Методическая разработка «Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам;
- развивать познавательный интерес к частушечному творчеству; формировать умение подбирать слова-рифмы;
- учить дошкольников придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление и воображение;
- развивать фонематические процессы, слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевой слух;
- тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритм, эмоциональность и интонационную выразительность речи. тренировать речевой аппарат и правильное звукопроизношение при разучивании частушек.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному и песенному творчеству – русской частушке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
Методическая разработка
«Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Автор: Домаркова Наталья Владимировна,
учитель-логопед
г. Усинск, 2017
Методическая разработка
«Использование частушечного творчества в совместной деятельности
с детьми дошкольного возраста»»
В ФГОС ДО определяет речевое развитие отдельную образовательную область. Большое внимание уделяется речевому творчеству детей и восприятию музыки, художественной литературы и фольклора. Для решения этих задач я стала использовать частушечное творчество, которое способствует не только развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, обогащению лексической стороны речи, но стимулирует к проявлению интереса к художественному слову. Простота и точность выражений, красота и богатство слов характеризуют язык фольклорных произведений. Самобытные и необычные тексты пробуждают в детском сознании зримые картины, явления получают особую окраску и значение, делают ее привлекательной и интересной для детей. А простота ритмико-мелодичной структуры частушки, которая сопровождается музыкальным инструментом – балалайкой, помогает им быстрее запомнить слова, выражения, речевые обороты.
Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам;
- развивать познавательный интерес к частушечному творчеству;
- формировать умение подбирать слова-рифмы;
- учить дошкольников придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление и воображение;
- развивать фонематические процессы, слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевой слух;
- тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритм, эмоциональность и интонационную выразительность речи.
- тренировать речевой аппарат и правильное звукопроизношение при разучивании частушек;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному и песенному творчеству – русской частушке.
Перспективный план
«Использование народного частушечного творчества с музыкальным сопровождением – балалайкой в работе воспитателя
в средней группе»
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Планируемые результаты |
1 | «Знакомство с народным инструментом – балалайкой» | Рассматривание музыкального инструмента, балалайки. Слушание его звучания. Сравнение ее с другими музыкальными инструментами. Пословицы и потешки о балалайке | Дети знают и различают балалайку по внешнему виду и звучанию |
2 | «Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными — коровой и бычком. Рассматривание картин с их изображением. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о домашних и животных | Знает и различает домашних животных - корову и быка, Знает о них частушки и потешки |
3 | «Бычок-черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок -черный бочок, белые копытца» | Знает и различает быка. Знает о них частушки и потешки. Слушает и воспринимает сказку, отвечает на вопросы |
4 | «Полезная еда - вкусная еда» | Беседа о значении питании. Игра «полезно - вредно». Знакомство с пословицами поговорками о еде. Прослушивание и заучивание частушек. Игра «Подскажите слово» (под рифму) | Знает о вредных и полезных продуктах. Знает частушки по теме. Подбирает слова под рифму |
5 | «Котенька, коток» | Знакомство детей с домашними животными — котом. Рассматривание картин с его изображением. Описание внешнего вида кота. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о коте | Знает и различает кота. Описывает его. Знает о них частушки и потешки |
6 | «Дождик» | Знакомство с явлением природы -дождь. Беседа «Зачем нужен дождь?», «Каким бывает дождь? (теплым, холодным, моросящим, ливневым и т.д)» . Игра «Кап-кап капает дождик» | Знает и рассказывает о дожде, когда он и каким он бывает. Знает о нем частушки и потешки. Повторяет ритмический рисунок дождя |
7 | «Петушок-золотой гребешок» | Знакомство детей с домашними животными — котом. Рассматривание картин с его изображением. Описание внешнего вида петуха. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о петухе | Знает и различает петуха. Описывает его. Знает о них частушки и потешки |
8 | «Такая нужная посуда» | Знакомство с предметом обихода — посудой, с ее назначением. Рассматривание предметных картин, игрушечной посуды. Игра «Назови похожее » (например, стакан - чашка, тарелка – блюдце и т.д.). Игра «Загадки балалайки» | Знает и различает посуду. Знает их назначение. Отгадывает загадки |
9 | «Золотой самовар» | Знакомство с предметом обихода – самоваром с его назначением. Рассматривание, описание самовара. Прослушивание и заучивание частушек про самовар
| Знает самовар и его значение. Описывает его. Знает частушки и потешки о самоваре |
10 | «Солнышко – золотое донышко» | Беседа о солнце, о его значении в природе и в жизни человека. Описание солнца. Прослушивание и заучивание частушек про солнце | Знает солнце и его значение в природе. Описывает его. Знает частушки и потешки о солнце |
