Взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии по теме
Описание педагогического взаимодействия специалистов детского сада работающих с детьми с ОВЗ (ОНР - общее недоразвитие речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt_03-07.04.14g.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов
в процессе реализации индивидуальной образовательной программы
для детей с ОНР.
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения, грамматического строя родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 появилась потребность в создании индивидуальных образовательных программ для детей с особыми возможностями здоровья, в частности для детей с ОНР.
Преодоление общего недоразвития речи воспитанников достигается путем целенаправленной комплексной работы всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя.
В работу по реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются родители воспитанников:
- консультации всех специалистов по вопросам воспитания и обучения;
- участие в заседаниях ПМПк ОУ;
- ознакомление с ИОП своего ребенка;
- включение родителей в образовательный процесс.
Содержание коррекционной работы в нашем учреждении, согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии речи;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОНР (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Проблема
На сегодняшний день нет индивидуальной образовательной программы для детей, в которой отражена комплексная коррекционно-развивающая модель взаимодействия специалистов, сопровождающих воспитанников с ОНР.
Цель: разработать технологию взаимодействия специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР.
Задачи:
- Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.
- Произвести теоретический анализ опыта коллег.
- Определение характера взаимодействия специалистов
- Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.
- Реализовать проект. Определить эффективность.
Этапы реализации проекта.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на 2013 — 2014 уч. год
на воспитанника старшей логопедической группы _________________________
МБОУ гимназии № 9 СП «Детский сад «Клубничка»
диагноз ГПМПК: ОНР - III уровня.
№ | Коррекционно-развивающая работа | ||
Направления работы | Формы работы | Результативность | |
Речевое развитие учитель-логопед | |||
1. | Устранение - дефектов звукопроизношения - нарушений звукопроизношения: ш, ж, л, ль, р, рь. | - Развитие артикуляторной моторики: выработка точных, в полном объеме, плавных, координированных движений органов артикуляции; -постановка звуков с, з, ц, ш, ж, л, р, рь различными способами; -автоматизация исправленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах; -дифференциация поставленных звуков от сходных по звучанию звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и; - формирование навыков самоконтроля за собственной речью; -формирование коммуникативных умений и навыков. | Автоматизация Л на уровне слогов, слов, фраз. Продолжить работу над постановкой Ш-Ж. Дифференциация Ль-И на уровне слогов, слов. |
2. | Развитие фонематического слуха (испытывает затруднения в различении сходных по акустическим признакам звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и; затруднения при анализе звукового состава речи), | - Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в разных позициях; - упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам. - последовательное вычленение и сочетание звуков в словах с различной слоговой структурой; - формирование языкового, слогового анализа и синтеза: определение количества слов в предложении, составление условно-графических схем предложений, обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветом. | Продолжить работу по дифференциации звуков Ль-И, С-Ш. Развитие навыков простого звукового анализа слов: выделение заданного звука из слов в разной позиции. |
3. | Формирование слоговой структуры слова. Устранение нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов. | - Развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы; - учить правильно воспроизводить слова, различные по слоговой структуре; - упражнения на различение звонкости-глухости согласных звуков; - формирование операций звуко-слогового анализа и синтеза. | Продолжить работу по развитию слоговой структуры слов: двух-, трёх-, четырёхсложных слов с открытыми и закрытыми слогами. |
4. | Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря (словарный запас не соответствует возрасту, допускает неточное употребление слов в речевом контексте, недостаточно обобщающих понятий). | - Накопление и расширение представлений и знаний о предметах, явлениях, ближайшем окружении; - обогащение словаря предметов, действий, признаков; - упражнения в подборе антонимов; - формирование обобщающих понятий: - работа над многозначностью слов. | Дальнейшее расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков по всем изучаемым темам. Уточнение обобщающих слов. |
5. | Развитие грамматического строя речи. (низкий уровень сформированности грамматического строя речи: многочисленные аграмматизмы в следствие неправильного согласования слов в предложении, в словообразовании; не дифференцированное использование предлогов). | - Проведение игр и упражнений, направленных на формирование навыков словообразования: образование уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ниц-; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида; образование относительных прилагательных с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-; образование притяжательных существительных; - введение в речь категории рода, числа, одушевленности и неодушевленности существительного; - упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций в косвенных падежах ед. и мн. числа; - упражнение в правильном употреблении родовой принадлежности существительных; - упражнение в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах. - работа над простыми предлогами. | Продолжить работу по формированию навыков словообразования, согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах, по использованию простых предлогов. |
