Мое частушечное творчество в логопедической работе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Уважаемые педагоги! Хочу поделиться с Вами интересным материалом по применению в логопедической работе фольклорного жанра – русской частушки. На протяжении двух лет я использую частушечное творчество в работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи, привлекаю к совместному сочинению частушечных четверостиший родителей, вижу результат своей творческой деятельности. Ребята с удовольствием исполняют свои частушки под «логопедическую» балалайку в ансамбле, закрепляют и тренируют правильное произношение трудных звуков в слогах, словах и чистоговорках, расширяют словарный запас и совершенствуют навыки словотворчества. Частушки воспитывают любовь к русским традициям, смелость, активность и коллективность, коммуникативность и певческие навыки, формируют представления о частушечном ритме, развивают у детей самоконтроль и саморегуляцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мое частушечное творчество в логопедической работе
с детьми дошкольного возраста.
Проблема речевого развития дошкольников на современном этапе требует к себе более пристального внимания со стороны всех педагогов и родителей. Дети дошкольного возраста в своем большинстве имеют те или иные речевые нарушения, провоцирующие у них различные интеллектуальные, физические или социально-нравственные отклонения от нормы. Задача взрослых активно помогать ребятам преодолевать их речевые недуги и закомплексованность, используя индивидуальный подход к каждому ребенку в совместной деятельности.
Век инноваций, модифицированных технологий и проектирования дает возможность справиться с этой актуальной на сегодняшний день проблемой. Каждый из нас учителей-логопедов знает, как трудно автоматизировать поставленные звуки у детей с нарушениями речи. Поэтому мы изыскиваем самые новые эффективные и интересные методы и приемы активизации речевой деятельности и творческих способностей у дошкольников. Ни у кого из взрослых не будет сомнения в том, что музыка, речь и движение сопровождают любого человека от младенчества до зрелости, а порой и до самой старости, обеспечивают позитивные возможности любого организма. Взяв это за основу, я решила использовать в дошкольном возрасте приобщение детишек к русским частушкам и посредством частушечного творчества помочь старшим дошкольникам с нарушениями речи улучшить звукопроизношение, интонационную выразительность и психологически подготовиться к школьной деятельности.
Владея русским народным инструментом – балалайкой, участвуя когда-то в народном ансамбле «Кулояночка» поселка Кулой, Вельского района, Архангельской области, я попробовала познакомить своих ребят с частушечным творчеством, как одним из доступных словесно-песенных направлений. Привлекла внимание к частушечному направлению в логопедической работе и родителей, как законных представителей своих детей. Они с большим интересом откликнулись на помощь в развитии речи малышей посредством совместного сочинения и заучивания частушек по разным лексическим темам. Вот уже два года в нашем детском саду на всех праздниках и утренниках дети-логопаты поражают слушателей своим пением частушек в ансамбле «Частушечка» под интересный русский народный инструмент – балалаечку. Балалайка-«Волшебница» разнообразит развивающую предметно-пространственную речевую среду в группе и в логопедическом кабинете, создает игровые ситуации, повышает интерес к общению детей с логопедом, когда они просто не удерживаются от желания имитировать своими руками игру на ней и ритмично ей хлопать в ладоши. Благодаря частушкам даже у самых тяжелых речевых ребят возникает желание улыбнуться, подпеть, похлопать, с интересом послушать своих сверстников, активизировать непосредственное прямое общение с балалайкой и ее любимым звуком Л. Эти частушки в моем сочинении, обработке и систематизации хочется представить своим коллегам на всеобщее обозрение.
Частушки про Осень для детей с нарушениями речи.
Осень, Осень, мы подружки
Про тебя споем частушки.
Ты наряд свой одевай,
В гости всех нас приглашай!
А-а-а-а, а-а-а
Потемнела синева.
О-о-о-о. о-о-о
Солнце далеко ушло.
У-у-у-у, у-у-у
Сбрасываешь ты листву…
Ы-ы-ы-ы, ы-ы-ы
Ты красива от листвы.
И-и-и-и, и-и-и
Уж короче стали дни.
Э-э-э-э, э-э-эй
Стали ноченьки длинней.
Ат-от-ут-ыт, ат-от-ут,
Облака быстрей плывут.
Ат-от-ут-ыт, ат-от-от,
Листья водят хоровод.
Ыт-ут-от-ат, ыт-ут-ат,
Птицы к солнышку летят.
Ай-ой-ай-ай, ай-ой-ай,
Улетают в теплый край.
Ат-от-ут-ит, ат-от-ит,
Дождь холодный моросит.
Ай-ой-эй-эй, ай-ой-эй,
Одеваемся теплей.
Са-со-су-са, са-са-са,
В золоте стоят леса.
Ка-ко-ку-ки, ки-ки-ки,
В норки прячутся зверьки.
Ай-ой-ай-ай, ай-ой-ай,
Убираем урожай.
