Перцептивный тренинг "Пертра" как средство психологического развития и коррекции для дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Предназначено для детей дошкольного возраста с использованием методики "Пертра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pertseptivnyy_trening_pertra.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятии: «Перцептивный тренинг «Пертра» как средство психологического развития и коррекции для дошкольников»
Направленный на: формирование и развитие свойств внимания и памяти, развитие мелкой моторики рук, нуждающихся в психологической поддержке и развитие эмоционально-волевой сферы.
Количество занятий (всего): 18
Количество занятий в неделю:1-2
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Возраст: 3-5 лет
Пояснительная записка:
Актуальность данных занятий заключается в большом количестве детей, имеющих недостаточно сформированные отдельные компоненты когнитивной сферы.
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, кинестетическая и т.д.)
В процессе восприятия всегда включены так же двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании, проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится различать предметы, понимать и выделять критерии, по которым возможно или невозможно сравнение предметов.
Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, памяти (зрительной и кинестетической), речи и мышления.
Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными деталями. При работе с любым из наборов, входящих в комплект «Пертра» формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой четкий и понятный алгоритм действий. Важно что, в процессе работы с «Пертрой» дети учатся переносить полученные умения на другой вид деятельности, в частности на учебную деятельность.
Структура цикла занятий «Перцептивный тренинг «Пертра» как средство психологического развития и коррекции у младших школьников»
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали и тщательного проговаривания того, что ребенок видит. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, назвать ее, сказать какого она цвета, проверить, как она может совмещаться с другими деталями. Очень важный этап – сравнение фигур по форме, размеру и цвету.
Каждое занятие проводится в соответствии с методическим планом, индивидуальными особенностями ребенка и задачами каждого игрового набора.
Цикл направлен на коррекцию и развитие детей от 3 до 5 лет и рассчитан на 18 занятий, из расчета 1-2 занятие в неделю.
Длительность занятий 20-25 минут.
Целью занятий является психологическое развитие и коррекция у детей свойств внимания памяти, зрительной и кинестетической чувствительности и как следствие этого в целом мышления.
Этапы реализации занятий:
- Знакомство ребенка с системой занятий, установление правил и задач, которые будут реализовываться в ходе занятий.
- Отмечается, контактность ребенка, или расторможенность, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступать в разговор.
- Проведение занятия в соответствии с методическим планом и выявленными особенностями ребенка.
Результаты занятий:
В соответствии с выбранным набором игровых средств у ребенка развивается представление:
- о целом и частом, о геометрических фигурах,
- форме, размере и цвете, представление о симметрии,
- способность к классификации и обобщению, понимание пространственных отношений и ориентации в пространстве,
- математических навыков и умений, отработка состава числа, содружественных движений глаз и руки,
- формирование скоординированности зрительно-двигательных импульсов, взаимодействий двух полушарий, образного мышления.
