План индивидуальной коррекционно - развивающей работы Шаг за шагом"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Мамышева Елена Сергеевна

Разработан для коррекционно - развивающих занятий с ребенком находящемся на домашнем обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_za_shagom.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Теремок»

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы с ребенком находящимся

на надомном обучении

 «Шаг за шагом»

                                                                    Составила:

                                                                                                педагог – психолог

                                                                                           Мамышева Е.С.

с. Белый Яр, 2018

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы с ребенком находящимся на надомном обучении

«Шаг за шагом»

Данные  индивидуальные занятия рассчитаны на ребенка 3 лет с ДЦП, не посещающего ДОУ.

Цель индивидуальной работы: повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи:

  • Развитие сенсорного восприятия, мыслительных операций, общей и мелкой моторики.
  • Развитие познавательной активности
  • Обучение игровым навыкам.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
  •  Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Занятия условно делится на 3 блока.

Блок 1. Направлен на развитие общей и мелкой моторики.

Блок 2. Коррекция и развитие психических процессов и речи.

Блок 3. Развитие социально-коммуникативных отношений.

Занятия проходят в форме игровых сеансов, которые проводятся 1 раза в неделю, продолжительность 20 минут.

Структура игрового сеанса: 

1.Организация начала игрового сеанса. В гости к ребенку приходит герой – перчаточная кукла или мягкая игрушка (мишка, зайка), ребенок здоровается. Далее перчаточная кукла предлагает поиграть.

2. Основная часть:

  • игры на развитие согласованности действия рук, выработки невербальной речи (экспрессивной речи);
  • динамическая пауза или двигательно-речевая миниатюра;
  • игры на развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

3. Окончание сеанса. Кукла прощается с ребенком, гладит его и говорит: «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя и прощается со всеми.

В результате реализации программы у ребенка формируется познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Тематический план

коррекционно-развивающей деятельности

Тема

1

Наблюдение, диагностика

2

Знакомство

3

Волшебная коробочка

4

Шарики

5

Волшебный шарик

6

Кубики

7

Зайка

8

Помогаем Мишке

9

Встречаем гостей

10

Перевозим игрушки

11

Испечем пироги

12

Разноцветные кубики

13

Играем с шариками

14

Палочки и колечки

15

Занимательные фигурки

16

Волшебные бусинки и шнурочки.

Всего

Содержание программы

Блок

Целевой раздел

Целевой подраздел

Контролируемые параметры (ожидаемое поведение ребенка)

Блок 1. Развитие мелкой и общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. 

Находит полностью спрятанную игрушку в песок.

Берет мелкие шарики и опускает в емкость с узким горлышком.

Надевает на стержень большие и маленькие кольца,  шарики.

Переворачивает страницы картонной книжки.

Развитие общей моторики

Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться в пространстве

Может достать игрушку из-под стула.

Может при помощи взрослого залезть в сухой бассейн.

Может пройти по тактильной дорожке при незначительной помощи взрослого.

Может прыгать на месте.

Блок 2 Коррекция и развитие психических процессов и речи

Развитие невербальной речи

Развитие жестов у ребенка

Использует жесты руками «дай», «нельзя», головой «да», «нет», «хочу», «не хочу».

Может попросить что-то определенное, указывая на предмет рукой.

Показывает рукой на людей, приглашая поиграть.

Развитие экспрессивной речи

Развитие лепета, звукоподражаний.

Может произнести: «мя», «тя», «ля», «у-у-у».

Развитие наглядно-действенного мышления

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное значение, представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

Кормит игрушки, используя детскую посуду.

Катает машину, используя тесьму.

Использует палку, чтобы достать предмет из-под стола.

Достает сачком рыбок.

Нагружает машину кубиками и перевозит.

Блок 3

Развитие социально-коммуникативных отношений

Социально-коммуникативное развитие

Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания

Развитие умения играть с взрослыми и детьми.

Обучение умению подражать взрослому.

Обучение умению соблюдать очередность в игре.

Берет тарелку и ложку и кормит себя, поит из бокала с ручкой.

Умывается и вытирает лицо полотенцем.

Купает куклу, вытирает полотенцем.

Вместе с ребенком (взрослым) по очереди может кидать шарики в корзину, нанизывает шарики на шнур, строит из кубиков башню, дорогу, гараж.

Имитирует движения (действия взрослого): хлопает в ладоши, машет головой, приседает, сжимает и разжимает пальчики.

Вместе с детьми собирает игрушки и по очереди складывает в коробку/ ставит на полку.

Содержание игровых сеансов

Разделы

Цели

Развитие мелкой моторики

Развитие функции руки.

