Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике на тему
Направления абилитации ребенка с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abilitatsiya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью
В ходе организации процесса абилитации детей раннего возраста с нарушением интеллекта особенно важна необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: учитель-дефектолог, специальный психолог, учитель-логопед, специалист лечебной физкультуры и т.д.
Отечественный и зарубежный опыт абилитации детей со сложными нарушениями развития представлен в работах таких авторов, как: А.В. Апраушев, Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, Е.Л. Гончарова, А.А. Катаева, Р.А. Мареева, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, И.А. Соколянский, В.Н. Чулков, Ю.А. Якимова, А.В. Ярмоленко.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах ранней помощи, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
Успешность абилитации детей в большой степени зависит от ранних сроков начала работы, от непрерывности комплексного воздействия.
При разработке программы ранней абилитации детей с умственной отсталостью важно опираться на следующие принципы:
- ориентация на индивидуальные потребности конкретного ребенка с интеллектуальной недостаточностью на достижение конкретных целей при разработке индивидуальных планов абилитации;
- планирование и разработка индивидуальных программ абилитации при активном участии семей воспитанников с умственной отсталостью;
- систематический контроль за выполнением планов абилитации и их своевременная корректировка в случае необходимости;
- применение мультидисциплинарного и командного подхода в абилитационной работе с умственно отсталыми детьми;
- стимулирование развития речи, моторики, восприятия, перцептивных действий, предметной деятельности путем создания комфортной и адаптивной развивающей среды.
На последнем моменте хотелось бы заострить особое внимание, говоря о раннем развитии детей с умственной отсталостью.
Важно создание среды, которая стимулирует собственный внутренний процесс развития ребенка. Ориентированные на развитие специалисты также рассматривают окружающую среду как нечто активное и постоянно взаимодействующее с развивающимся ребенком. Специалист, обладающий знаниями этапов развития ребенка, может бережно модулировать изменения внешней среды, необходимые для развития умственно отсталого ребенка.
Жан Пиаже описал универсальную последовательность развития в шести сенсомоторных сферах: постоянство объектов, координация средств и целей, пространственные способности, причинная связь, подражание и соответствующее использование предметов. Эти навыки, обычно обретаемые в течение первых двух лет, представляются необходимыми для мышления. Координация средств и целей – использование человека или предмета для достижения цели и причинная связь – понимание того, что люди могут стать причиной происходящих событий, приводит к формированию понятий, которые играют ключевую роль в удовлетворении собственных потребностей и потребностей окружающих. Способность «правильного использования предметов» – знание о том, что определенные предметы используются определенным образом приводит к символизму, необходимому для овладения языком и другими знаково – символическими системами. Знания о пространственном мире нужны для повседневного ориентирования в окружающем мире. Постоянство объектов внешнего мира также является важным фактором разумной психической жизни.
Сенсомоторные навыки, описанные Пиаже, могут подлежать раннему вмешательству, в исследовании Кана выявлено, что обучение умственно отсталых детей в одной сфере может распространятся и на другие сферы функционирования. Это подтверждает значение концепции Пиаже для программ абилитации умственно отсталых детей.
Для осуществления программ абилитации ребенка с умственной отсталостью важным направлением является работа с семьей. С точки зрения раннего вмешательства, взаимодействия между матерью и ее умственно отсталым ребенком имеют большое значение, так как существует необходимость вовлечь в этот процесс мать как основного терапевта для ребенка. Целью абилитационных программ является усиление функции раннего взаимодействия на нескольких уровнях. Во – первых, помочь матерям получить удовольствие от своего ребенка, пережить радость материнства, часто отвергаемую матерями умственно отсталых детей. Во – вторых, повысить роль матери как чуткого наблюдателя своего ребенка. В третьих, упражняют взаимодействия, которые приносят взаимное удовольствие матери и ребенку (развивающие чувство действенности), и разъясняют развивающий смысл этих взаимодействий. В четвертых, концентрируют способности матери производить действия, способствующие развитию ребенка.
Работа с детьми раннего возраста в основном направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития. При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....
Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".
Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью легкой степени
Индивидуальный образовательный маршрут...
АОП для ребенка с умственной отсталостью (ранний возраст)
АОП для ребенка с умственной отсталостью (синдромом Дауна)...
Развитие речи ребенка с умственной отсталостью.
Представлен проект по развитию речи ребенка с умеренной умственной отсталостью " Раз словечко, два словечко"...
Конспектиндивидуального занятия по развитию речи с умственно-отсталым ребенком. Тема : « Овощи. Огород»(помидора,огурец).
Обогащение и активация словаря по теме "Овощи.Огород"....
Организации опытно-экспериментальной деятельности у детей раннего возраста с легкой умственной отсталостью
Ребенок рождается исследователем. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становится ...