Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет ряд программ помощи детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_razvivayushchey_i_korrektsionnoy_raboty_pedagoga-psihologa_dou.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет ряд программ помощи детям:
1. программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
2. программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
3. программы психологической помощи детям, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть утверждены методическим объединением, советом.
Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
Программы, используемые педагогом-психологом должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.
Индивидуально-ориентированные профилактические программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.
Организация психолого-педагогической коррекции
на диагностической основе
Познавательные способности и психофизиологические функции, нуждающиеся в коррекции
Цели коррекционной работы
Направления, средства и методы педагогического воздействия, приемы
Восприятие
Установить взаимосвязь с речью и мышлением
Поэтапное развитие:
1. Целостное восприятие через сенсорные эталоны (тактильные ощущение) и осмысленность эталонов (называние предмета) .
2. Вычленение главных частей и свойств (форма, размер, цвет) .
3. Пространственные взаимоотношения частей по отношению друг к другу.
4. Установление более глубоких свойств предметов (для чего сделан, из чего сделан) .
Виды упражнений:
1. на нахождении спрятанных в рисунках предметов;
2. определение предмета по контуру, силуэту;
3. работа с картиной, мозаикой;
4. определение признаков данного предмета;
5. составление разрезанных картинок;
6. сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов и различий;
7. работа с кубиками (построение заданных фигур) ;
8. работа с мозаикой (фишки, пуговицы, создание образа.
Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с небольшими изменениями)
Пространственное ориентирование
1. Учить определять левую, правую сторону, верх, низ.
2. Обучение самоконтролю.
1. Любая свободная деятельность.
2. Подвижные игры.
3. Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием.
4. Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением.
5. Настольные игры (шашки, шахматы) .
6. Ориентирование на листе бумаги:
1. рисование по заказу;
2. графические диктанты.
Моторика
1. Развитие мелких мышц руки, уверенности
2. Повышение самооценки
3. Снижение тревожности
1. Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом.
2. Ниткопись.
3. Работа с проволокой.
4. Лепка (заглаживание вмятины) .
5. Мозаика.
6. Обычная вышивка.
7. Гимнастика для пальчиков.
8. Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами.
9. Использование элементов психогимнастики.
10. Создание ситуации успеха.
11. Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах.
12. Игры-соревнования (шуточные, где победа дается легко, переходя от одного к другому.
Память
Увеличение количества входящей информации, т. е. увеличение объема памяти через обучение приемам запоминания
Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая)
1. Игра «Снежный ком»:
1. Название слов по одной тематике (кружка, стакан) .
2. Добавление слов по смыслу (медведь, берлога, косолапый) .
3. Слова на разную тематику (существительные) .
4. Слова, обозначающие действие.
5. Слова, обозначающие признаки предмета.
6. Составление предложения (каждый следующий повторяет предыдущее) .
1. Игра «Попугай». Взрослый читает – ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает (идет увеличение слуховой информации) .
Развитие зрительной и вербальной памяти
1. Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что нарисовали до него и прибавляет свое) .
2. Игры Никитиных (развивающие) .
3. Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план.
Развитие речи
Предметное описание
1. общее название предмета (обобщение)
2. внешние признаки (форма, цвет, размер)
Предмет неживой
- Из чего сделан
- для чего предназначен
- полезность
- удобен или нет
Растения
- Запах
- Полезность
Животные, человек
- черты характера
- внеш. доп. признаки
Продукты
- Вкус
- Полезность
Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения
1. Организация наблюдения.
2. Создание условий для всестороннего восприятия окружающего.
3. Создание благоприятной атмосферы для общения.
Направления работы:
1. Работа над артикуляционным аппаратом:
1. Скороговорки;
2. гимнастика для язычка;
3. рифмовка (чу-чу-чу, я купила дачу, уроки учу, иногда я шучу, часто очень молчу) ;
4. четкое проговаривание (медленно, шепотом, певуче, без звука, убыстряя темп, максимальный темп, громкая речь) .
1. Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры) .
2. Расширение словарного запаса:
1. пояснение новых слов;
2. подбор красивых выражений;
3. работа над поговорками и пословицами;
1. Выявление признаков предметов и явлений:
1. загадки;
2. предметное описание, общее понятие (по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, их чего сделан, для чего предназначен) ;
1. Составление рассказов:
1. творческих (словесное рисование) ;
2. по картинке (в помещении, что было до этого, что потом, что будет после, результат) ;
3. на улице (время года, суток, описание предыстории событий, описание событий, результат, вывод) .
6. Мышление
- образно-логическое
- наглядно-действенное, конструктивное
Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации
Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление связей между ними) .
1. Что относится к одежде? Что связывает эти вещи?
2. Что общего? Чем отличны?
3. На какие фигуры можно разделить (рис. человека) .
4. Сколько отдельных предметов в данной картине.
Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа) .
1. Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных, чтобы получилась картина «Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных картинок.
2. Узнай, что это? – игра. Называются признаки предмета – ребенок определяет сам предмет.
3. Собирание разрезных картинок.
Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление – что общего между розовой картиной и закатом) .
Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения.
Внимание
Концентрация (сосредоточение)
1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 знак) .
2. Выполнение заданий при незначительных помехах.
3. Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии.
4. Найти:
1. Отличия;
2. Сходство;
3. Что изменилось;
4. Нелепицы.
1. Раскрашивание второй половины рисунка по образцу.
2. Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование.
Распределение
1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (заданы 2 разных знака одновременно) .
2. Выполнение какой-либо деятельности (лепка, рисование и т. д.) под прослушивание грамзаписи (музыка, сказки) .
3. Игра «Что же это было? » поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к разным категориям, группам. Дети должны их назвать.
4. Работа с мозаикой (фишки) .
Переключение
1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное время – другой знак) .
2. Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка – в обратном.
3. Игры:
1. «День-ночь»;
2. «Громко-тихо»;
3. «Замри-отомри».
1. Раскрашивание (фигуру) рисунков из разных геометрических фигуру.
2. Работа с мозаикой, картиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ
Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием работы в ДОУ. Я предлагаю составл...
Содержание коррекционной работы педагога-психолога
В данном материале изложены используемые программы и методики и их краткая характеристика, которые применяются в работе педагогом-психологом....
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...
Содержание коррекционной работы педагога - психолога
работа психолога в ДОУ...
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога
Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...