Развитие навыка предметно-манипулятивной деятельности. 

Закрепление умения ребенка согласовывать действия обеих рук.

Развитие общей моторики

Развитие у ребенка умения ориентироваться в пространстве без помощи взрослого.

Обучение ребенка навыку определения положения своего тела.

Способствовать расширению двигательного арсенала ребенка.

Развитие невербальной речи

Развитие жестов и мимики у ребенка.

Обучение ребенка жестам необходимых в повседневной жизни.

Развитие экспрессивной речи

Стимуляция лепета, звукоподражания.

Развитие наглядно-действенного мышления

Обучение детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, формировать представления об использовании предметов-орудий в деятельности.

Дать представление о проблемных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий.

Обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие умения играть с взрослыми и детьми.

Обучение умению подражать взрослому.

Обучение умению соблюдать очередность в игре.

Развитие у ребенка умения кормления, умывания, вытирания.

Методы и формы работы с ребенком

Формы работы

Ребенок занимается индивидуально с педагогом-психологом 1 раз в неделю (занятие длится 20 мин.) в присутствии и с участием мамы.

Методы и техники работы

Название

Цели

Двигательно-речевые миниатюры

 

Способствовать развитию слухового восприятия, быстроте и ловкости движений.

Упражнения и игры (подражательно-исполнительского характера)

Обучение ребенка умению подражать; развивать внимание, двигательную активность.

Моделирование заданных ситуаций

Обучение ребенка наблюдать процессы и их следствия, способствовать осмыслению логических связей между предметами,  предметами и действиями.

Пальчиковая гимнастика

Способствовать развитию ловкости пальчиков и рук.

Дыхательные упражнения

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения и выработке умения дуть.

Упражнения для развития мелкой и общей моторики

Способствовать развитию пальчиковой моторики, совершенствование умения согласовывать движения пальцев обеих рук; развивать координацию движений, ориентации в пространстве и собственном теле.

Использование музыкальных записей

Развитие эмоционального мира ребенка, способности координации движений, слухового внимания; снятие психоэмоционального напряжения.

Песочная терапия (элементы)

Снятие психоэмоционального напряжения; развитие тонкой моторики.

Методические материалы

Индивидуальный план работы педагога-психолога

 с ребенком на 2018-2019 у/г.

Тема

Содержание

Знакомство

Налаживание контакта с ребенком.

Знакомство с мишкой, поглаживание игрушки.

Мишка гладит ребенка, говорит ему «пока» и машет лапой.

Игра «Вот какой хороший мальчик»!

Волшебная коробочка

Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает игрушки на стол, затем складывает обратно.

Игра «Закрой коробку». Ребенок закрывает и открывает коробку.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой.

Упр. «Поставь коробку». Ребенок ставит коробку в указанное место.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке.

Шарики

Игра «Что в коробке?» Ребенок заглядывает в коробку и выкладывает шарики на стол, затем складывает обратно.

Упр. «Положив коробку». Ребенок держит одной рукой коробку, а другой кладет шарики в неё.

Игра в мяч. Ребенок сидя на полу катает мяч маме, тете. Ребенок ищет большой мяч.

Игра «Где погремушка»? Ребенок идет на звук погремушки, затем кладет на место.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой мяч.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке.

Волшебный шарик

Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, достает шарик.

Упр. «Надуваем шарик». Ребенок имитирует надувание шарика.

Игра «Поймай шарик». Под веселую музыку ребенок ловит шарик, затем в конце игры хлопает в ладоши.

Упр. «Отдай шарик». Ребенок относит шарик маме, тете.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой шарик.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока».

Кубики

Игра «Что в коробке?». Ребенок стучит по коробке, открывает и достает кубики. Коробка убирается.

Игра «Построй башню». Ребенок ставит кубики друг на друга до тех пор, пока башня не упадет. Во время падения башня, ребенку говорим «бах» (более сложный вариант «бах-бах»). Далее спрашиваем: «Будем делать бах?».

Упр. «Отдай кубик». Ребенок относит кубик маме, тете.

Упр. «Дай-дай». Ребенок учится просить рукой кубик. Ребенку дается задание: «Попроси у мамы/тети кубик».

Игра «Собери кубики». Ребенку дается словесное задание с использованием жестов: «Собери кубики в коробку», далее просим ребенка отнести коробку на полку.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке. Ребенок прощается, изображая «пока».

Зайка

Игра «Зайка в гости к нам пришел». Ребенок здоровается с зайкой, берет его за лапу, гладит по разным частям тела (уши, лапы, носик и т.д.). зайца и себя.

