Программа по развитию речи детей младшего возраста.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

предназначено для детей 3-4 лет (инклюзивная направленность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivaem_rech_.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста инклюзивной направленности (3-4 года)

«Развиваем речь!»

Срок реализации программы 24 часа (3 месяца)

Москва 2014

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 года).

Программа основана на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2013г.    

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы.Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. Диагностическим признаком возможных отклонений может служить как задержка речевого развития, так и недостаточность эмоциональной сферы.

       К сожалению, несмотря на то, что в настоящее время у большинства детей детство происходит  в семье, наблюдается недостаточное осознание важности этого периода жизни человека. Безусловно, семейное воспитание является наиболее оптимальным для ребенка, поскольку должно гарантировать нормальное психическое развитие и положительное эмоциональное самочувствие. Родители уделяют большое внимание гигиеническим процедурам (купание, прогулки, кормление) и предоставляют ребенку множество игрушек. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша, следствием является и задержка речевого развития. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности детей и не учитываются их возрастные особенности: детей начинают учить читать, писать, обучать иностранным языкам, компьютерной грамоте и т.д. Тем самым, развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками.  

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т.к.они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, следовательно, необходимо говорить о комплексной помощи ребёнку.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.Таким образом, возникает необходимость в создании образовательных программ, позволяющих сочетать общественное и семейное воспитание и всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста.

Поскольку работа в группе несет инклюзивную направленность, контингент группы по развитию речи младших дошкольников могут составлять дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами дизонтогенеза. Каждая категория детей с ОВЗ и инвалидов имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при определении направлений коррекционно-развивающей работы в интеграционном пространстве.

     Основной целью занятий в группе является — речевое развитие детей младшего дошкольного возраста на основе современных методов организации игровой деятельности, формирование речевого высказывания, создание условий для всестороннего развития как ребенка с ОВЗ и инвалидов, так и нормально развивающихся детей для формирования и развития их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

       Поскольку на современном этапе развития образовательной системы в стране выдвигается концепция интегрированного обучения и воспитания, то процесс интеграции и инклюзии детей с ОВЗ и инвалидовпредставляет собой реализацию прав детей на образование  в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умения строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Инклюзия позволяет развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ОВЗ и инвалидов положительного отношения к сверстникам  и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в том или ином виде деятельности всеми детьми, независимо от актуального состояния развития.

     Известно, что не все дети с ОВЗ и инвалиды могут самостоятельно успешно интегрироваться в среду сверстников.  Таким образом, возникает необходимость в создании образовательных программ, позволяющих сочетать коррекционно-развивающее и семейное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста, а также предупреждать возникновение вторичных  нарушений.  

 Исходными теоретическими позициями данной программы является концепция о развитии общения ребенка М.И. Лисиной, теория ведущей деятельности Л.С.Выготского, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;  основой для планирования содержания занятий служила система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Закревской О.В., система логопедической работы с детьми раннего возраста, разработанная Архиповой Е.Ф.[13] практические пособия для логопедов Янушко Е.А.[8], методические  разработки занятий Зарубиной Ю.Г., Константиновой И.С., Бондарь Т.А., Поповой М.Г. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждениюи др.

Данная программа создавалась для того, чтобы регулярные групповые занятия помогли детям развить речевые умения и навыки. У детей также возникает и формируется опыт первых отношений со сверстниками, приобретают ценное умение видеть и слышать других детей, педагогов, понимать  и стремиться быть понятым, то есть возникает потребность в общении посредством речи.                                                   

     Использование элементов авторской методики Е. Железновой «Музыка с мамойпозволяет проводить занятия в игровой форме, создавать положительный эмоциональный фон, учить координировать движения и речь, способствует формированию ритмической организации речевого потока.

Включение в структуру занятия продуктивной деятельности способствует систематизации ребенком своего сенсорного опыта с помощью различных художественных средств, знакомству с новыми материалами и способами их использования, формированию точной моторики пальчиков рук, развитию воображения, фантазии и т.д.Продуктивная деятельность(рисования, аппликации, лепки) выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Таким образом, использование на занятиях продуктивной деятельности способствует полноценному формированию познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста и, в частности, речевой функции.