Тематический план
№ | Наименование разделов | Содержание деятельности | Всего часов |
1 | Набор игровых средств № 1 | Развитие свойств внимания Упр. «Повтори за мной» | 2 |
Развитие свойств внимания «Машинки» | 1 | ||
Набор игровых средств № 3 | Психологическая коррекция и развитие памяти. Упр. «Бусы» | 1 | |
2 | Набор игровых средств № 3 | Умение удерживая свои действия в рамках правил, указанных специалистом. упр. «Строитель», упр. «Цветная пирамидка». | 1 |
3 | Набор игровых средств № 6 | Формирование и развитие способности понимать и воспроизводить одновременно несколько заданий. Упр. «Архитектор». | 1 |
4 | Набор игровых средств № 11 | Формирование навыка счета. Упр. «Панно» | 2 |
Набор игровых средств № 2 | Формирование навыка счета. Упр. «Собери фигуру» | ||
5 | Набор игровых средств № 2 | Формирование и развитие представления о геометрических формах способах их изменения, способности к классификации упр. «Счет по Пиаже»; упр. «Домик»; упр. «Сколько нас?». | 4 |
6 | Набор игровых средств № 2 | Развитие навыка сравнения, сформированности представлений о понятиях «больше», «меньше», «столько же». упр. «Разные Фигуры» | 2 |
7 | Набор игровых средств № 2 | Развитие пространственной ориентации. упр. «Перевертыши» | 1 |
Набор игровых средств № 1 | Развитие умения соотносить предметы и детали в пространстве Упр. «Самая лучшая дорога» | ||
8 | Набор игровых средств № 11 | Формирование представления о симметрии. Упр. «Лучший рисунок». | 1 |
9 | Набор игровых средств № 11 | Формирование представления о пространственных отношениях. Упр. «Пестрые ряды». | 1 |
10 | Набор игровых средств № 6 | Развитие тактильной, зрительной, кинестетической чувствительности, мелкой моторики. Упр. «Осторожный пешеход» | 1 |
Всего часов | 18 |
Урок 1. Развитие свойств внимания
Упражнение «Повтори за мной»
Материалы: два одинаковых набора по 10 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.
Процедура проведения: Педагог строит отрезок дороги из 10 пластин, ребенок, глядя на образец педагога, выкладывает такую же дорогу, точно повторяя последовательность расположения пластин.
Упражнение «Машинки»
Материалы: доска-основа, комплект пластин с фигурными или прямыми пазами, 2 разного цвета шарики и 2 разного цвета машинки с фиксирующими штырьками из Набора игровых средств №1.
Процедура проведения: на доске-основе, используя пластины с фигурными или прямыми пазами, ребёнок строит дорогу. Педагог даёт задание: «Проведи машинку по дороге», при этом просит соблюдать правила: «Не выходи за пределы дороги», «Проведи машинки по дороге одной рукой», «Проведи машинки с пешеходами другой рукой». После освоения ребенком задания с использованием одной руки (обязательно и левой и правой) педагог дает инструкцию на одновременное выполнение задания двумя руками: «Проведи машинки с шариком двумя руками одновременно или проведи машинки с пешеходом и шариком двумя руками одновременно». После этого педагог просит ребенка построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны
Упражнение «Бусы»
Материалы: доска-основа, деревянный стержень средней длины, шнур, деревянные цилиндры, круги, шары разного размера и цвета из Набора игровых средств №3.
Процедура проведения: Педагог в качестве образца нанизывает на веревку цилиндры, круги, шары, а ребенка просит: «Внимательно посмотри и запомни узор», затем педагог прячет «веревку - бусы» и предлагает ребенку сделать такой же узор на вертикальной палочке: «Сделай как у меня»..
Урок 2. Умение удерживая свои действия в рамках правил, указанных специалистом.
Упражнение «Строитель»
Материалы: доска-основа, 1 синий большой цилиндр, 1 большой красный шар, 1 большой желтый круг, 1 большой зеленый цилиндр, 1 большой синий шар из Набора игровых средств № 3.
Процедура проведения: Педагог составляет узор из фигур большого размера, а ребенок повторяет из маленьких (должен соответствовать цвет и размер). Педагог строит из крупных деталей пирамидку, а ребенок из мелких копирует ее сразу же за педагогом.
Упражнение «Цветная пирамидка»
Материалы: доска-основа, цветной кубик, 2 палочки разного размера, цилиндры, кольца и шары разного размера и цвета из Набора игровых средств № 3.
Процедура проведения: Педагог делает узор, например, на вертикальной палочке. Форма значения не имеет, важен цвет. Ребенок должен построить такой же узор, при этом каждый цвет его фигуры определяет цвет, выпавший на игровой кости. Важно чтобы чаще совпадал цвет на кости и цвет оригинала, т.к. учитывается количество ходов.
Урок 3. Формирование и развитие способности понимать и воспроизводить одновременно несколько заданий.
Упражнение «Архитектор»
Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющим желобом из Набора игровых средств № 6.