Игра «Покорми зайку». Ребенку дается задание взять миску и ложку, затем покормить зайку. Далее попоить зайку (более сложный вариант – налить из кувшина в бокал и попоить зайку). Зайка машет головой «спасибо». Ребенку можно предложить покормить себя, маму, тетю.

Упр. «Убираем со стола». Ребенок убирает посуду на место, стирает со стола губкой, по очереди с взрослым.

Игра «Хоровод». Под музыку ребенок с зайкой и взрослыми водит хоровод.

Игра «Танец с зайкой». Ребенок выполняет движения под музыку и стишок: Топ-топ-топ притопнем ножкой и покружимся немножко, имитируя движения ызрослого.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Помогаем мишке

Приветствие, налаживание контакта с ребенком. Игра «Грязный мишка». Ребенку предлагается умыть грязного мишку. Сначала умывает взрослый, затем ребенок, после чего вытираем мишке лапы и лицо.

Упр. «Умываются ребята». Ребенку предлагается умыть себя (имитация) по образцу, затем вытереться полотенцем.

Игра «Постираю штанишки». Ребенку показывается, как стираются Мишкины штанишки (ванночка, штанишки, веревка) под стих: Постираю Мишке теплые штанишки, а потом прополощу, посильнее отожму, на веревке просушу. Ребенок имитирует действия взрослого в соответствии с содержанием текста.

Упр. «Убираем». Ребенок убирает на полку ванночку, затем относит Мишку маме или тете.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Встречаем гостей

Игра «Готовим обед». Ребенок берет с полки посуду и ставит на стол, далее варит суп: кладет в кастрюлю мелкие предметы из пластилина, мешает, солит из солонки, закрывает кастрюлю крышкой. Ребенок действует по инструкции, имитирует действия. При повторении – все делает сам.

Игра «В гости зайки к нам пришли». Ребенок водит хоровод под музыку с мамой, педагогом, 2 зайцами.

Игра «Покорми заек». Ребенок ставит на стол посудку для каждого зайца, кладет ложки, наливает суп. Далее дует на ложку и кормит зайцев по очереди, далее поит из бокальчиков с ручками, вытирает салфетками.

Игра «Зайке спать пора». Ребенок укладывает зайцев спать на кроватки, гладит их. Совершает действия: поднимает одеяло, поправляет подушечку, укрывает зайца, имитирует взрослого «аа-а, аа-а».

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Перевозим игрушки

Игра «В гости Мишки к нам пришли». Ребенок по очереди здоровается с мишками, гладит их, показывает, где у них глазки, носик, ушки, ротик и у себя.

Игра «Хоровод». Ребенок водит хоровод с мамой, педагогом и мишками под музыку.

Упр. «Попроси машинку». Ребенок просит машинку у педагога, у мамы.

Игра «Покатаем мишек». Ребенок сажает мишек в машинку, ищет веревочку и катает зверей. Затем их высаживает на стульчики.

Упр. «Нагрузи машинку». Ребенок нагружает машинку кубиками по очереди с взрослым и перевозит их к коробке, затем выкладывает и едет за другими игрушками, просит их у взрослого и вновь нагружает машинку и перевозит.

Упр. «Ставим на полки». Ребенок ставит на полки игрушки, зовет маму, чтобы она помогла.

Игра «Достань игрушки». Ребенок достает игрушки из-под стула.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Испечем пироги

Игра «Напечём пирогов». Ребенку предлагается напечь пироги из песка. Демонстрируется, как при помощи совка насыпается в формочки песок (влажный), далее демонстрируется, как из формочек получаются фигурки.

Упр. «Умываются утята». Ребенок демонстрирует, как он мылит руки, моет, вытирает (имитация).

Игра «Украсим пирог». Ребенок помогает педагогу украсить пирог, выкладывая геометрические фигурки на макет пирога.

Хоровод «Каравай». Ребенок под музыку водит хоровод с взрослыми, затем всех угощает конфетами: маму, тетю.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Разноцветные кубики

Игра «В гости котик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с котиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «Мяу».

Игра «Помоги котику достать кубики» (из-под стола достает коробок с кубиками». Взрослый помогает выбрать красные кубики, при этом называет «красный». Другого цвета кубики кладем в коробку.

Игра «Построй дорогу». Совместно с взрослым строит дорогу из кубиков, соблюдая очередность. Далее катит машинку «бр-р-р» по кубикам. Дорога ломается, взрослый просит и показывает положить кубик в ряд.

