Программа обучения грамоте детей 5 - 6 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Примерная программа обучения грамоте детей 5 -6 лет на фронтальных занятиях в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_let_gramota.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет.
Цель:
Сформировать элементарные навыки письма и чтения, соответственно возрастным особенностям развития.
Задачи:
- Научить четко дифференцировать изучаемые звуки;
- Научить различать понятия звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук, буква, слог, предложение на практическом уровне в пределах изучаемой программы;
- Научить называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- Учить производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- Учить читать и правильно понимать прочитанное в пределах изучаемой программы;
- Учить отвечать на вопросы по содержанию текстов и логической направленности, пересказывать тексты;
- Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава в пределах изучаемой программы.
Примерное планирование работы на учебный год:
месяц | неделя | Количество и тема занятий |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Обучение акцентированию, интонационному выделению звуков в произносимых словах. 2 занятие: Закрепление навыка акцентирования, интонационного выделения звуков в произносимых словах. 1 занятие: Определение первого и последнего звука в словах с помощью интонационного выделения звуков в произносимых словах. 2 занятие: Закрепление навыка определения первого и последнего звука в словах с помощью интонационного выделения звуков в произносимых словах. 1 занятие: Обучение различению мягких и твердых звуков в начале произносимых слов. 2 занятие: Обучение и закрепление навыка различения мягких и твердых звуков в начале и конце произносимых слов. 1 занятие: Обучение и закрепление навыка различения мягких и твердых звуков в начале, середине и в конце произносимых слов. 2 занятие: Обучение переходу от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно). |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Закрепление умения осуществлять переход от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно). 2 занятие: Обучение различению гласных и согласных звуков, выделению ударных гласных звуков. 1 занятие: Закрепление навыка различения гласных и согласных звуков, выделению ударных гласных звуков. 2 занятие: Обучение определению полного звукового состава слов, выкладыванию результатов звукового анализа с помощью специальных фишек. 1 занятие: Упражнение в определении полного звукового состава слов, выкладывании результатов звукового анализа с помощью специальных фишек. 2 занятие: Закрепление умения определения полного звукового состава слов, выкладывания результатов звукового анализа с помощью специальных фишек, определение ударного гласного звука. 1 занятие: Обучение выделению звука из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда слогов. 2 занятие: Обучение определению наличия звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Закрепление навыка выделения гласного и согласного звука в прямом и обратном слогах и односложных словах. 2 занятие: Знакомство с понятием «ряд», формировать умение определять его начало, середину, конец. 1 занятие: Продолжать формировать понятие «ряд». 2 занятие: Знакомить со звуком и буквой «У»; продолжать формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква»; учить произносить звук «У» с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо. 1 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «У», учить выделять звук из начала слова, закреплять понятия «звук», «гласный звук», «буква», закреплять зрительный образ буквы «У». 2 занятие: Знакомить со звуком и буквой «А»; продолжать формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква»; учить произносить звук «А» с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо. 1 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «А», учить выделять звук из начала слова, закреплять понятия «звук», «гласный звук», «буква», закреплять зрительный образ буквы «А». 2 занятие: Закрепление знаний о звуках «А, У», сравнение звуков и букв «А» и «У»; формирование навыка чтения, анализа и синтеза звукосочетаний «АУ», «УА»; формирование понятий «гласный звук»; закрепление зрительного образа букв «А, У», формирование графических навыков. |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «И»; обучение выделению звука из начала слова; обучение произношению звука «И" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук». 2 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «И», учить выделять звук из начала слова, закреплять понятия «звук», «гласный звук», «буква», закреплять зрительный образ буквы «И»; совершенствовать графические навыки. 1 занятие: Закрепление знаний о звуках и буквах «А, У, И», сравнение звуков и букв «А», «У» и «И»; формирование навыка чтения, анализа и синтеза звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА», «АИ», «ИУ», «УИ»; формирование понятия «гласный звук», выделение изученных звуков из начала слов; закрепление зрительного образа букв, формирование графических навыков; обучение работе с кассой букв. 2 занятие: Знакомство со звуком и буквой «Э»; обучение выделению звука из начала слова; обучение произношению звука «Э" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать обучение ориентировке в тетради. 1 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «Э»; закреплять навыки звуко – буквенного анализа и синтеза; обучать произношению звука «Э" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать обучение ориентировке на листе в тетради. 