Са-со-су-сы, са-со-су,
Любим Осень за красу.
Тили-тили, тили-тили,
Ей частушки посвятили.
Ша-шо-шу-ши, ши-ши-ши
Ах, частушки хороши!!!
Частушки о нашем детском саде «С Днем рожденья, садик!»
Все:
- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Не смотрите так на нас.
Можем застесняться.
Андрюша Л.
- С днем рожденья поздравляем
Наш любимый детский сад!
Процветания желаем
Много, много лет подряд.
Ксюша К.
- Утром рано мы идем
В наш любимый детский сад.
В нем танцуем и поем,
Каждому из нас он рад.
Настя П.
- Воспитатели у нас
Это просто высший класс.
Учат нас читать, писать,
И красиво рисовать.
Полина Ш.
- Медицинская сестра
Прямо с самого утра
Совершает свой обход,
Собирает весь народ.
Матвей Б.
- Музыкант и физкультурник,
Логопед и методист –
Все для нас стараются,
С нами занимаются.
Все:
- Все заведующую любим,
И, конечно, неспроста:
В нашем садике порядок
И повсюду красота!
Дамир З.
- Чистота, уют, порядок,
И повсюду красота.
Хватит места для зарядок,
Для занятий есть места.
Все:
- Всем гостям наш детский сад
Очень, очень, очень рад!!!
Любим петь для них, плясать,
Детский сад наш прославлять!
Все:
- Мы старались петь частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А сейчас мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!!!
Стихи и частушки к Юбилею нашей школы.
- - Что за новость? Что за дата? Взбудоражен коллектив.
Школа наша – вот виновник, Школу нашу в объектив!
- - Знаем, нынче день особый, Сердцу стало веселей,
Знаем, это наша школа
Отмечает юбилей!
- - Посмотрите, сколько света,
И улыбок, и людей!
Тут, конечно, нет секрета –
Просто школе юбилей!
- - C Юбилеем поздравляем
И хотим ей пожелать:
Удачи, счастья и везенья,
Долго жить и процветать!
Все вместе:
- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Не глядите так на нас —
Можем застесняться! - В детском садике сейчас,
Буд-то в школе первый класс.
Учимся считать, читать,
Буквы разные писать.
- Наша школа – просто клад,
Каждый в ней учиться рад.
Наша школа – чудо зданье,
Где мы получаем знанья!
- Меж двумя звонками срок
Называется урок.
Дети пишут, и решают,
И читают, и «мечтают»…
- Все директора мы любим,
И, конечно, неспроста!
Посмотрите, наша школа –
Это ж просто красота!
- А учителя у нас –
Прямо скажем: «высший
класс»!
Каблучки надели,
Как фотомодели!
- Хороши наши частушки
И напев у них простой!
На сегодня петь кончаем,
Ставим точку с запятой;
- Всё б частушки сочиняли,
Но пора их завершать.
С Юбилеем школу нашу
Будем дружно поздравлять!
С Юбилеем, родная школа!
Частушки к утреннику, посвященному «Дню победы»,
- Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно!
Про Победу вам частушки
Мы споем старательно!
- Сяду к деду на колени,
Тихо прошепчу ему:
- Расскажи мне, милый деда
Про Победу, про войну!
- Про войну хочу послушать,
Как ты воевал у нас,
Про друзей твоих военных
Буду слушать твой рассказ.
- Улыбнулся внуку деда
И к груди прижал его.
Рассказал о Дне победы,
А о битвах ничего…
- Наши мальчики играют
Часто с «пистолетами».
Про войну они читают
И гордятся дедами.
- Ну, зачем война народам?
Враг всегда будет разбит.
Мир на всей планете нужен,
Пусть спокойно Мир наш спит!
- Наши бабушки и деды,
Ветераны там и тут,
Празднуйте свой День победы,
Все цветы для вас цветут!
- Наши бабушки и деды!
Седина вам так к лицу!
Ваш любимый День победы
Подогнал войну к концу!
Частушки-поговорки
«Делу время, потехе час»
- У Егорки на задворках
Сочинили поговорки.
Мы девчонки вшестером
Их для вас сейчас споем. - Делу время, делу время,
А потехе только час:
"Любим петь для настроенья,
Полюбуйтесь-ка на нас!" - Чтобы лучше говорить,
Ты сумей-ка повторить:
"Как на всякого Егорку
Есть смешная поговорка". - Если любишь ты кататься,
Люби саночки возить,
Чтобы делом заниматься,
Чтобы небо не коптить! - А хорошее начало -
Половина дела.
Кончил дело, гуляй смело,
Чтобы пело тело. - Если сильно поспешишь,
То людей ты насмешишь.
Никогда не торопись,
Вдумчиво всему учись! - Мастерство везде в почете,
Лишь была б охота.
Мастера всегда похвалит
Всякая работа. - Дело мастера боится,
Дело покоряется
Лишь тому, кто его любит,
Кто с делами знается. - Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи!