Речедвигательная миниатюра «Зарядка». Ребенок приглашает маму поиграть в кругу. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз -  сюда, два – туда, повернись вокруг себя. Ребенок имитирует движения взрослого.

Игра «Построй башню». Ребенок по очереди выкладывает красные кубики вертикально, другого цвета – откладываем.

Игра с котиком. Ах ты,  котенька- коток,  мягенькие ушки. Ты поможешь собирать Игорю игрушки.

Игра «Собери в корзину». Обучение ребенка отбирать красные кубики (другие цвета, если ребенок усвоил предыдущий цвет).

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Играем с шариками.

Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку.

Игра «Достань шары». Ребенок по инструкции достает из коробки (обеими руками) шарики, далее отбираются красные шарики (называется «красный»), остальные – убираем.

Игра «Кидаем в корзину». Ребенок кидает, соблюдая очередность. Взрослый говорит «бах».

Игра с мячом. Ребенок приглашает маму поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп».

Игра «Достань шарики». Взрослый демонстрирует игру с желобком и цветными шариками, которые в емкости с узким горлышком, и их надо достать. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно.

Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок прикасается к поверхности стола и видит маленькие шарики, взрослый изображает эмоцию радости: «ах».

Игра в сухом бассейне. Ребенок при помощи взрослого залазает в бассейн и среди белых шаров отыскивает красные (зеленые, если ребенок способен). Кидается шарами, купается в шарах.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Палочки и колечки.

Приветствие, настрой на игру, ребенок здоровается за руку.

Игра «Достань колечки». Ребенок по инструкции достает из ящика (набор Пертра) одной рукой колечки/диски и складывает их в коробку, которую держит в другой ручке. Фиксируется внимание ребенка на красном.

Игра «Собираем пирамидку». Ребенок по инструкции надевает колечки/шарики на стержень, соблюдая очередность. Взрослый говорит «так». Далее ребенка просят снять колечки разными способами: одной рукой, двумя, перевернуть стержень и высыпать колечки.

Игра «Наши ножки побежали по дорожке». Ребенок в сопровождении взрослого ходит по тактильным дорожкам.

Игра с мячом. Ребенок приглашает маму жестом поиграть в мяч, далее по кругу кидают мяч друг другу, сопровождая словом «оп».

Игра «Большие и маленькие». Взрослый демонстрирует отбор больших дисков и нанизывает их на стержень. Далее ребенок, соблюдая очередность играет с взрослым. Затем повторяет самостоятельно.

То же проделывается с маленькими. Ребенку показывают и говорят: «Большие, маленькие».

Речедвигательная миниатюра «Мы топаем ногами»: Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра за интерактивным столиком «Малыш». Ребенок повторяет за взрослым движения пальчиками по песку, взрослый изображает эмоцию радости: «ах».

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Занимательные фигурки.

Игра «В гости слоник к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается со слоном, поглаживает его и себя. Звукоподражание «У-у-у». Ребенок трогает уши, нос у слона. Взрослый фиксирует внимание ребенка на том, что нос (хобот) у слона большой, а у ребенка – маленький.

Игра «Найди домики». Ребенок подбирает окошечки для фигурок (логический куб) либо играет у пособия «Объемные тела и фигуры».

Игра «Строим дом». Ребенок с взрослым из кубиков (квадрат, треугольник – 2 комплекта у взрослого и ребенка) строит домик (большой, затем маленький). Взрослый фиксирует внимание на величине и показывает, поднимая руки вверх (большой) и, опуская руки вниз (маленький).

Игра «Погладим травку». Ребенок прикасается к тактильной панели (тактильные ячейки) и пробует травку (мягкая – колючая).

Игра с шариками. Ребенок приглашает маму жестом поиграть с шариками (покидать в корзину), далее по очереди все кидают, сопровождая словом «оп».

Речедвигательная миниатюра «По ровненькой дорожке»: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два. По камешкам (4 раза), раз-два, раз-два. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом, в нем живем». Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игры-вкладыши (изображения животных из 2-3 компонентов). В конце игры взрослый хлопает в ладоши.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Волшебные бусинки и шнурочки.

Игра «В гости песик к нам пришел», приветствие, ребенок здоровается с песиком, поглаживает его и себя. Звукоподражание «ав-ав-ав». Ребенок трогает уши, нос у собаки, а потом у себя.

Игра «Достань бусины». Ребенок из ящика набирает разноцветные бусины в коробочку, в одной руке держит коробочку, а другой набирает.

Игра «Бусы для мамы». Ребенок с взрослым нанизывает на шнур бусины. Шнур слегка поднимаем, и бусина съезжает. При этом произносим: «у-у-у». Затем примеряем маме бусы. Мама хвалит ребенка.