Процедура проведения: Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу, используя только 6 перекрестков (3 с круглыми и 3 с прямыми пазами), таким образом, чтобы перекрестки образовывали узор «Клевер». А теперь сам составь задание правила, по которым будешь его выполнять и сделай.
Урок 4. Формирование навыка счета.
Упражнение «Панно»
Материалы: доска-основа из Набора игровых средств № 11, 5 стержней и 5 фишек различного цвета, 4 бусины различного цвета из Набора игровых средств № 11 .
Процедура проведения: Педагог выстраивает из стержней, с надетыми бусинами и фишек различного размера и цвета определенный рисунок на своей половине доски-основы. Ребенку дается задание: «Подсчитай общее количество стержней и фишек, отдельно стержней и фишек, бусин по цвету, размеру». Ребенок должен ответить на ряд вопросов: «Сколько всего стержней и фишек? Сколько стержней и фишек по отдельности? Каких фигур красного цвета больше? Каких фигур больше – красных или фишек? Каких фигур одинаковое количество?».
Упражнение «Собери фигуру»
Материалы: доска-основа, большой квадрат, восемь маленьких прямоугольников, четыре больших прямоугольника, два больших треугольника, четыре маленьких треугольника, четыре маленьких квадрата из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: На доску-основу педагог кладет большой квадрат. Ребенку дается задание: «Сделай такой же квадрат из маленьких прямоугольников, из больших прямоугольников, из больших треугольников, из маленьких треугольников, из маленьких квадратов. Посчитай, сколько у тебя получилось больших квадратов? Посчитай сколько у тебя маленьких прямоугольников, больших прямоугольников? Посчитай, каких прямоугольников больше – маленьких или больших, каких треугольников больше – маленьких или больших?»
Урок 5. Формирование и развитие представления о геометрических формах способах их изменения, способности к классификации.
Упражнение «Счет по Пиаже»
Материалы: доска-основа, 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольников из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Педагог выкладывает на доску фигуры: 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольника. Затем задает ребенку вопросы:
1) Сколько здесь треугольников, прямоугольников?
2) Сколько фигур синих, красных?
3) Каких фигур больше:
а) красных или прямоугольных;
б) синих или треугольных;
в) красных или треугольных;
г) синих или прямоугольных?»
Упражнение «Домик»
Материалы: доска-основа, два одинаковых набора состоящих из: 4-х красных больших прямоугольника, 4-х зеленых маленьких прямоугольников, 1-го маленького желтого квадрата с нарисованным в середине красным кругом, 1-го большого синего треугольника из Набора игровых средств № 2
Процедура проведения:
Педагог строит на своей половине доски «домик» из фигур разного размера, формы и цвета: «фундамент» - 4 красных больших прямоугольников, «стены» - по 2 зеленых маленьких прямоугольника сбоку, 1 маленький квадрат с нарисованным в середине кругом (окно), «крыша» - 1 большой синий треугольник.
Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать: на своей половине доски ты должен сделать точно такой же «домик» из тех деталей, которые у тебя есть». Ребенок должен сделать точно такой же «домик», состоящий из аналогичных элементов, расположенных в соответствии с образцом. В процессе работы ребенок называет все элементы, с которыми работает по цвету, размеру и форме.
Упражнение «Сколько нас?».
Материалы: доска-основа, четыре зеленых треугольника, четыре красных треугольника из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Педагог просит ребенка выложить на доску три красных треугольника в ряд. Под ними положить столько же зеленых. Затем задается ряд вопросов: «Чем отличаются фигуры в двух рядах? Что нужно сделать, чтобы в первом ряду треугольников стало меньше? Сколько треугольников стало? На сколько больше фигур в верхнем ряду? Что нужно сделать чтобы их стало равное количество?»
Урок 6. Развитие навыка сравнения, сформированности представлений о понятиях «больше», «меньше», «столько же».