Ведь недаром говорится:
"Дело мастера боится!" - Мы частушки-поговорки
Пели дружно у Егорки.
Как у нашего Егорки
Полны смысла поговорки!
- Делу время, делу время,
А потехе только час.
Вам частушки все пропели,
Громче хлопайте для нас!
Частушки к выпускному празднику.
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны.
Мы сегодня поздравляем
Всех выпускников страны!
- Стали мы уже большие.
Праздник выпускной у нас.
Сочинили мы частушки.
Их сейчас споем для вас!
- Воспитатели у нас –
Это просто высший класс.
Научили нас всему
Важному и нужному.
- Целый год наш методист
Был за музыканта;
Развивал у нас любовь
К музыке, таланты.
- Логопед нас научил
Звуки-буквы выделять.
В школе будем мы читать
И писать только на пять!
- Ну а повара у нас –
Вкусно варят, просто класс,
Чтобы щечки розовели,
Чтобы дети не болели!
- Расставаться нам пора
С вами тоже, повара!
Вкусно нас кормили,
Соком нас поили.
- Энергичный физкультурник
Бегать, прыгать нас учил.
Чтобы мы были здоровы,
Чтобы каждый сильным был.
- Наши няни хороши!
Им спасибо от души!
Если в группу к нам зайдешь,
Ни соринки не найдешь!
- Все заведующую любим,
И, конечно, неспроста:
В нашем садике порядок
И повсюду красота!
- Добродушна, весела
Медицинская сестра.
Под ее контролем садик
Прямо с самого утра.
- Всем работникам детсада
Нам сказать спасибо надо
За заботу, за вниманье,
За любовь и за старанье!
- Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка!
Всем сотрудникам детсада
Нам сказать «Спасибо»
надо!!!
Частушки о Зиме сочиняли вместе с родителями и детьми
- Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно!
Мы про Зимушку частушки
Вам споем старательно!
Андрей Лебедев
Ах ты, Зимушка-Зима,
Нарядила в снег дома!
И меня не позабыла,
Шубу, шапку подарила…
Ксения Кырова:
Ах, Зима, Зима, Зима,
Русская красавица!
Много снега намела,
Всем ребятам нравится!
- Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Зима снежная пришла.
Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Много снега нанесла.
Анастасия Пояркова:
Наступили холода,
Замело все снегом.
Я с прогулки прихожу
Снежным человеком.
- Все белым-белы леса…
Вот какие чудеса!
И Метели, и Пурга,
С ними Бабушка Яга!
- Наступает Новый год,
Возле елки хоровод.
Мы танцуем и поем.
Дедушку Мороза ждем!
- Мы надели шапки, шубки.
Ждут забавы во дворе…
Ждут веселье, смех и шутки
Не до скуки детворе.
Анастасия Пояркова:
Я на саночки сажусь,
Смело с горочки качусь.
Пусть от снега белая,
Но какая смелая!
- Вот веселые деньки:
Взяли санки и коньки,
Взяли лыжи, палки, клюшки
И спортивные ватрушки!
- Хороши у нас частушки
О Зиме-красавице!
Громче хлопайте в ладоши,
Если они нравятся!
Частушки про игрушки под балалайку.
Агния Барто
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Грузовик «Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик»
Мячик «Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч»
Самолёт «Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме».
Частушки к празднику
«День защитника Отечества».
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны,
Мы сегодня поздравляем
Всех защитников страны!
- Наши дедушки и папы
До чего же хороши!
Пропоем для вас частушки
Весело и от души!
- Красный день календаря
23 февраля!
Поздравляем всех ребят,
Всех героев и солдат!
- Наша славная страна
И богата и сильна.
У нее защита есть,
Доблесть, воинство и честь!
- Дедушка у Вани добрый,
И бывал он на войне.
Ваня так гордится дедом,
Радостно ему вдвойне.
- Мы пока что дошколята,
Далеко нам до отцов,
До защитников Отечества –
Усатых молодцов!
- У меня пока игрушки
Пистолеты, сабли, пушки.
Но когда я подрасту
Буду с ними на посту.
- Папа мой – ну всем хорош.
На него и я похож.
Он находчивый и смелый,
По плечу любое дело.
- Папы разными бывают,
Дедушки все хороши.
Мы частушки вам пропели,
Хлопайте нам от души!
Спасибо за внимание!
Желаю всем успехов и интересного творчества!
Елена Русак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....
Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений дошкольников средствами устного народного творчества....
Использование ТРИЗ для развития мыслительных процессов и речевого творчества в логопедической работе
ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из...
Совместная работа учителя-логопеда, детей и родителей группы компенсирующей направленности в частушечном творчестве.
Частушки о Весне и о маме, посвященные Дню 8 Марта....
Методическая разработка «Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.Задачи:Образовательные: обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим тема...