Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет ряд программ помощи детям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ

Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет ряд программ помощи детям:

1. программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

2. программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

3. программы психологической помощи детям, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть утверждены методическим объединением, советом.

Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Программы, используемые педагогом-психологом должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.

Индивидуально-ориентированные профилактические программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.

Организация психолого-педагогической коррекции

на диагностической основе

Познавательные способности и психофизиологические функции, нуждающиеся в коррекции

Цели коррекционной работы

Направления, средства и методы педагогического воздействия, приемы

Восприятие

Установить взаимосвязь с речью и мышлением

Поэтапное развитие:

1. Целостное восприятие через сенсорные эталоны (тактильные ощущение) и осмысленность эталонов (называние предмета) .

2. Вычленение главных частей и свойств (форма, размер, цвет) .

3. Пространственные взаимоотношения частей по отношению друг к другу.

4. Установление более глубоких свойств предметов (для чего сделан, из чего сделан) .

Виды упражнений:

1. на нахождении спрятанных в рисунках предметов;

2. определение предмета по контуру, силуэту;

3. работа с картиной, мозаикой;

4. определение признаков данного предмета;

5. составление разрезанных картинок;

6. сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов и различий;

7. работа с кубиками (построение заданных фигур) ;

8. работа с мозаикой (фишки, пуговицы, создание образа.

Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с небольшими изменениями)

Пространственное ориентирование

1. Учить определять левую, правую сторону, верх, низ.

2. Обучение самоконтролю.

1. Любая свободная деятельность.

2. Подвижные игры.

3. Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием.

4. Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением.

5. Настольные игры (шашки, шахматы) .

6. Ориентирование на листе бумаги:

1. рисование по заказу;

2. графические диктанты.

Моторика

1. Развитие мелких мышц руки, уверенности

2. Повышение самооценки

3. Снижение тревожности

1. Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом.

2. Ниткопись.

3. Работа с проволокой.

4. Лепка (заглаживание вмятины) .

5. Мозаика.

6. Обычная вышивка.

7. Гимнастика для пальчиков.

8. Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами.

9. Использование элементов психогимнастики.

10. Создание ситуации успеха.

11. Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах.

12. Игры-соревнования (шуточные, где победа дается легко, переходя от одного к другому.

Память

Увеличение количества входящей информации, т. е. увеличение объема памяти через обучение приемам запоминания

Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая)

1. Игра «Снежный ком»:

1. Название слов по одной тематике (кружка, стакан) .

2. Добавление слов по смыслу (медведь, берлога, косолапый) .

3. Слова на разную тематику (существительные) .

4. Слова, обозначающие действие.

5. Слова, обозначающие признаки предмета.

6. Составление предложения (каждый следующий повторяет предыдущее) .

1. Игра «Попугай». Взрослый читает – ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает (идет увеличение слуховой информации) .

Развитие зрительной и вербальной памяти

1. Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что нарисовали до него и прибавляет свое) .

2. Игры Никитиных (развивающие) .

3. Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план.

Развитие речи

Предметное описание

1. общее название предмета (обобщение)

2. внешние признаки (форма, цвет, размер)

Предмет неживой

- Из чего сделан

- для чего предназначен

- полезность

- удобен или нет

Растения

- Запах

- Полезность

Животные, человек

- черты характера

- внеш. доп. признаки

Продукты

- Вкус

- Полезность

Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения

1. Организация наблюдения.

2. Создание условий для всестороннего восприятия окружающего.

3. Создание благоприятной атмосферы для общения.

Направления работы:

1. Работа над артикуляционным аппаратом:

1. Скороговорки;

2. гимнастика для язычка;

3. рифмовка (чу-чу-чу, я купила дачу, уроки учу, иногда я шучу, часто очень молчу) ;

4. четкое проговаривание (медленно, шепотом, певуче, без звука, убыстряя темп, максимальный темп, громкая речь) .

1. Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры) .

2. Расширение словарного запаса:

1. пояснение новых слов;

2. подбор красивых выражений;

3. работа над поговорками и пословицами;

1. Выявление признаков предметов и явлений:

1. загадки;

2. предметное описание, общее понятие (по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, их чего сделан, для чего предназначен) ;

1. Составление рассказов:

1. творческих (словесное рисование) ;

2. по картинке (в помещении, что было до этого, что потом, что будет после, результат) ;

3. на улице (время года, суток, описание предыстории событий, описание событий, результат, вывод) .

6. Мышление

- образно-логическое

- наглядно-действенное, конструктивное

Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации

Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление связей между ними) .

1. Что относится к одежде? Что связывает эти вещи?

2. Что общего? Чем отличны?

3. На какие фигуры можно разделить (рис. человека) .

4. Сколько отдельных предметов в данной картине.

Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа) .

1. Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных, чтобы получилась картина «Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных картинок.

2. Узнай, что это? – игра. Называются признаки предмета – ребенок определяет сам предмет.

3. Собирание разрезных картинок.

Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление – что общего между розовой картиной и закатом) .

Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения.

Внимание

Концентрация (сосредоточение)

1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 знак) .

2. Выполнение заданий при незначительных помехах.

3. Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии.

4. Найти:

1. Отличия;

2. Сходство;

3. Что изменилось;

4. Нелепицы.

1. Раскрашивание второй половины рисунка по образцу.

2. Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование.

Распределение

1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (заданы 2 разных знака одновременно) .

2. Выполнение какой-либо деятельности (лепка, рисование и т. д.) под прослушивание грамзаписи (музыка, сказки) .

3. Игра «Что же это было? » поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к разным категориям, группам. Дети должны их назвать.

4. Работа с мозаикой (фишки) .

Переключение

1. Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное время – другой знак) .

2. Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка – в обратном.

3. Игры:

1. «День-ночь»;

2. «Громко-тихо»;

3. «Замри-отомри».

1. Раскрашивание (фигуру) рисунков из разных геометрических фигуру.

2. Работа с мозаикой, картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием  работы в ДОУ. Я предлагаю составл...

Содержание коррекционной работы педагога-психолога

В данном материале изложены используемые программы и методики и их краткая характеристика, которые применяются в работе педагогом-психологом....

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...