       Программа «Развиваем речь!» для детей 3-4 лет строится на следующих основных дидактических принципах:

- принцип деятельности: ведущий вид деятельности раннего возраста — предметно-практическая, поэтому содержание программы построено на включении детей в совместные со взрослым и самостоятельные действия, вовлечении в различные речевые и психомоторные игры, способствующие развитию познавательной активности, физической активности, стимулирующие активное высказывание, совершенствующие мелкую и крупную моторику.

- принцип опоры на игровые методы:игра является универсальным методом обучения детей дошкольного возраста. Игра, основанная на свободном взаимодействии педагогов с детьми, а также самих малышей друг с другом, позволяет ребенку наиболее полно реализовать себя.

- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми: специалистам, ведущим группу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации малыша по отношению к занятиям.Доброжелательность иэмоциональная выразительность педагогов, внимание к настроению ребенка — главные моменты при взаимодействии с малышом. Важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать  к новым достижениям.

- принцип интеграции программного содержания: сочетание и взаимопроникновение разных видов детской деятельности. Занятия по данной программе носят комплексный характер, поэтому на занятиях рекомендуется осуществлять разные виды деятельности: играть, рисовать, танцевать, лепить, слушать сказки, конструировать и т.д. В связи с этим предполагается гибкое планирование занятий.

- принцип преемственности: этот принцип заложен в современной «Концепции непрерывного образования» и предполагает преемственность обучения детей на разных возрастных этапах, а также согласованность в подходах к развитию ребенка в образовательных учреждениях и семье.

       Поскольку ребенок познаёт мир с помощью взрослого путем подражания ведущей формой занятий с детьми выбрана фронтальная работа в группе. При построении программы учитываются также специфические принципы, учитывающие возрастные особенности участников группы:

  • обучение проходит только в игровой форме;
  • многократное повторение игр для закрепления навыка
  • соответствие содержания и сложности материала детскому опыту;
  • четкое структурирование каждого занятия (выработка алгоритма);
  • частая смена видов деятельности для удержания внимания малышей;
  • гибкость планирования и проведения занятий, вариативность в использовании игр и дидактического материала ;
  • только положительный эмоциональный фон;
  • активное использование музыкальных и логоритмических приемов и методов обучения, фольклорного речевого материала.

Особенностью предлагаемой программы является и то, что каждое занятие включает в себя задания из всех разделов, то есть работа строится одновременно по нескольким коррекционно-развивающим направлениям.

        Цель программы – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста на основе современных методов организации игровой деятельности, формирование речевого высказывания.

Задачи:  

- формирование у детей способов и средств общения;

- расширение пассивного словаря и формирование активного высказывания детей;

 - развитие общей  моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики, графических умений и навыков продуктивной деятельности.

 - формирование активной речи ребенка;

 - развитие коммуникативно-адаптивных возможностей;

-обогащение представлений о себе и окружающем мире;

-способствование развитию речевых навыков и слухового восприятия через музыкальную деятельность;

- развитие психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые звуки), тактильного, ориентировки в пространстве и времени, зрительного и слухового внимания, памяти и т. д.

        Основные образовательные области, которые выделяются в соответствии с  Федеральными Государственными  образовательными стандартами ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование основ безопасности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Образовательная область «Речевое развитие»

Овладение речью как средством общения и культуры

Развитие активного и пассивного словаря

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Грамматический строй речи

Развитие речевого творчества

Связная речь

Художественная литература

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

1.Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»

    Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ и инвалидов в общественную жизнь. При реализации задач данной образовательной области как у детей с ОВЗ и инвалидов, так и у нормативно развивающихся сверстников формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Сенсорное развитие: развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового.

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности:направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета (составление аппликационного изображения предмета), развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма (рисование, работа с мелкими предметами — фасоль, крупа, мозаика и тд.), развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Дидактические игры: обогащение в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей, развитие аналитических способностей, развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики руки.

