Система организации работы с детьми с ОВЗ в ДОУ в условиях внедрения ФГОС.
статья по коррекционной педагогике на тему

Алексеева Анна Сергеевна

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо - руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Перед педагогами ДОУ встали следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_yanvar.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Система организации работы с детьми с ОВЗ

в ДОУ в условиях внедрения ФГОС.

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо - руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и  в общении со сверстниками:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень развития свойств внимания, мышления;
  • трудности в понимании инструкции;
  • инфантилизм;
  • нарушения координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность;
  • высокий уровень психомышечного напряжения.
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

Главная задача педагогов, при работе с  такими детьми, это не высокие достижения в усвоении  образовательной программы ДОУ, а адаптация детей с ОВЗ к социуму.

Перед педагогами ДОУ встали следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

В большинстве дошкольных образовательных учреждений существовала следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу  с детьми, диагностировали свои узко- направленные параметры и использовали полученные данные в своей деятельности. В результате чего,  наблюдалась  разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и,  как следствие, отсутствие единства в достижении цели.  В связи с этим возникла  необходимость поиска  оптимальных путей организации  взаимодействия  всех субъектов образовательного пространства.

На основании положения о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в 2010 разработан  внутренний институциональный  документ -  индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим  проблемы в психическом и физическом развитии и семьей,  воспитывающей  такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом  индивидуальных особенностей личности  дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей,  характера личности, уровень усвоения программы)

Проектируется индивидуальный образовательный маршрут  на основании результатов психолого-медико-педагогического консилиума учреждения.

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:

  • Подготовительный (октябрь)
  • Промежуточный (декабрь)
  • Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

ИОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования. С  ним знакомят родителей  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты и педагоги также ведут лист динамического наблюдения. Цель  такого наблюдения – коррекция  компонентов образовательного  процесса, выбор оптимальных форм  его организации.

В зависимости от результатов промежуточного   обследования можно своевременно   вносить изменения в ИОМ, для более качественного  осуществления  образовательного процесса и  действенности его для ребенка,  имеющего ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – форма организации наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях внедрения ФГОС ДО. Проект "Вы и я - мы друзья"

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях внедрения ФГОС ДО...

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей....

Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....