Индивидуальная программа развития
материал по коррекционной педагогике на тему
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipr_1_1.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
- методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
- инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
- приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014г. №1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 уч.год»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 №2;
Адресат: ------------------------------ 15.01.2010 г, воспитанника старшей группы МАДОУ города Нижневартовска, детского сада № 37 «Дружная семейка».
Мальчик легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.
Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.
Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.
Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.
Задачи программы:
1) Охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
2) Формирование общей культуры личности ребенка;
3) Развитие социальных, нравственных, интеллектуальных качеств ребенка;
4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) Формирования предпосылок учебной деятельности;
6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные дефектологические занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип динамичности восприятия;
- принцип продуктивной обработки информации;
- принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип субъективности.
Основные методы обучения:
- практические,
- словесные,
- наглядно-демонстрационные
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие познавательных психических процессов;
- ориентировка во времени и пространстве;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словаря.
Содержание программы
Основные направления коррекционной работы (согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ): | Содержание |
Развитие сенсорного восприятия. Развитие ориентировки во времени. Развитие ориентировки в пространстве. Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета, формы, величины. | Найди геометрическую форму Угадай на ощупь. Волшебный мешочек. Лепим ягоды. Царапка. Мозаика на пластилине. Найди фигурке место. Проворные мотальщики. |
Развивать непроизвольное и произвольное внимание и его свойства: концентрацию, объем, устойчивость, переключаемость и распределение. | Найди фигурке место. Четыре стихии. Да или нет? Кто как голос подаёт? |
Развивать зрительную, наглядно-образную, двигательную, слуховую, эмоциональную память и его свойства: объем, точность, скорость процессов запоминания. Развивать зрительные, слуховые, представления. | Про бабку. Боровичок. Лошадки. Запомни слова. Слог-шаг. Ухо-нос. |
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами. | Подбери фигуру. Вид-вид. Фрукты, овощи, ягоды. По порядку. |
Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в пространстве. Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве. Овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности. | Вместе с мамой. Листья полетели. Накроем стол. Уютный дом куклы Насти. Рисуем нитью по клеточкам. |
Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога с обучающимся:
- дыхательная гимнастика;
- физкультминутки;
- игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия;
- пескотерапия; упражнения для релаксации;
- самомассаж рук; элементы точечного массажа;
- логоритмика;
- методика «Расскажи стихи руками».
Планируемые результаты:
У обучающегося произойдут качественные изменения в показателях психического развития:
- улучшится качество слухового и осязательного восприятия;
- улучшатся качества и свойства непроизвольного и произвольного внимания;
- улучшатся качества и свойства зрительной, наглядно-образной, двигательной, слуховой, эмоциональной памяти;
- улучшатся качества мышления: овладеют начальными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладеют умениями соотнесения предметов с моделями, макетами;
- улучшатся качества зрительных, слуховых, осязательных представлений;
- будут закреплены знания об основных сенсорных эталонах формы, величины.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):
- будут развиты мотивы учебной деятельности;
- будет владеть коммуникативными умениями, знать основные нормы межличностного взаимодействия;
- сформировано умение узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве;
- сформировано умение узнавать и различать по голосам окружающих людей, определять по голосу эмоциональное состояние человека;
- будет владеть различными способами осязательного обследования;
- будут сформированы элементарные умения и навыки ориентировки в пространстве.
Календарно-тематический план
№занятия | Тема | Задачи занятия | |
№1-2 | Диагностика уровня развития познавательных психических процессов. | ||
№3-4 | Диагностика уровня развития познавательных психических процессов. | ||
№5-6 | Я и моя семья. | Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом). | |
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу). | |||
Развитие координации движений | |||
Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше. | |||
№7-8 | Осень. | Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги). | |
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу. | |||
Развитие координации движений | |||
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук). | |||
№9-10 | Ягоды. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар. | |||
Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец. | |||
№11-12 | Овощи. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | |||
Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы. | |||
№13-14 | Фрукты. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы. | |||
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу. | |||
№15-16 | Осенние месяцы. | Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за. | |
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук). | |||
№17-18 | Растения: трава, цветы. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие кратковременной долговременной слуховой память. | |||
№19-20 | Растения: деревья, кустарники. | Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности. | |
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу. | |||
№21-22 | Домашние птицы. | Развитие слухового внимания. | |
Развитие координации движений, памяти. | |||
№23-24 | Домашние животные | Развитие слухового внимания. | |
Развитие тактильного восприятия. | |||
Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции. | |||
№25-26 | Зима. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие тактильного восприятия. | |||
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу. | |||
№27-28 | Игры и забавы детей. | Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности. | |
Развитие тактильного восприятия. | |||
Развитие произвольного внимания и самоконтроля. | |||
№29-30 | Дни недели. | Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.). | |
Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. | |||
№31-32 | Зимние месяцы. | Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за. | |
Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. | |||
Развитие координации движений, памяти. | |||
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу. | |||
№33-34 | Сутки. | Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь. | |
Развитие произвольного внимания. | |||
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за. | |||
№35-36 | Новый год. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно. | |||
Развитие произвольного внимания и самоконтроля. | |||
№37-38 | Мои друзья. | Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу). | |
Развитие координации движений. | |||
Развитие мелкой моторики, развитие микропространства. | |||
№39-40 | Одежда. | Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве | |
Развитие произвольного внимания. | |||
Развитие мелкой моторики. | |||
№41-42 | Обувь. | Развитие мелкой моторики. | |
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно. | |||
Развитие произвольного внимания и самоконтроля. | |||
№43-44 | Посуда. | Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |
Развитие зрительного восприятия, внимания. | |||
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве | |||
№45-46 | Мебель. | Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус. | |
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | |||
Развитие координации движений, памяти. | |||
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве | |||
№47-48 | Транспорт. | Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи. | |
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | |||
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги). | |||
№49-50 | Птицы. | Развитие слухового внимания. | |
Развитие внимания. | |||
Развитие координации движений. | |||
№51-52 | Дикие животные | Развитие слухового внимания. | |
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий. | |||
Развитие мелкой моторики, развитие пространства. | |||
№53-54 | Школа. Школьный двор. | Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности. | |
Развитие произвольного внимания и восприятия. | |||
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве | |||
№55-56 | Дни недели. | Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за. | |
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | |||
Развитие координации движений. | |||
Развитие мелкой моторики, развитие пространства. | |||
№57-58 | Весенние месяцы. | Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за. | |
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | |||
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие мелкой моторики, развитие пространства. | |||
№59-60 | Насекомые. | Развитие слухового внимания. | |
Развитие координации движений, памяти. | |||
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание). | |||
№61-62 | Сад, огород. | Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве . | |
Развитие произвольного внимания и восприятия. | |||
Развитие координации движений, моторной памяти. | |||
Развитие мелкой моторики, развитие пространства. | |||
№63-64 | Диагностика уровня развития познавательных психических процессов. | ||
№65-66 | Диагностика уровня развития познавательных психических процессов. |
Основные формы взаимодействия с семьей в рамках инклюзивного образования
Знакомство с семьей | Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса | Совместное пребывание ребенка и родителей в группе, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. |
Образование родителей | Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). |
Литература
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. - М.: Просвещение, 1990.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"
Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...
Индивидуальная программа развития социально-бытовых навыков
Умение концентрировать вниманиеБазовые навыки общей и мелкой моторики Навык одевания и раздеванияНавык приема пищиНавык туалета...
Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"
Проект идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...