Формирование элементарных математических представлений: обучение умению сопоставлять, сравнивать предметы по сенсорным признакам (величина, форма, цвет,вкус и т.д), усвоение понятия «один-много», «больше-меньше» и т.д. При обучении дошкольников с ОВЗ и инвалидов необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному.

Ознакомление с миром природы: знакомство детей с доступными явлениями природы и сезонными изменениями (формирование временных представлений «Время года»), узнавание на картинке некоторых домашних и диких животных, различение по внешнему виду овощей  и фруктов и т.п.

3. Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Направления работы по развитию речи:

- Формирование плавного сильного длительного ротового выдоха

-Развитие слухового восприятия (игры для развития физического и речевого слуха).    

- Развитие речевого слуха

- Развитие пассивного и активного словаря

      - Формирование речевого подражания

      - Развитие грамматического строя речи

- Развитие связной речи

- Ознакомление с художественной литературой с целью формирования звуковой стороны речи

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

   Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ и инвалидов сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Использование на занятиях продуктивной деятельности способствует полноценному формированию познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста и, в частности, речевой функции.

Направления работы:

- Приобщение к искусству

- Изобразительная деятельность

- Музыкально-художественная деятельность

5 .Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель—  формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.  Ранний дошкольный возраст является сензитивным для формирования этих умений и навыков. Кроме того, доказано нейропсихологами и физиологами, что импульсы, идущие от пальцев рук, положительно влияют на формирование речевых зон коры головного мозга. Таким образом, упражнения, направленные на развитие ручной моторики, помогают ребенку заговорить, улучшают качество речи, подготавливают руку к письму.

 На начальных этапах используются игры, направленные на развитие крупной моторики, а также на координированное сочетание речи и движения. Постепенно переходим к более дифференцированным и тонким движениям.

Направления работы:

        - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

        - Физическая культура.

Организация предметно-развивающей среды

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;

• вариативность;

• информативность.      

Обязательным условием развития детей с ОВЗ и инвалидовявляется взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.

Срок реализации программы: 3 месяцев, 24 часа

    Форма проведения: фронтальные занятия в группе, наполняемость группы 12-13 детей.

     Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.  Непременным условием успешной организации занятий на первых этапах является налаживание эмоционального контакта с ребенком. Игра обязательно имеет речевое сопровождение (диалог с игрушкой, народные потешки, стихотворения, песенки с движениями).

 Занятия носят интегрированный характер: одновременно в группе работают два специалиста: учитель-логопед и учитель-дефектолог.

Консультация родителей включает в себя устное проговаривание тех трудностей, с которыми столкнулись взрослые при выполнении упражнений в контексте детско-родительских отношений. Так же в процессе консультаций необходимо отражать динамику развития детей и специфику индивидуального домашнего задания для каждого ребенка. В ходе консультации родители могут задать специалистам вопросы,  получить информационную и психологическую поддержку.

      Режим занятий: 2 раза в неделю, длительность - 60 минут. С целью профилактики утомления на каждом занятии проводиться динамическая пауза, связанная с его сюжетом и содержащая основной номинативный и предиктивный словарь, необходимый для усвоения детьми.

Требования к помещению:

- групповая комната

- туалетная с умывальной для детей

- мебель (группы мебели (00,1) соответстующие росту детей): столы, стульчики;

- ковровое покрытие

- достаточное естественное освещение, возможность осуществлять дополнительное равномерное  искусственное освещение.

Оборудование:

 Для занятий необходим дидактический материал:

Платочки, обруч с лентами, шишки и другой природный материал, прищепки, цветная бумага, краски, пластилин, соленое тесто, клей ПВА, кисточки, бумага для акварели А3, белый и цветной картон, комплекты тематических предметных картинок и игрушек(муляжей), кукольный(пальчиковый) театр др.