11 | «Золотая осень» | Рассматривание осенних пейзажей. Выделение признаков осени. Загадки про осень. Прослушивание и заучивание частушек про осень. Игра «Подскажите слово» | Знает осень, ее признаки и значение в природе. Описывает ее. Подбирает слова под рифму |
12 | «Здравствуй, Зимушка-зима» | Рассматривание зимних пейзажей. Выделение признаков зимы. Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | Знает зиму, ее признаки, и значение в природе. Описывает его. Знает песенку |
13 | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | Слушает и воспринимает произведение. Отвечает на вопросы. Поет песенку. |
14 | «Одежда для зверят» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | Изготавливает аппликацию. Пересказывает сказку |
15 | «Развеселый Новый год!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | Знает праздник Новый год, его атрибуты. Знает текст колядки |
16 | «Мешок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос..» Игра «Подскажи балалайке словечко» | Знает закличку. Активно участвует в хороводе и новогодних играх |
17 | «Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» | Знает потешки о домашних животных. Знает сказку «Лиса и козел» |
18 | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Игра «Веселый оркестр» | Знает о предмете. Включается в игру |
19 | «Воробей, воробей…» | Знакомство с зимующей птицей – воробьем. Заучивание потешек «Воробей, воробей, не гоняй голубей..» | Знает о птице. Рассказывает потешку |
20 | «Песенки Жихарки» | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жахарка». Узнавание знакомых сказок по отдельным фрагментам. Сочинение частушек о Коте и Петухе | Участвует в представлении. Подбирает рифмы к словам |
21 | «А у нас-то гости!» | Знакомство с героем домовенком Кузей. Игра с Домовым «Что пропало, расскажи» | Знает героя русского фольклора домового, о его значении в быту русского народа. Включается в игру |
22 | «Ой, блиночки мои…» | Знакомство с традициями русской кухни через частушки о блинах, пирогах, чае. Игра «Загадки от балалайки» | Отгадывает загадки. Имеет представление о традициях русской кухни |
23 | «Петушок и Баба Яга» | Исполнение русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проведение игры «Бабка Ёжка» | Отвечает на вопросы по русским сказкам, знает их героев |
24 | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» | |
25 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание попевки «Блины» | Знает народный праздник. Исполняет попевки |
26 | «Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Представление фрагмента сказки через театрализаци. Заучивание песенки Крошечки-Хаврошечки | Знает героев сказки. Участвует в театрализации |
27 | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением потешек, поговорок. Игра «Загадки балалайки» (о женских профессиях). Конкурс с мамами «Развеселая частушка» | Рассказывает о своей маме. Отгадывает загадки. Поет с мамой частушки |
28 | «Весна- красна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне | Знает признаки весны. Описывает ее. Рассказывает заклички |
29 | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна!» Игра «Подскажи словечко под рифму» | Знает о весне. Участвует в коллективной деятельности. Рассказывает о получившейся аппликации |
30 | «Шутку шутить – людей смешить!» | Закрепление знаний о потешном фольклоре в потешках, скороговорках | Рассказывает знакомые потешки на разные темы. |
31 | «Небылица-небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц | Знает и самостоятельно придумывает небылицы |
32 | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Слушание потешек и частушек о русской свистульке | Имеет представление о музыкальном народном инструменте – свистульке |
33 | «Зайка серенький» | Закрепление знаний о зайце, его повадках. Игра «Назови сказку и ее героев». Игра «Спой ласково» | Описывает зайца. Знает сказки с этим героем. Умеет выражать в песенке ласковое отношение к данному персонажу |
34 | «Мишка, Мишенька, Медведь» | Закрепление знаний о медведе, его повадках. Знакомство с образом медведя в народных песнях. Игра «Сердитая балалайка» | Используя разную высоту голоса показывает характер героя |
35 | «Радуга – дуга!» | Знакомство с летними песенками, прибаутками, закличками. Рисование радуги | Поют частушки, рассказывают заклички о лете. Отображает свое настроение в рисунке |
36 | «Вот оно какое наше лето!» | Летние подвижные игры с закличками. Праздник «Веселая балалайка» | Исполняют частушки под балалайку, играют в народные игры |
ЛИТЕРАТУРА
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.
- Дормидонтова Л. «Региональный музыкальный фольклор в детском саду и школе», Lambert Academic Publishing, 2015.- 216 с.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. – 240
- Соколов Ю. М. Русский детский фольклор: М – Л, 1991. – 297с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....
Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка"
Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детьми самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи о общего развития детей дошкольного возраста...
Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей....
Методическая разработка "Использование комплекта "Речь:плюс" в работе с детьми дошкольного возраста
Работа по развитию речи уже много лет является приоритетной. Все больше воспитанников имеют особенности в речевом развитии, в связи с чем педагоги вынуждены искать новые способы повысить эффективность...