Упражнение «Разные фигуры»
Материалы: доска-основа, два комплекта, состоящие из 2-х маленьких синих прямоугольников, 2-х маленьких желтых квадратов с нарисованным внутри красным кругом, 1-ого большого зеленого прямоугольника, 1-ого маленького желтого квадрата из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Педагог выкладывает фигуру на доске-основе и дает задания ребенку: «Построй точно такую же фигуру, как у меня на своей половине доски. Выложи под моей фигурой такую же. Сколько у тебя всего получилось фигур? Сколько у меня? У кого больше? У кого меньше? На сколько? Сколько фигур у нас вместе?»
Урок 7. Развитие пространственной ориентации
Упражнение «Перевертыши»
Материалы: доска-основа, разделенная на 2 части по вертикали, 2 одинаковых набора фигур (один – для педагога, другой – для ребенка). В каждом наборе по 6 фигур разных цветов и формы (2 красных маленьких треугольника, 2 маленьких зеленых прямоугольников, 2 маленьких синих прямоугольников) из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: На левой части доски-основы в верхнем углу педагог собирает узор из 6 фигур своего набора. Второй набор фигур педагог предоставляет ребенку и дает задание: «Посмотри внимательно на то, как расположен мой узор. Собери такой же узор из этих фигур и расположи его так же, как у меня, только на своей части доски».
Упражнение «Самая лучшая дорога»
Материалы: набор пластин с фигурными и прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.
Процедура проведения: Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу как можно длиннее, без тупиков, используя пять поворотов».
Урок 8. Развитие представлений о симметрии.
Упражнение «Лучший рисунок»
Материалы: доска-основа из Набора игровых средств № 11, 6 фишек красного и 6 фишек синего цвета.
Процедура проведения: На доске-основе педагог выкладывает узор из фишек в левом верхнем углу доски-основы на своей половине. Ребенку дается инструкция: «Посмотри внимательно на узор и сделай такой же (после выполнения каждого задания на доске остается только образец педагога): в верхнем правом углу моей половины доски, левом нижнем углу моей половины доски, правом нижнем углу моей половины доски, в левом нижнем углу своей половины доски, в правом верхнем углу, правом нижнем углу».
Урок 9. Развитие умения соотносить предметы и детали в пространстве.
Упражнение «Пёстрые ряды»
Материалы: доска-основа из набора игровых средств № 11, 20 стержней различного цвета и размера, 20 бусин различного цвета (соответствующего цвету стержней) из Набора игровых средств № 11.
Процедура проведения:
Педагог выстраивает из стержней различного размера и цвета определенный рисунок своей половине доски-основы. На каждый стержень надевается бусина, соответствующего стрежню цвета. Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать: на своей половине доски ты должен сделать точно такой же рисунок как у меня, используя такие же по размеру и цвету стержни и бусины. При этом ты должен соблюдать правило: стержни ты должен ставить правой рукой, а бусины надевает левой рукой.
Урок 10. Развитие мелкой моторики
Упражнение «Осторожный пешеход»
Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами из Набора игровых средств № 6. Можно использовать построенную в предыдущем задании дорогу или построить новую.
Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:
- вести по дороге указательным пальцем правой руки;
- вести по дороге указательным пальцем левой руки;
- вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;
- одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
- «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
- «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в игровой деятельности - как средство целостного развития и коррекции зрительных нарушений у дошкольников.
Презентация опыта работы дошкольного учреждения....
Игрушка как средство психологического развития личности дошкольника.
Сообщение содержит материал полезный для родителей....
"Мультстудия, как средство развития и коррекции речи дошкольников"
Современные технологии в помощь коррекционному педагогу...
Методическая разработка: «Мяч - в психологическом развитии и коррекции. Практический опыт».
. Актуальность. Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по мн...
«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»
laquo;Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»...
Организация предметно-развивающей среды группы, как средство развития и коррекции речи дошкольников
моспос...
«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»
использование мультфильмов в образовательнй деятельности...