Структура занятия

Основные части занятия

Продолжительность занятия

Содержание

I. Развитие речи.

Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

20 мин

- приветствие (1 мин)

- логоритмическая часть

- развитие слухового внимания

-элементы дыхательной гимнастики

- коммуникативные игры

- игры с речевым сопровождением (хороводы и др.);

- пальчиковые и массажные игры;

- игры, направленные на обогащение словаря детей

- игры, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи

II.Игры, направленные на эмоциональное развитие, адаптационные игры в кругу

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

5 мин

-знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.

- игры с использованием игрушек и предметов;

- малоподвижные игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у младших дошкольников

-телесно-ориентированные игры

III.Продуктивная деятельность

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие»

20 мин

- развитие графических навыков,

-элементы лепки, рисования, конструирования, аппликации.

IV.Игры, направленные на сенсомоторное развитие

Образовательные области «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

5 мин

- развитие общего подражания

- развитие крупной и мелкой моторики

- развитие восприятия (размер, форма, цвет, количество и т.д.)

V. Сказка (интеграция полученных навыков, развитие игровой деятельности)

5 мин

- инсценировка доступных восприятию сказочных историй, постепенное вовлечение детей к ролевому участию в инсценировке

-формирование и развитие навыков культуры общения;

VI. Прощание

2мин

- завершающая игра в кругу

VII. Консультация для родителей по итогам занятия

3мин

- беседа, ответы на интересующий вопросы

- рекомендации по литературе

- рекомендации по выполнению домашнего заданию.

Тематический план по программе

 «Развиваем речь!»

 для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Месяц

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Практических

консультаций

1 месяц

Тема: Знакомство, общее подражание.

1 ч

Тема: Семья.

1 ч

Тема: Игрушки.

Тема: Одежда.

Тема: Головные уборы.

Тема: Обувь.

Тема: Овощи.

Тема: Фрукты.

 

2 месяц

Тема: Домашние животные.

Тема: Дикие животные.

Тема: Домашние птицы.

Тема: Дикие птицы.

Тема: Время суток.

Тема: Город, дом, улица. Дорожная безопасность.

Тема: Транспорт.

Тема: Мебель

 

3 месяц

Тема: Цветы.

Тема: Комнатные растения.

Тема: Время года.

Тема: Посуда.

Тема: Продукты питания.

1ч.

Тема: Профессии

1ч.

Тема: Насекомые

Тема: Рыбы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые   ориентиры

  Специфика младшего дошкольного возраста, а также вариативность различных видов дизонтогенеза детей, входящих в состав группы социальной адаптации от ребенка (в том числе с ОВЗи инвалидов)  достижения конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения  программы могут быть представлены в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности взрослых.

      Таким образом, целевые ориентиры программы группы «Развиваем Речь!»  базируются на ФГОС ДО,  а также целях и задачах, обозначенных в  программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в  младшем дошкольном возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы;

Подведение итогов реализации программы проводится на основании аналитического отчета, который составляется специалистами, ведущими группу. В аналитический отчет входят качественные и количественные показатели работы по программе.

Список используемой литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой2013г
  2. Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» (Младший дошкольный возраст), Спб., «Детство-пресс», 2011 г.
  3. Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми с детьми раннего возраста», «Астрель», 2007г.
  4. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» научный редактор Н.В. Серебрякова. «КАРО», Санкт-Петербург, 2008г.
  5. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Спб, «Детство-пресс», 2000г.
  6. Е. Железнова «Музыка с мамой» сборник дисков с музыкально-ритмическими играми
  7. Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 - 3 лет". Изд-во "Теревинф", 2007г.
  8. Ю.Г.Зарубина, И.С.Константинова, Т.А.Бондарь, М.Г.Попова. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», «Теревинф», Москва, 2009.
  9. А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», «Книголюб», Москва, 2004.
  10. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 105 с.
  11. Эрнст Й. Кипхард «Как развивается ваш  ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4 лет» [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 3-е –М.: Теревинф, 2012.
  12. Е.А. Савельева. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
  13. Д.Н.Колдина. Аппликация с детьми 3-4 лет. Издательство «Мозайка-синтез». Москва 2012.
  14. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 3-4 лет. Издательство «Мозайка-синтез». Москва 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...