), раз-два, раз-два. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом, в нем живем». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игры-вкладыши (изображения животных из 2-3 компонентов). В конце игры взрослый хлопает в ладоши.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Волшебные бусинки и шнурочки.

(2 часа)

Игра «В гости песик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с песиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «ав-ав-ав». Ребенок трогает уши, нос у собаки, а потом у себя.

Игра «Достань бусины». Ребенок из ящика набирает разноцветные бусины в коробочку, в одной руке держит коробочку, а другой набирает.

Игра «Бусы для мамы». Ребенок с взрослым нанизывает на шнур бусины. Шнур слегка поднимаем, и бусина съезжает. При этом произносим: «у-у-у». Затем примеряем маме бусы. Мама хвалит ребенка.

Игра «Найди бусинку». Взрослый показывает ребенку, что в песке можно найти бусину. Ребенок ищет в ящике с песком бусины, находит, складывает их в маленькую коробочку.

Речедвигательная миниатюра «Веселые хлопушки»: Пусть стоят на месте ножки, только хлопают ладошки. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай, хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай, да погромче за спиной».  Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра с бусинами. Взрослый кладет крупные бусины в большую коробочку, а маленькие в коробочку значительно меньше, при этом акцентируем внимание ребенка на величине: маленькие – большие (проговариваем цвет бусин: красный, зеленый). Ребенок приглашает жестом маму поиграть с бусинами, далее по очереди раскладывают бусины, сопровождая словом «так».

Игры с логическим кубом. Взрослый приглашает ребенка поиграть: застегивать и расстегивать замочки, играть со шнурочками. В конце игры взрослый хлопает в ладоши, хвалит ребенка.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития

Е.А.Стребелева,
д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами  в развитии учреждения РАО "Институт коррекционной педагогики

Использование авторской методики психолого-педагогического обследования позволит провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и выявить отклонения в их умственном развитии для оказания каждому ребенку индивидуальной коррекционной помощи.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная.Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданийучитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенка важной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является "диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Оценка познавательной деятельности

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания – самостоятельно или после обучения (показа, подражая действиям взрослого).

Обучение в процессе диагностического обследования осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т. е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельности определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Количественная оценка действий ребенка

Наряду с качественной оценкой действиям ребенка дается количественная оценка (по четырехбалльной шкале). Она проводится следующим образом:

1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не принимает задание, не выделяет его цели, в условиях диагностического обучения ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании;

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, при обследовании действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла – ребенок принимает задание, но при его выполнении испытывает трудности, в процессе диагностического обследования действует правильно, а после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания;

4 балла – ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание, стремится к положительному результату.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:

  • присутствие родителей (лиц, их заменяющих);
  • налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;
  • предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития, который сравнивается с количеством баллов, характерным для нормально развивающихся детей данного возраста (34–40 баллов).

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только "актуальный", но и потенциальный уровень его развития (т. е. "зону ближайшего развития"). При выявлении отклонений в познавательном развитии ребенка для уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует проанализировать результаты аппаратных (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография) и генетических (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический) методов исследования.

Задания для обследования

Наименование задания

Возраст

2 г.–2 г. 6 м.

2 г. 6 м.–3 г.

1. Лови шарик

+

+

2. Спрячь шарик:

  • две коробочки;
  • три коробочки

 

+

 

 

+

3. Разборка и складывание матрешки:

  • двухсоставная;
  • трехсоставная

 

 

+

 

 

 

+

4. Разборка и складывание пирамидки:

  • из трех колец;
  • из четырех колец

 

 

+

 

 

 

+

5. Парные картинки:

  • две;
  • четыре

 

+

 

 

+

6. Цветные кубики:

  • два (красный, желтый (или белый));
  • четыре (красный, желтый (или белый), зеленый, синий)

 

+

 

 

 

+

7. Разрезные картинки:

  • из двух частей;
  • из трех частей

 

+

 

 

+

8. Конструирование из палочек:

  • "молоточек" (из двух палочек);
  • "треугольник" (из трех палочек)

 

+

 

 

 

+

9. Достань тележку:

  • скользящая тесемка;
  • скользящая и одна ложная тесемки

 

+

 

 

+

10. Нарисуй:

  • дорожку;
  • домик

 

+

 

 

+

 

Задания для обследования

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей от 2 лет до 2 лет 6 мес., а также от 2 лет 6 мес. до 3 лет.

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста представлена в приложении.

Данные обследования заносятся в бланк результатов.

Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы

На основе анализа данных обследования разрабатываются рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Так, дети первой, второй и третьей групп, у которых отмечаются трудности в выполнении предложенных заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи. Помощь может быть организована в группах кратковременного пребывания или ранней помощи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов, в реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогического сопровождения и коррекции и др. При этом должны быть созданы следующие педагогические условия:

  • коррекционная направленность предметно-развивающей среды;
  • индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • систематические занятия с каждым ребенком;
  • включение родителей в педагогический процесс.

Детям четвертой группы показано посещение дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Для каждой из групп детей важно определить содержание коррекционно-педагогических занятий.

Бланк результатов обследования

Ф.И. ребенка ______________________________________ _______ лет

Наименование задания

Оценка в баллах

1. Лови шарик

 

2. Спрячь шарики

 

3. Разбор и складывание матрешки

 

4. Разборка и складывание пирамидки

 

5. Парные картинки

 

6. Цветные кубики

 

7. Разрезные картинки

 

8. Конструирование из палочек

 

9. Достань тележку

 

10. Нарисуй

 

Итого

 

Группа

 

Заключение ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рекомендации ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Педагог-психолог                                             /                                         /

Примечание. Детей, получивших в результате выполнения заданий, 10–12 баллов, относят к первой группе; 13–23 балла – ко второй группе; 24–33 балла – к третьей группе; 34–40 баллов – к четвертой группе.

Содержание занятий для детей первой группы

Детей первой группы, получивших 10–12 баллов, необходимо учить:

  • эмоционально реагировать на обращение к ним близких взрослых;
  • выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие;
  • понимать цели действия.

Детям следует развивать внимание и фиксацию взгляда, обучать действиям хватания одной и двумя руками, следить взглядом за перемещающимся предметом.

Комплексное обследование ребенка позволяет определить образовательный маршрут коррекционно-педагогической работы с ним.

Кроме того, с детьми нужно проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание); а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, развитие координационных способностей, умения удерживать равновесие.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого с речевым сопровождением.

Содержание занятий для детей второй группы

У детей второй группы, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. В первую очередь, сотрудничества ребенка со взрослым. Важно сформировать способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательные жесты; навык работы по образцу и словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств; на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной активности.

При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей и пальцев рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей является формирование у них ориентировочно-познавательной деятельности – развитие практического ориентирования в свойствах и качествах предметов. Главное помнить, что дети сначала учатся различать предметы и их свойства на основе образа и лишь затем фиксируют образ в слове. Дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе является развитие речи, которое осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях.

Кроме того, коррекционная работа должна быть направлена на формирование у детей интереса к предметно-игровым действиям, а также предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию).

Важно сформировать у детей интерес к игровым действиям с сюжетными игрушками, умение положительно взаимодействовать со сверстниками.

Необходимо помнить, что у всех детей с отклонениями в умственном развитии надо формировать правильное поведение в определенной ситуации. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

Содержание занятий для детей третьей группы

У всех детей третьей группы, получивших 24–33 балла, необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, вызывать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом важно вызывать интерес к сюжетной игре и продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию, конструированию).

Важным направлением в коррекционной работе с детьми третьей группы является формирование у них целостного представления об окружающей действительности, о человеке и взаимодействиях между людьми, знакомство с деятельностью человека. Во всех случаях проводится коррекционная работа по развитию коммуникативных способностей и речи детей. Таким образом, создается специфическая система включения речи каждого ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Приложение

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2–3 лет)

I. Деревянные игрушки:

  1. Желобок – 1 шт. (длина 30 см).
  2. Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12 ´ 9; 10 ´ 6; 6 ´ 4).
  3. Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам).
  4. Две матрешки (трехсоставные).
  5. Две пирамидки – из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цвета, но разного размера).
  6. Цветные кубики – 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).
  7. Тележка с кольцом – 1 шт. (через кольцо продета тесьма).

II. Пластмассовые игрушки:

  1. Шарик-погремушка (1шт.), диаметр 4 ´ 5 см.
  2. Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки).
  3. Набор цветных фломастеров (6 основных цветов).

III. Список иллюстративного материала:

  1. Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка).
  2. Разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части (мяч); вторая пара – одна из картинок разрезана на три части (чайник).
  3. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.
  4. Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).

 

План взаимодействия с родителями

Индивидуальный план работы педагога-психолога с родителем

на 2014-2015 у/г.

Ф.И.О. родителя:

Тема

Содержание

Помощь родителей детям с ОВЗ в период адаптации к ДОУ.

(1 час)

По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

Развивать у ребенка подражательность в действиях.

Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Особенности развития мышления детей с ДЦП и ЗПРР.

(1час)

Отставание темпа развития наглядно-действенного мышления.

Неумение ориентироваться в условиях проблемной практической задачи.

Разрыв между действием и словом.

Затрудненное формирование элементов логического мышления.

Пути формирования наглядно-действенного мышления.

