Консультация для родителей - "Помощь детям с тяжелым нарушением речи"
статья
Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно более высоких результатов. Исследованиями доказано, что при использовании игровых методов в процессе коррекционно-образовательной работы эффективность исправления нарушений речи возрастает почти на 50%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_detyam_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Помощь детям с тяжелыми нарушениями речи».
Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно более высоких результатов. Исследованиями доказано, что при использовании игровых методов в процессе коррекционно-образовательной работы эффективность исправления нарушений речи возрастает почти на 50%.
- Дифференциация звуков на слух
- Подними нужный символ (например, флажок)
Логопед (или любой взрослый) произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять флажок, если звук находится в том месте слова, которое заранее определено логопедом.
- Найди необходимый символ среди многих
Логопед и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например, звук С – это насос; Ж – это жук; З – звонок и т.д. Далее – при произнесении, предъявлении различных слов логопедом – ребенок должен поднять соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Сделай соответствующие движения на заданный звук
Логопед и ребенок определяют символы, например звук С – это пролетающий самолет, И – это улыбка, Щ – щетка и т.д. Далее при предъявлении различных слов логопедом – ребенок должен показать движение в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Превратись в заданный звук
Логопед и ребенок определяют позы - символы, адекватные тому или иному звуку, например звук Ч – это Чебурашка, О – Олень, Т – топор и т.д. Далее – при произнесении различных слов логопедом – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Подними подходящую букву
Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять соответствующую букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено логопедом.
- Дифференциация звуков в произношении:
- Изолированные звуки
- Узнай звук по артикуляции
Логопед показывает артикуляцию того или иного звука. Ребенок должен его назвать.
- Узнай звуки по символам
Логопед показывает символ того или иного звука. Ребенок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, какая-либо фигурка, предмет или его графическое изображение.
- Выбери среди многих
Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует (или отсутствует) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также выбирать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.
- «Правильно – неправильно» (преднамеренные ошибки)
Тут открывается большой простор для творчества: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или показывать неправильное движение и т.д.
- Звукоподражание, стихи, потешки
Ребенок должен будет посчитать сколько раз прозвучал заданный звук. В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится и т.д. когда, услышит нужный (заранее оговоренный) звук.
- Дифференциация в слогах:
А) Повтори за мной.
Например, «за-жа-за».
Б) Узнай символы, проговори слог с гласным звуком.
Например, при показе символа «насос» ребенок произносит звук С с любым гласным звуком – СА, СО и тд.
В) Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов и повтори их.
Г) Перепутаница
Ребенок хлопает несколько раз, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.
Д) Считалка.
Логопед показывает цифры – ребенок произносит слоги соответствующее количество раз. Попутно у ребенка формируются элементарные математические представления.
Е) Назови слоги по символу.
Логопед показывает символ, а ребенок называет слоги, в которых есть звук, обозначаемый символом.
Ж) Добавь слог в конце слова.
Логопед называет слог, а ребенок добавляет – из оговоренных – нужный слог, по его мнению (например, ко – ЖА, ко - ЗА). Можно пользоваться символами для показа первого слога логопедом.
- Дифференциация в словах
А) Придумай слово на заданный символ.
Логопед показывает заданный символ того или иного звука, а ребенок придумывает слово с этим звуком в оговоренном положении.
Б) Замени звук в слове.
Логопед показывает тот или иной слог, а ребенок заменяет в нем один звук на оговоренный или любой другой (звонкий, глухой, шипящий, свистящий).
В) Отгадай слова по символам.
В корзинке каждый из участвующих в игре собирает по показанным логопедом символам того или иного звука (слога) картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.
Г) Кто больше придумает слов
Логопед выбирает символ, картинку, слог или пр. – ребенок придумывает слова, за что получает фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.
Д) Найди 4-ый лишний предмет.
Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов – ребенок называет их, а затем определяет, какое слово лишнее (в нем нет названного логопедом звука или слога).
Е) Составь цепочку.
По заданию логопеда ребенок выкладывает предметные картинки, названия которых начинаются на определенные звуки, например З или Ж, в горизонтальную, круговую или любую другую схему. Затем «шагает» по картинкам, называя изображенные на них предметы.
Ж) Игра в лото.
Логопед дает инструкцию: разложить в две-три стопки предметные картинки, в названии которых есть (или нет) звука, звук находится в начале (или середине). Побеждает тот, кто набрал большее количество карточек.
З )Кто больше придумает слов.
Логопед задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине или конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка для логопедов...
Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А
Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...
Советы родителям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями речи
Советы родитеям...
Рекомендации родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями речи
Рекомендации для родителей...
Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи
Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи ...
Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи
Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи ...
Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....