Игра «Найди бусинку». Взрослый показывает ребенку, что в песке можно найти бусину. Ребенок ищет в ящике с песком бусины, находит, складывает их в маленькую коробочку.

Речедвигательная миниатюра «Веселые хлопушки»: Пусть стоят на месте ножки, только хлопают ладошки. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай, хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай, да погромче за спиной».  Ребёнок имитирует движения взрослого.

Игра с бусинами. Взрослый кладет крупные бусины в большую коробочку, а маленькие в коробочку значительно меньше, при этом акцентируем внимание ребенка на величине: маленькие – большие (проговариваем цвет бусин: красный, зеленый). Ребенок приглашает жестом маму поиграть с бусинами, далее по очереди раскладывают бусины, сопровождая словом «так».

Игры с логическим кубом. Взрослый приглашает ребенка поиграть: застегивать и расстегивать замочки, играть со шнурочками. В конце игры взрослый хлопает в ладоши, хвалит ребенка.

Игра «Вот какой хороший мальчик»! Ребенок гладит себя по животику/головке, прощается, машет рукой «пока».

Оценка познавательной деятельности

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания – самостоятельно или после обучения (показа, подражая действиям взрослого).

Обучение в процессе диагностического обследования осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т. е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельности определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Количественная оценка действий ребенка

Наряду с качественной оценкой действиям ребенка дается количественная оценка (по четырехбалльной шкале). Она проводится следующим образом:

1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не принимает задание, не выделяет его цели, в условиях диагностического обучения ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании;

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, при обследовании действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла – ребенок принимает задание, но при его выполнении испытывает трудности, в процессе диагностического обследования действует правильно, а после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания;

4 балла – ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание, стремится к положительному результату.

Рекомендации для родителей

Заповеди для родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким же как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока.
  • Не унижай.
  • Не мучай себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучайся, если можешь и не даешь.
  • Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы сделали твоему.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным и т.д. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

15 правил для родителей воспитывающих особого ребенка

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте. Что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо. Если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общение со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встреч с друзьями, чаще приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Памятка родителям от ребенка.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня то, что я в состояние сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуганным, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, - это разуверит меня в вас.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будите это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не пытайтесь читать мне  наставления и нотации. Вы будите удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенно и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться  с вами.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду буквально. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Если вы мне говорите. Что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будите меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
  • Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги и поговорите со мной об этом позже.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
  • Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
  • Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будите игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать. Я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду доверять вам.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, то как мы его проводим.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучим меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  • Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к вашим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Пять рецептов избавления от гнева

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте его;

-проводите с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- отложите или отмените совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

  • Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. В те минуты, когда вы расстроены, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- примите теплую ванную или душ;

- выпейте чая;

- позвоните друзьям;

- потанцуйте под громкую музыку, расслабьтесь на диване;

- спойте что-нибудь;

- сделайте массаж;

-найдите свой способ;

  • Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия;

- учитесь предчувствовать наступление срыва.

  • К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к ним:

- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, сконцентрировать внимание)

- если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых и. к сожалении., не только хорошему. Но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.

Перечень литературы, используемой при составлении программы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис пресс, 2008.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми детей с церебральным параличом.-М.: 1991.
  3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации./под ред. Т.В. Золотцевой  М.: Филантроп, 1995.
  4. Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП.- М.1997.
  5. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3. Навыки общения. Мойра Питерси и Робин Трилор при участии Сью Кернс, Дайаны Ютер и Эрики Бра. Перевод Н. Грозной. Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой. Институт Общегуманитарных Исследований, М.: 2001.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  7. Мастюкова Е.М Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М.1991.
  8. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт./Российская Лекотека. М., Когито-центр, 2001.
  9. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога, М.: Владос, 2013.
  10. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М Академия, 2001.  
  11. Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной коррекционной развивающей работы с детьми - инвалидами.

План разработан на год по месяцам. На каждый месяц даны задания:1. развитие внимания2. усвоение действий по образцу, инструкции3. развитие ручной моторики4. формирование целостного образа предмета....

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста....

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

План индивидуальной работы на неделю....

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста...

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Рождаемость детей, имеющих отклонения в психо-физическом развитии увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо обеспечить доступ к образованию детей с множественными нарушениями. Своевреме...

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанником старшей группы

Еженедельный план работы учителя-логопеда с ребенком с ТНР по формированию артикуляционного уклада,слоговой структуры,слухового внимания, грамматического строя речи....