2 занятие: Закрепление знаний о звуках и буквах «А, У, И, Э», сравнение звуков и букв «А», «У», «Э» и «И»; формирование навыка чтения, анализа и синтеза звукосочетаний «АУ», «АЭ», «ЭА», «УА», «УЭ», «ЭУ», «ИА», «АИ», «ИУ», «ИЭ», «ЭИ», «УИ»; формирование понятия «гласный звук», выделение изученных звуков из начала слов; закрепление зрительного образа букв, формирование графических навыков; обучение работе с кассой букв. 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «О»; обучение выделению звука из начала слова; обучение произношению звука «О" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать развитие графических навыков; продолжать обучение ориентировке в тетради. 2 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «О»; закреплять навыки звуко – буквенного анализа и синтеза; обучать произношению звука «О" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать закрепление зрительного образа букв, продолжать формирование графических навыков; продолжать обучение работе с кассой букв; продолжать обучение ориентировке на листе в тетради. |
январь | 2. 3. 4. | 1 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «О»; закреплять навыки звуко – буквенного анализа и синтеза (звук «О» в начале и конце слова); обучать произношению звука «О" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать закрепление зрительного образа букв, продолжать формирование графических навыков; продолжать обучение работе с кассой букв; продолжать обучение ориентировке на листе в тетради. 2 занятие: Продолжать знакомить со звуком и буквой «О»; закреплять навыки звуко – буквенного анализа и синтеза (звук «О» в середине, начале и конце слова); обучать произношению звука «О" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; продолжать закрепление зрительного образа букв, продолжать формирование графических навыков; продолжать обучение работе с кассой букв; продолжать обучение ориентировке на листе в тетради. 1 занятие: Закрепление знаний о звуках и буквах «О, У», сравнение звуков и букв «О», «У»; формирование навыка чтения, анализа и синтеза звукосочетаний «ОУ», «УО»; формирование понятия «гласный звук», выделение изученных звуков из начала, середины и конца слов; закрепление зрительного образа букв, формирование графических навыков; обучение работе с кассой букв. 2 занятие: Закрепление знаний о звуках и буквах «А, У, И, Э, О», сравнение звуков и букв «А», «У», «Э», «О» и «И»; формирование навыка чтения, анализа и синтеза звукосочетаний «АУ», «АЭ», «АО», «ОА», «ЭА», «УА», «УЭ», «УО», «ОУ» «ЭУ», «ИА», «АИ», «ИУ», «ИО», «ОИ», «ЭО», «ОЭ», «ИЭ», «ЭИ», «УИ»; формирование понятия «гласный звук», выделение изученных звуков из начала слов; закрепление зрительного образа букв, формирование графических навыков; обучение работе с кассой букв. 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «М»; обучение выделению звука среди других звуков в слогах и словах; обучение произношению звука «М" с различной интонацией, длительно – коротко, громко – тихо; продолжать формирование понятия «звук», «гласный звук»; формирование понятия «согласный звук»; продолжать развитие графических навыков. 2 занятие: Закрепление знаний о звуке и букве «М», закрепление знаний об изученных звуках и буквах; продолжать закрепление понятий «гласный и согласный звук», «мягкий и твердый согласный звук», «буква»; продолжение обучения звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами; формирование графических навыков. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «Ы»; обучение выделению звука «Ы» из ряда гласных и из конца слова; продолжать развитие графических навыков. 2 занятие: Закрепление знаний о звуке и букве «Ы»; продолжать закрепление понятий «гласный и согласный звук», «мягкий и твердый согласный звук», «буква»; продолжение обучения звуковому анализу и синтезу, выделению звука «Ы» в конце и середине слова, чтению слогов с буквой «Ы»; закрепление зрительного образа букв. 1 занятие: Знакомство со звуками и буквами «И, Ы»; обучение дифференциации этих звуков; формирование навыков звуко – буквенного анализа и синтеза обратных слогов «ИМ, ЫМ»; формирование графических навыков. 2 занятие: Продолжать закрепление знаний о звуке и букве «М»; учить чтению прямых открытых слогов с буквой «М» и слово «МАМА»; продолжать обучать звуко – буквенному анализу и синтезу; продолжать закреплять понятия «мягкий и твердый согласный звук»; продолжать формировать графические навыки. 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «П»; обучение выделению звука «П» из начала слова; продолжать формирование понятия «согласный твердый и мягкий звук»; продолжать развитие графических навыков. 2 занятие: Закрепление знаний об изученных звуках и буквах; продолжать закрепление понятий «гласный и согласный звук», «мягкий и твердый согласный звук», «буква»; продолжение обучения звуковому анализу и синтезу, , выделению звука «П» в конце слова, чтению слогов с изученными буквами; формирование графических навыков. 1 занятие: Обучение чтению прямых открытых слогов с буквой «П» и слово «ПАПА»; продолжать обучать звуко – буквенному анализу и синтезу; формировать графические навыки. 2 занятие: Закрепление знаний об изученных звуках и буквах; продолжать закрепление понятий «гласный и согласный звук», «мягкий и твердый согласный звук», «буква»; продолжение обучения звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами; формирование графических навыков. |
март | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «Т»; закрепление изученных звуков и букв; обучение выделению звука «Т» из начала слова; продолжать формирование понятия «согласный мягкий и твердый звук»; формирование зрительного образа буквы «Т». 2 занятие: Обучение выделению звука «Т» из конца и начала слова; обучение звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с буквой «Т»; продолжать формирование понятий « согласный твердый и мягкий звук, буква»; формирование графических навыков. 1 занятие: Обучение выделению звука «Т» из конца, середины и начала слова; обучение звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с буквой «Т»; продолжать формирование понятий « согласный твердый и мягкий звук, буква»; формирование графических навыков. 2 занятие: Закрепление знаний об изученных звуках и буквах; продолжать закрепление понятий «гласный и согласный звук», «мягкий и твердый согласный звук», «буква»; продолжение обучения звуковому анализу и синтезу, , выделению звука «П» в конце слова, чтению слогов с изученными буквами; формирование графических навыков. 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «К»; обучение выделению изученного звука в слогах, словах из начала и конца слова; продолжать формирование понятий «согласный твердый и мягкий звук, буква»; продолжать обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; обучение чтению слов типа «ком, мука». 2 занятие: Продолжать знакомство со звуком и буквой «К»; обучение выделению изученного звука в слогах, словах из начала, середины и конца слова; продолжать формирование понятий «согласный твердый и мягкий звук, буква»; продолжать обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; обучение чтению слов типа «ком, мука». 1 занятие: Обучение дифференциации звуков и букв «Т –К»; закрепление умения выделять звуки «К – Т» из начала и конца слова; обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; продолжать развитие графических навыков. 2 занятие: Обучение дифференциации звуков и букв «Т –К»; закрепление умения выделять звуки «К – Т» из начала, середины и конца слова; обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; продолжать развитие графических навыков, формирование зрительного образа букв. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Чтение слогов с изученными звуками, выкладывание слогов и слов, преобразование обратных слогов в прямые, преобразование коротких слов с помощью замены одного звука, развитие графических навыков. 2 занятие: Чтение слогов с изученными звуками, выкладывание слогов и слов, преобразование прямых слогов в обратные, преобразование коротких слов с помощью замены одного звука, формирование графических навыков. 1 занятие: Чтение слогов и коротких слов с изученными звуками; выкладывание слогов и слов; преобразование коротких слов и прямых слогов в обратные, преобразование коротких слов с помощью замены одного звука; формирование графических навыков. 2 занятие: Знакомство с «глухостью и звонкостью» неречевых звуков. 1 занятие: Знакомство с «глухостью и звонкостью» речевых согласных звуков, сравнение с неречевыми звуками по глухости и звонкости звучания. 2 занятие: Знакомство со «звонкостью» неречевых звуков и звуков речи. Определение звонкого звука из ряда звуков. 1 занятие: Закрепление умения определять на слух звонкость голоса при произношении ряда звуков. 2 занятие: Знакомство с «глухостью» согласных звуков и неречевых звуков. |
май | 1. 2. 3. 4. | 1 занятие: Знакомство со звуком и буквой «Н»; обучение выделению изученного звука в слогах, словах из начала и конца слова; продолжать формирование понятий «согласный твердый и мягкий звук, буква»; продолжать обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; продолжать осуществление анализа графических признаков изучаемых букв. 2 занятие: Продолжать закрепление знаний о звуке и букве «Н», развивать оптико-пространственные ориентировки, развивать графо-моторные навыки. 1 занятие: Чтение слогов с изученными звуками, выкладывание слогов и слов, преобразование прямых слогов в обратные, преобразование коротких слов с помощью замены одного звука, формирование графо-моторных навыков, закрепление понятий «гласные и согласные звуки, буквы, глухие и звонкие согласные звуки, твердые и мягкие согласные». 2 занятие: Знакомство со звуком и буквой «Л»; обучение выделению изученного звука в слогах, словах из начала и конца слова; продолжать формирование понятий «согласный твердый и мягкий звук, буква»; продолжать обучение звуко – буквенному анализу и синтезу; продолжать осуществление анализа графических признаков изучаемых букв. 1 занятие: Продолжать закрепление знаний о звуке и букве «Л», развивать оптико-пространственные ориентировки, развивать графо-моторные навыки. 2 занятие: Чтение слогов с изученными звуками, выкладывание слогов и слов, преобразование прямых слогов в обратные, преобразование коротких слов с помощью замены одного звука, формирование графо-моторных навыков, закрепление понятий «гласные и согласные звуки, буквы, глухие и звонкие согласные звуки, твердые и мягкие согласные». 1 занятие: Закрепление изученного в различных игровых ситуациях. 2 занятие: Закрепление изученного в различных игровых ситуациях. |
Ожидаемые результаты логопедической работы:
В итоге проведенной работы дети должны научиться:
- Четко дифференцировать все изученные звуки;
- Различать понятия звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук, буква, слог, предложение на практическом уровне в пределах изученной программы;
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- Отвечать на вопросы по содержанию текстов и логической направленности, пересказывать тексты;
- Выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава в пределах изученной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен д...
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель программы: формирование ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в речевом развитии. В дош...