6. | Развитие связной речи. (недостаточный уровень сформированности связной речи: трудности в составлении рассказов по картинкам, допускает неточное называние предметов, действий при пересказе). | - пересказ рассказа по демонстрируемому действию; - составление рассказа по демонстрируемому действию; - пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной обработкой содержания каждой сюжетной картинки; - пересказы по сюжетной картинке с предварительной обработкой её содержания по вопросам; - составление описательного рассказа по заданному предмету с использованием плана-схемы; - составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой картинки. | Продолжать работу по развитию пересказа и составлению рассказов по картинкам, по распространению предложений однородными членами. |
7. | Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. | 1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук: - пальчиковая гимнастика; - упражнения для выработки свободных движений руки; - различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой; - работа с конструктором, мозаикой; - штриховка в различных направлениях, раскрашивание. | Дальнейшее развитие мелкой моторики с использованием различных видов работ с бумагой, ножницами, карандашом, лекалами. |
8. | Развитие зрительного восприятия (испытывает атруднения в развитии зрительно-моторных и слухо-моторных координаций). | 1. Формирование целостности зрительного восприятия: - работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв, цифр. -узнавание знакомых предметов, находящихся в непривычном ракурсе. - восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу. 2. Развитие зрительно-моторных координаций: - работа по зрительно-двигательным траекториям; - упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание; - рисование по точкам, пунктиру. 3. Развитие слухо-моторных координаций: - работа по словесной инструкции. | Продолжить развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций. |
Развитие психологической базы речи педагог-психолог | |||
9. | Внимание (целенаправленность, концентрация, распределение, устойчивость, сосредоточение и продуктивность) | -Развитие умения соотносить предмет и его изображение, узнавать его на картинке при неполном, зашумленном, наложенном изображении -Развитие умения точно и правильно (без смысловых ошибок) воспринимать изучаемые объекты -Развитие умения идентифицировать предметы по определенному признаку, ориентироваться на дополнительные признаки -Развитие умения самостоятельно замечать, анализировать и исправлять ошибки. | Незначительные улучшения в развитии целенаправленности, устойчивости и распределения внимания. Продолжить работу по развитию внимания. |
10 | Недостаточный уровень развития восприятия. | -Развитие слухового восприятия (воспроизведение ритмического рисунка на слух) -Развитие зрительного восприятия (нахождение сходства и отличия в предметах, восстановление неполного изображения) -Развитие целостного двигательного, пространственного и тактильного восприятия (вырабатывать навык идентификации объектов на основе их зрительного и практического восприятия). | Заметные улучшения в работе над зрительным восприятием. Улучшение в воспроизведении ритмического рисунка на слух. |
Общее развитие воспитатели | |||
11 | Низкий уровень развития математических представлений. | - Развивать количественный счёт в пределах 10; - развивать ориентировку в пространстве и во времени; - развивать ориентировку на листе бумаги; - учить сравнивать предметы по длине и ширине. | Продолжать работу по ориентировке в пространстве и на листе бумаги; совершенствовать счёт в пределах 10; обучение порядковому счёту. |
Недостаточный уровень физического развития. | - Развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу, скорость, выносливость; - развивать координацию движений. | Продолжить работу по развитию физических качеств и координации движений. | |
Музыкальное развитие музыкальный руководитель | |||
12 | Низкий уровень музыкального развития. | - Учить различать жанры музыкальных произведений; - учить самостоятельно начинать и заканчивать пение; - развивать координацию движений под музыку; - развивать речевое дыхание и силу голоса. | Продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, музыкальный слух. |
Выводы
Комплексное взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР должно:
- структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
- выявить приоритетные направления для обучения ребёнка с ОВЗ в определённый период времени, опираясь на понимание его возрастных и психологических возможностей;
- разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с ОВЗ между несколькими специалистами;
- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
- сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации ОУ.
Список литературы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273.
- КОНЦЕПЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПРОЕКТ, 2013Г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).
- Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
- Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. – 2 изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 232 с.
- Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых предложений). – М.: В.Секачев, 2010.
- Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям). – М.: В.Секачев, 2010.
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. – 2 изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2010. – 376 с.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»
Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»(Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста) «Человеку никак нель...
Система коррекционно-образовательной работы в ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на заседании ресурсного методического центра ЦРО г. Нижневартовска (2014-15г.)...
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на выездном обучающем семинаре для председателей и членов ПМПк образовательных учреждений....
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР...
методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Достижение результатов в реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в современных условиях развития специального образования»
Фрагмент индивидуальной образовательной программы для детей с ЗРР....