Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
статья

Чумакова Светлана Викторовна

 Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуальность данной статьи заключается в том, что  в связи с ростом числа в последние годы детей с особыми образовательными потребностями потребовало поиска новых решений проблем социальной адаптации в обществе как самого ребёнка, та и той семьи, в которой такой ребёнок воспитывается. В результате чего особую важность приобретает социально-психологическое ипсихолого-педагогическое изучение проблем таких семей и становится одним из важных направлений совместной деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Оказание специализированной психолого-педагогической помощи и социальной поддержки, в решении социально-психологических проблем семьи воспитывающей ребёнка с особыми образовательными потребностями имеет огромное значение в процессе его реабилитации в целом.  

   Семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями представляют одну из наиболее уязвимых групп населения в нашей стране. Такая семья испытывает социальные, психологические, а также экономические и материальные трудности, связанные с его заболеванием.

   Такие семьи требуют дополнительных видов квалифицированной помощи специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социальных педагогов, нуждаются в серьёзной целенаправленной социально-педагогической помощи. Для успешности решения этих проблем проводится целенаправленная социально-педагогическая работа, включающая в себя организацию психологической и социально-педагогической поддержки родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями, налаживание благополучного микроклимата в семье, включение семьи в общественную жизнь и помощь в преодолении изоляции семьи от общества.

   Система психолого-педагогической работы строится:

- на основе индивидуальной программы развития ребёнка с особыми образовательными потребностями;

- перспективных путях развития ребёнка, о его специфических потребностях;

- оказания всяческого содействия в организации раннего начала образовательного процесса, комплексной диагностики и организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов этой семьи.

      Этапы психолого-педагогической работы:

1 этап - раннее выявление и оказание ранней психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями.

2 этап - консультации, рекомендации, помощь специалистов в развитии педагогической компетентности у родителей. Привлечение родителей к активному участию в учебно-образовательном процессе ребёнка.

3 этап - анализ документации ребёнка, первоначальных сведений об образовательных возможностях ребёнка, о его готовности к обучению. Определение перспектив ребёнка в плане обучения.

4 этап - формирование у родителей первоначальных навыков профессиональногй ориентации ребёнка. Определение перспектив ребёнка с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональной сфере.

5 этап - психокоррекционная помощь семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуальность данной статьи заключается в том, что  в связи с ростом числа в последние годы детей с особыми образовательными потребностями потребовало поиска новых решений проблем социальной адаптации в обществе как самого ребёнка, та и той семьи, в которой такой ребёнок воспитывается. В результате чего особую важность приобретает социально-психологическое ипсихолого-педагогическое изучение проблем таких семей и становится одним из важных направлений совместной деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Оказание специализированной психолого-педагогической помощи и социальной поддержки, в решении социально-психологических проблем семьи воспитывающей ребёнка с особыми образовательными потребностями имеет огромное значение в процессе его реабилитации в целом.  

   Семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями представляют одну из наиболее уязвимых групп населения в нашей стране. Такая семья испытывает социальные, психологические, а также экономические и материальные трудности, связанные с его заболеванием.

   Такие семьи требуют дополнительных видов квалифицированной помощи специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социальных педагогов, нуждаются в серьёзной целенаправленной социально-педагогической помощи. Для успешности решения этих проблем проводится целенаправленная социально-педагогическая работа, включающая в себя организацию психологической и социально-педагогической поддержки родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями, налаживание благополучного микроклимата в семье, включение семьи в общественную жизнь и помощь в преодолении изоляции семьи от общества.

   Система психолого-педагогической работы строится:

- на основе индивидуальной программы развития ребёнка с особыми образовательными потребностями;

- перспективных путях развития ребёнка, о его специфических потребностях;

- оказания всяческого содействия в организации раннего начала образовательного процесса, комплексной диагностики и организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов этой семьи.

      Этапы психолого-педагогической работы:

1 этап - раннее выявление и оказание ранней психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями.

2 этап - консультации, рекомендации, помощь специалистов в развитии педагогической компетентности у родителей. Привлечение родителей к активному участию в учебно-образовательном процессе ребёнка.

3 этап - анализ документации ребёнка, первоначальных сведений об образовательных возможностях ребёнка, о его готовности к обучению. Определение перспектив ребёнка в плане обучения.

4 этап - формирование у родителей первоначальных навыков профессиональногй ориентации ребёнка. Определение перспектив ребёнка с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональной сфере.

5 этап - психокоррекционная помощь семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Понимание и принятие родителем  ребенка с особыми потребностями способствует раскрытию его потенциальных возможностей....

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

В статье подобран материал,  характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями,  имеющи...

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...

Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....

Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...