Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_t.i.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Программу разработала Т.И. Ювгаленко

Цель программы:

- развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений.

Задачи программы:

- развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных произведений, эмоционально реагировать на них;

- развитие речевой активности и инициативы, стремление ребенка вступать в речевое общение;

- обогащать и активизировать словарь.

Принципы построения программы:

  1. Отбор содержания.

Для работы по программе необходим отбор фольклорных произведений: игры, занятия, упражнения, сказки, потешки и прочее;

  1. Системность.

В течение учебного года работа по Программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять ее содержание в течение дня. В этом случае целесообразно специально организованные занятия проводить в первой половине дня. Что же касается игры, других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Для целенаправленного обучения может быть выбран определенный день недели. Работа по Программе может осуществляться несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в 2-3 недели.

  1. Интеграция программного содержания.

Программа может быть реализована как самостоятельная порциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализованной в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Координация деятельности педагогов.

Этот принцип тесно связан с принципом интеграции. Тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени, разворачивать определенные темы.

  1. Использование положительной личностно ориентированной педагогики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики; предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (познавательной, двигательной, речевой, изобразительной, трудовой, игровой и пр.), обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа

по знакомству с потешками в младшей группе

Время проведения

Содержание

Программные задачи

Сентябрь

1 неделя

Потешки:

«Водичка-водичка…»

«Большие ноги идут по дороге»

Познакомить с жанром потешки. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «У нашей бабушки десять внучат»

Вырабатывать умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Развивать способность воспроизводить интонационные особенности речи, выдерживать паузу.

3-4 неделя

Развлечение «Приходите в гости к нам»

Отрабатывать произношение гласных звуков: [а],[у],[о],[и]. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

Октябрь

1 неделя

Театр на фланелеграфе «Тень-тень-потетень»

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание потешек и желание повторять и использовать их самостоятельной повседневной жизни

2 неделя

Подвижные игры «Любимые народные игры»

Работа над словопроизношением и ударением. Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенок и потешек.

3-4 неделя

Развлечение «Дрема в гостях у детей»

Познакомить детей со смыслом и значением содержания потешек и песенок. Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Ноябрь

1 неделя

Игра-инсценировка «Еду-еду к бабе, к деду»

Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора. Развивать правильное речевое дыхание.

2 неделя

Потешка «Огуречик, огуречик», песенка «На улице три курицы». Заучивание.

Способствовать развитию произвольной памяти, развивать активный словарь, способность к произвольному запоминанию текста.

3 неделя

Загадки про животных:

Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет (кошка).

Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).

Голодна – мычит. Сыта – жует. Маленьким ребяткам молоко дает (корова).

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки, находить слова для обозначения увиденного, развивать чуткость к слову.

4 неделя

Чтение по ролям потешки «Кисонька-мурысонька»

Побуждать детей интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек. Активизировать речь детей. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек.

Декабрь

1 неделя

Потешка «Петушок, петушок», «Как у нашего кота». Заучивание.

Формировать качество голоса: силу, высоту. Закреплять четкое произношение звуков [п],[к].

2 неделя

Игра-инсценировка «Уложим куклу Аленку спать»

Развивать умение различать громкость, ускорение и замедление темпа речи. Использование колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково), исполнять вместе.

3 неделя

Загадки про животных:

Зимой беленький, а летом серенький, никого не обжает, а сам всех боится (заяц).

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком (собака)

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки. Активизировать словарный запас, развивать слуховое внимание.

4 неделя

Закличка «Солнышко-солнышко»

Развивать интонационную выразительность, передавать в речи радость. Побуждать детей говорить громко – закликать. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Январь

1 неделя

Хороводная игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Учить детей четко артикулировать звук «у». Воспитывать Интонационную выразительность речи.

2 неделя

Игра-забава «Узнай потешку по картинке»

Активизировать в речи детей русские потешки. Учить использовать слова, помогающие уточнить передаваемую мысль.

3 неделя

Дразнилка «Андрей – воробей»

Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи. Познакомить детей с дразнилками, их назначением. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку.

4 неделя

«Пришла коляда – отворяй ворота». Фольклорный праздник.

Закрепление и уточнение словаря, углубления понимания уже известных слов. Учить выразительному исполнению фольклорных произведений.

Февраль

1 неделя

Колыбельная «Баю-бай за рекой»

Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать правильное речевое дыхание. Закреплять произношение гласных звуков.

2 неделя

Поговорки о доме:

Домом жить – не лукошком шить.

Домом жить – не развесе уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Упражнять в четком поизношении звуков [д],[ж]. Развивать активный словарь детей, способствовать избирательности при подборе поговорок к определенным жизненным ситуациям.

3 неделя

Проговаривание чистоговорок:

Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа – я нашла в лесу ежа.

Жу-жу-жу – молоко даю ежу.

Упражнять в четком произношении звука «Ж» в словах и фразовой речи. Работа над дикцией, выработка внятного произношения слов и словосочетаний.

4 неделя

Разучивание поговорок:

Маленький, да удаленький.

Идет, словно павушка плывет.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Ау, подай голосок через темный лесок.

Ты моя баловушка.

Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

Познакомить детей с поговорками. Активизировать в речи детей прилагательные, учить правильно передавать интонацию. Использовать в повседневной жизни в качестве ласки и шутки.

Март

1 неделя

Разучивание скороговорки: У ежа ежата, у ужа ужата.

Учить повторять чистоговорку хором, с изменением темпа. Развивать артикуляционный аппарат. Упражнять детей в четком произношении звука «Ж».

2 неделя

Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная»

Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм – закличкой. Развивать речевой слух, развивать правильное речевое дыхание.

3-4 неделя

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Фольклорный праздник.

Учить выразительному исполнению фольклорных произведений. Формировать словарный запас. Учить передавать содержание небольших по объему произведений.

Апрель

1 неделя

Разучивание пословиц и поговорок:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

Поспешишь – друзей насмешишь.

Умел потерять, умей и найти.

Умей сказать, умей и промолчать.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Познакомить детей с пословицами и поговорками. Способствовать четкому и внятному произношению слов и словосочетаний. Развивать правильное речевое дыхание. Использовать в повседневной жизни в качестве поучения и наставления.

2 неделя

Народная игра «У медведя во бору»

Упражнять в ритмичном и выразительном произведении текста в игре. Формировать качество голоса – силу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3-4 неделя

Инсценировка сказки «репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью действий; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

1 неделя

Разучивание пословиц и поговорок:

Много шуму – мало толк.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто нос повесил.

Наш пострел везде поспел.

Познакомить детей с пословицами и поговорками. Отработка произношения свистящих и шипящих. Обогатить речь ребенка. Использовать в повседневной жизни в качестве порицания.

Май

2 неделя

Хороводная игра «Сидит, сидит зайка»

Упражнять в ритмичноми выразительном произведении текста в игре. Учить ускорять и замедлять темп речи. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3-4 неделя

Драматизация сказки «Теремок»

Помочь детям усвоить последовательностьдействий персонажей сказки с помощью действий; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; развивать диалогическую речь, учить пересказыванию хорошо знакомой сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора

Развитие речи ребенка происходит в процессе общения и наша задача  - помочь ему осваивать речь, учить ясно и последовательно выражать свои мысли, и использование фольклора является одной из актуа...