Организации опытно-экспериментальной деятельности у детей раннего возраста с легкой умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике
Ребенок рождается исследователем. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становится его представление о мире и успешнее деятельность, формируется устойчивый интерес к окружающим его людям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организации опытно-экспериментальной деятельности у детей раннего возраста с легкой умственной отсталостью.
Зайцева Любовь Владимировна
воспитатель МБДОУ № 9
Ребенок рождается исследователем. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становится его представление о мире и успешнее деятельность, формируется устойчивый интерес к окружающим его людям, предметам, объектам. Огромную роль в этом, на мой взгляд, играет элементарное экспериментирование, так как в процессе него ребенок эмоционально вовлечен в активную деятельность с игрушками, предметами, веществами. Каждый эксперимент предполагает наличие результата, а для того чтобы его достичь ребенку необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр воспитанники осваивают способы обследования предметов, развивается мелкая моторика, обогащается словарь. Незаменимы они для развития активной речи. Проводя опыты, я своими действиями помогаю ребенку включиться в диалог доступными для него средствами (движениями, мимикой, жестами, словами), развиваю понимание речи взрослого.
Дети с легкой умственной отсталостью имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
Но по своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Поэтому в ходе игры-экспериментирования обязательно создаю условия, предоставляющие ребенку эту возможность. Развивая навыки самостоятельности, придерживаюсь следующих правил: поручения, которые я даю детям, соответствуют возрасту; не выполняю за ребенка то, что он может сделать сам; помогаю только тогда, когда вижу, что без помощи взрослого ребенку не справиться; стимулирую попытки самостоятельных действий, используя похвалу; не критикую действия ребенка.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования), созданный в группе обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В центре находиться все необходимое оборудование для проведения экспериментирования (глина, песок, камушки, ракушки, шишки, листья, крупы, магниты, лупы, увеличительные стекла, мерные емкости, ситечки, воронки, схемы и.т.д.).
Организуя экспериментирование с детьми, придерживаюсь следующих правил: все опыты адекватны возрасту детей, связаны с окружающей действительностью; материалы для экспериментирования доступны каждому; предусматриваю вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами. Планирую экспериментальную деятельность 1 раз в неделю и чаще. Тематика может исходить как от взрослого, так и от ребенка. Количество участников варьируется от 1 до 6-7 детей. Длительность в зависимости от содержания и заинтересованности детей от 3 до 10 минут. Игры-эксперименты организую во время режимных моментов. Провожу их в игровой форме, создаю проблемные ситуации, использую сюрпризные моменты, жизненные ситуации.
Любимая забава детей - это игры и эксперименты с водой и песком. Организуя эксперименты с водой, уже познакомила детей с тем, что вода жидкая, может быть теплой или холодной, может литься, а может брызгать, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Вода хорошо отмывает грязные руки, в ней можно постирать испачкавшиеся вещи. Переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой – формируют способность к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет, потому что мы дуем на воду; вода разливается на столе, ее можно вытереть бумажной салфеткой, но она быстро намокает, удобнее вытирать тряпочкой, предлагаю детям вытереть воду, показываю, как это нужно делать, учу выжимать тряпочку. Зимой познакомила детей со свойствами снега. Для детей было открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчики становится мокрым, также он тает в теплой комнате; если снег мокрый, из него можно лепить.
Для того чтобы познакомить детей со свойствами песка предлагаю им пересыпать песок из ладошки в ладошку, закапывать в него мелкие игрушки, просеивать через сито, поливать его водой, делать дорожки, рисовать на песке пальчиками, оставлять следы ладошками или делать отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр - экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или мокрый, приходят к простейшим открытиям: мокрый - можно слепить куличики, сделать дорожку, он пачкает руки; сухой - сыпется через сито, из него нельзя лепить, если песок просыпался на стол, его можно смести щеточкой или вытереть мокрой салфеткой.
Мои воспитанники очень любят рассматривать иллюстрации в книгах и очень часто, вследствие несформированности движений, их рвут. Для того чтобы познакомить детей со свойствами бумаги и научить детей бережно обращаться с книгами, провела серию игр-экспериментов. Теперь дети знают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони; она не тонет в воде в отличие от камней; бумага может быть тонкой и толстой; салфеткой можно промокнуть воду; из бумаги можно сделать кораблик, он плавает в воде; бумагу можно смять или порвать. Они знают, что если сильно потянуть за страницу книги, она может порваться, а если вдруг книга порвалась, ее можно отремонтировать, заклеить. Они с большим удовольствием помогают это делать: подают полоски бумаги, помогают намазывать клеем, прижимают их пальчиками.
Особенностью раннего возраста является то, что запомнить что-то дети могут только после многократных повторений, поэтому всегда рассказываю родителям о том, чем мы занимались и прошу провести такие же эксперименты дома. Для того чтобы заинтересовать родителей, оформила подборку игр-экспериментов, которые можно провести в домашних условиях, предложила для просмотра видеозарисовки наших опытов. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для того, чтобы дети увлечённо занимались экспериментальной деятельностью, необходимо взрослому стать участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.
Анализируя свою деятельность, на сегодняшний день могу отметить следующее: в процессе участия в играх-экспериментах дети приобрели определенный жизненный опыт, они знают, что если сильно открыть кран во время мытья умывания, можно облить одежду, пол и будет скользко, воду можно вытереть тряпкой; знают, что вода может обжечь, может быть грязной; снег грязный, его нельзя брать в рот, он может растаять и намочить варежки, если это случилось, их нужно высушить на батарее; если песок не лепится, то надо взять лейку и полить его. Они эмоционально включаются в действия с игрушками, интересуются окружающими предметами, самостоятельно обследуют их, используя те приемы, с которыми познакомились во время игр-экспериментов. Знания и умения, приобретенные в процессе игр-экспериментов, дети переносят в самостоятельную игру (вода льется - наливают чай; бумагу можно смять – делают и бросают шарики (играют в «снежки» и т.д.).
Использование игр – экспериментирований в работе с детьми с нарушением интеллекта позволило повысить познавательный интерес и положительное отношение детей к объектам неживой природы. Дети научились быть внимательным к тому, что их окружает, слышать, ощупывать и осязать, самостоятельно фиксировать в слове свои наблюдения и действия, рассказывать о своей деятельности с объектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""
Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)
особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с уо...
Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"
Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошк...
«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...