Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), а также особенности интегрированного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Статья может быть интересна педагогам и родителям детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_demochko_s.v._na_sayt.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи
К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной. дошкольной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Под интеграцией понимается явление, процесс движения, развитие к более целостному состоянию.
Интегрированное обучение для детей с ТНР вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования.
Интегрированное образование – это процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий. Цель такого образования – социализация ребенка.
Для детей с ТНР возможны такие модели интеграции:
- частичная, когда ребенок с ТНР находится в образовательном учреждении, в котором обучаются и нормально развивающиеся дети, получая при этом систематическую помощь специалистов. В дошкольном возрасте дети посещают детские учреждения комбинированного вида и получают помощь логопеда, психолога в группах компенсирующей направленности. В школьном возрасте посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция;
полная, когда 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы школы (например, дети с ринолалией); по уровню своего психофизического, речевого развития они соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают им родители под контролем специалистов. Идея такой интеграции близка идее инклюзивного образования, когда образовательная интеграция детей с ТНР предполагает не просто обучение и воспитание детей с нарушениями речи совместно с нормально развивающимися сверстниками, а организованную совместную жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
Без ранней диагностики дети с ТНР попадают в условия спонтанной интеграция. Находясь в среде нормально развивающихся сверстников без четких, рекомендованных специалистами показаний, дети не получают специализированной логопедической помощи.
Наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения дошкольников располагают комбинированные образовательные учреждения, то есть те, в которых имеются как обычные, так и специальные группы, в которые попадают дети по направлениям психолого-медико-педагогических комиссий.
Образовательная интеграция детей с ТНР школьного возраста стала возможна в нашей стране с начала 90-х годов и дала возможность открывать специальные (логопедические) классы на базе общеобразовательных школ, при соблюдении всех необходимых условий: кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении.
Организация педагогической помощи детям с ТНР в аспекте содействия образовательной интеграции должна быть направлена на:
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- формирование социального поведения, поддержание и расширение социального взаимодействия;
- помощь в овладении социальными ролями;
- расширение причастности к групповому опыту и усиление чувства принадлежности;
- сопровождение и стабилизацию досуговой деятельности;
- обеспечение благоприятных условия для совместной деятельности детей, с целью преодоления изолированности детей с нарушениями речи;
- создание в социальном окружении ребенка благоприятного психологического климата для морального и эмоционального воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «В царстве Снежной королевы»
Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения...
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребёнка на образование, государственную гарантию получения качественн...
Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...