(2 часа)

Формирование мышления ребенка в процессе различных видов деятельности (предметная, игровая), общения, в единстве с процессом овладения речью.

I этап (подготовительный) в развитии мышления. Игры и упражнения, направленные на формирование обобщенных представлений о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного значения, которые человек использует в повседневной жизни.

Какие игрушки нужны ребенку с ДЦП?

(2 часа)

Развивающие игрушки.

Кубики, коробочки разного размера, детская посудка.

Развитие умения ребенка брать игрушки пальчиками.

Игрушки, развивающие тактильные ощущения.

Роль мягкой игрушки в снятии психоэмоционального напряжения.

Цветовая гамма игрушек.

Роль игры в развитии и коррекции эмоционального мира ребенка.

(1 час)

Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия. Вовлекая его в игру.

Развивать подражательность в действиях: «Полетаем как воробышки, попрыгаем как зайчики».

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

Развитие двигательных функций ребенка.

(1 час)

Взаимосвязь развития крупной моторики и мелкой.

Упражнения, направленные на развитие равновесия и координации движений.

Как научить ребенка играть.

(1 час)

Роль совместной игры в формировании умения соблюдать очередность и подражать.

Роль игры в умении попросить игрушку.

Овладение речью через игру.

Стимуляции экспрессивной речи

(1 час)

Развитие лепета, звукоподражаний.

Рекомендации для родителей

Заповеди для родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким же как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока.
  • Не унижай.
  • Не мучай себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучайся, если можешь и не даешь.
  • Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы сделали твоему.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным и т.д. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

15 правил для родителей воспитывающих особого ребенка

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте. Что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо. Если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общение со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встреч с друзьями, чаще приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Памятка родителям от ребенка.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня то, что я в состояние сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуганным, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, - это разуверит меня в вас.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будите это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не пытайтесь читать мне  наставления и нотации. Вы будите удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенно и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться  с вами.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду буквально. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Если вы мне говорите. Что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будите меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  • Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги и поговорите со мной об этом позже.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
  • Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
  • Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будите игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать. Я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду доверять вам.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, то как мы его проводим.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучим меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  • Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к вашим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Пять рецептов избавления от гнева

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте его;

-проводите с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- отложите или отмените совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

  • Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. В те минуты, когда вы расстроены, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- примите теплую ванную или душ;

- выпейте чая;

- позвоните друзьям;

- потанцуйте под громкую музыку, расслабьтесь на диване;

- спойте что-нибудь;

- сделайте массаж;

-найдите свой способ;

  • Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия;

- учитесь предчувствовать наступление срыва.

  • К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к ним:

- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, сконцентрировать внимание)

- если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых и. к сожалении., не только хорошему. Но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.

Оборудование

 

Сухой бассейн

Солнечный домик

Диван, груша с гранулами, напольные подушечки

Воздушно-пузырьковые колонны

Напольные тактильные дорожки

Настенные тактильные панели

Объемные тела и фигуры

Панель сравнение цветов

Дидактический стол с набором игрушек

Стол малыш

Световой модуль для рисования песком «Малыш»

Набор психолога «Пертра»

Логический куб

Шнуровки

Сенсорные мячи

Ящик с песком

Куклы

Мягкие игрушки

Перчаточные куклы

Кубики

Мягкие модули

Машинки

Овощи и фрукты

Детская посуда

Матрешка

Игры-вкладыши

Куб с прорезями

Коробочки

Шарики

Перечень литературы, используемой при составлении программы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис пресс, 2008.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми детей с церебральным параличом.-М.: 1991.
  3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации./под ред. Т.В. Золотцевой  М.: Филантроп, 1995.
  4. Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП.- М.1997.
  5. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3. Навыки общения. Мойра Питерси и Робин Трилор при участии Сью Кернс, Дайаны Ютер и Эрики Бра. Перевод Н. Грозной. Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой. Институт Общегуманитарных Исследований, М.: 2001.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  7. Мастюкова Е.М Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М.1991.
  8. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт./Российская Лекотека. М., Когито-центр, 2001.
  9. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога, М.: Владос, 2013.
  10. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М Академия, 2001.  
  11. Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

План индивидуальной коррекционно - развивающей работы Шаг за шагом"

Разработан для коррекционно - развивающих занятий с ребенком находящемся на домашнем обучении....

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психомоторной коррекционно-развивающей работе «ШАГ ЗА ШАГОМ»

Программа по психомоторной коррекционно-развивающей работе рассчитана на родителей и детей (4-7 лет)....

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Сказочная страна» Тема недели: «Весна шагает по планете». Картотека №6

Задачи:Формировать эмоционально-волевую сферу.Закреплять знания о временах года.Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.Развивать внимание, восприятие, воображение.Развивать способ...