Индивидуальная программа развития
материал по коррекционной педагогике на тему

Салимова Айгуль Римовна

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipr_1_1.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
  • методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
  • инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
  • приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014г. №1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 уч.год»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 №2;

Адресат: ------------------------------ 15.01.2010 г, воспитанника старшей  группы МАДОУ города Нижневартовска, детского сада № 37 «Дружная семейка».

Мальчик  легко  вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.

Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.

Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.

Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.

Задачи программы:

1) Охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;

2) Формирование общей культуры личности ребенка;

3) Развитие социальных,  нравственных, интеллектуальных качеств ребенка;

4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) Формирования предпосылок учебной деятельности;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  •  обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные дефектологические занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип динамичности восприятия;
  • принцип продуктивной обработки информации;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип субъективности.

Основные методы обучения:

- практические,

- словесные,

- наглядно-демонстрационные

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие сенсорного восприятия;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • ориентировка во времени и пространстве;
  • развитие фонематического слуха;
  • обогащение словаря.

                                          Содержание программы

Основные направления коррекционной работы

(согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ):

Содержание

Развитие сенсорного восприятия.

Развитие ориентировки во времени.

Развитие ориентировки в пространстве.

Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Найди геометрическую форму

Угадай на ощупь. Волшебный мешочек.

Лепим ягоды.

Царапка.

Мозаика на пластилине.

Найди фигурке место.

Проворные мотальщики.

Развивать непроизвольное и произвольное внимание и его свойства: концентрацию, объем, устойчивость, переключаемость и распределение.

Найди фигурке место. Четыре стихии.

Да или нет?

Кто как голос подаёт?

Развивать зрительную, наглядно-образную, двигательную, слуховую, эмоциональную память и его свойства: объем, точность, скорость процессов запоминания.

Развивать зрительные, слуховые, представления.

Про бабку. Боровичок.

Лошадки.

Запомни слова.

Слог-шаг. Ухо-нос.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами.

Подбери фигуру.

Вид-вид.

Фрукты, овощи, ягоды.

По порядку.

Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в пространстве.

Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве.

Овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности.

Вместе с мамой.

Листья полетели. Накроем стол.

Уютный дом куклы Насти.

Рисуем нитью по клеточкам.

Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога с обучающимся:

  • дыхательная гимнастика;
  • физкультминутки;
  • игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия;
  • пескотерапия; упражнения для релаксации;
  • самомассаж рук; элементы точечного массажа;
  • логоритмика;
  • методика «Расскажи стихи руками».

Планируемые результаты:

У обучающегося произойдут качественные изменения в показателях психического развития:

  • улучшится качество слухового и осязательного восприятия;
  • улучшатся качества и свойства непроизвольного и произвольного внимания;
  • улучшатся качества и свойства зрительной, наглядно-образной, двигательной, слуховой, эмоциональной памяти;
  • улучшатся качества мышления: овладеют начальными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладеют умениями соотнесения предметов с моделями, макетами;
  • улучшатся качества зрительных, слуховых, осязательных представлений;
  • будут закреплены знания об основных сенсорных эталонах формы, величины.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):

  • будут развиты мотивы учебной деятельности;
  • будет владеть коммуникативными умениями, знать основные нормы межличностного взаимодействия;
  • сформировано умение узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве;
  • сформировано умение узнавать и различать по голосам окружающих людей, определять по голосу эмоциональное состояние человека;
  • будет владеть различными способами осязательного обследования;
  • будут сформированы элементарные умения и навыки ориентировки в пространстве.

                

Календарно-тематический план

№занятия

Тема

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

Развитие координации движений

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

Развитие координации движений

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

Развитие слухового внимания.

Развитие тактильного восприятия.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№33-34

Сутки.

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

Развитие произвольного внимания.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в

пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

Развитие координации движений.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

Развитие произвольного внимания.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

Развитие мелкой моторики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

Развитие слухового внимания.

Развитие внимания.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие произвольного внимания и восприятия.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве .

Развитие произвольного внимания и восприятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках инклюзивного образования

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместное пребывание ребенка и родителей в группе, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.

Образование родителей

Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность

Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии).

Литература

Филичева Т.Б.,   Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

 

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

        Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. - М.: Просвещение, 1990.

        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...

Индивидуальная программа развития социально-бытовых навыков

Умение концентрировать вниманиеБазовые навыки общей и мелкой моторики Навык одевания и раздеванияНавык приема пищиНавык туалета...

Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"

Проект  идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...