Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР является дидактическая игра.
Ключевые слова: дидактическая игра, речевые навыки, эффективность, игровые методы, коррекционное воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Аннотация. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР является дидактическая игра.
Ключевые слова: дидактическая игра, речевые навыки, эффективность, игровые методы, коррекционное воздействие.
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе педагогов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами, но и с педагогами, и с родителями. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР.
Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка[5;c.56].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Значение этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
Краткий анализ двух наиболее фундаментальных систем дошкольного воспитания, построенных на дидактических играх (Фребель и Монтессори)[6;c.157], показывает, что предоставление ребёнку полной свободы и самостоятельности в действиях с дидактическим материалом может так же лишить ребёнка собственной активности, как и превращение его в преемника воспитательных воздействий и указаний взрослого. Полное устранение взрослого от процесса дидактической игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Поэтому чрезвычайно важно определить специфику участия взрослого в дидактической игре, его основные функции.
В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (и это главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлеченностью[2;c.73].
В игре ребенку предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения должны проводиться в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям.
Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют.
Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.
Коррекционное воздействие осуществляется различными методами.
Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственной способности, поведения и личностных качеств.
Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
На каждом из этапов коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельность старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.
Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому задания, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза обучение чтению, развитие речи, преподается в игровой форме.
Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:
- дидактическая игра должна опираться на программный материал;
- дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактического);
- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
- пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными;
- условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Систематизированные дидактические игры и игровые приемы направлены на развитие речи и обучение чтению детей, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфии (нарушение письма), дислексии (нарушение чтения)[1;c.25].
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, нахождение антонимов, синонимов и слов, сходных по звучанию[3;c.64].
Обучение чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита. Эта знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций. Особенно важен вопрос смыслового чтения. Часто из-за механического чтения ребенок не понимает ничего из прочитанного. Из-за этого процесс обучения чтению становится не только тяжелым для обучающего, но и трудным, малопонятливым и, следовательно, неинтересным. Поэтому система обучения чтению, содержащая игры, может сделать этот процесс не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.
При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Когда взрослый говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким образом ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, но, если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя почти наравне со взрослыми.
Благодаря активной форме участия дошкольников в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имеющих место в игре, что соответствует данным психологии. Согласно этих данных у ребенка остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит; 50%-из того, что он видит; 90%-из того, что он делает самостоятельно[4;c.95].
Дидактическая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.
В работе дидактические игры могут использоваться воспитателями речевых групп, логопедами ДОУ, а также родителями.
Примеры дидактических игр по развитию лексического строя речи.
ТЕМА «ОВОЩИ,ФРУКТЫ,ЯГОДЫ».
1. «День рождения зайца».
Детям пришло приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».
2. «Таинственный мешочек».
Детям предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет дарить зайцу. Для игры можно применять настоящие овощи.
3. «Повар».
Дети делятся на команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового, варенья и т.д.).
Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.
ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ».
1.Журналист. Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон и он отвечает на вопросы журналиста. В руке педагога тоже микрофон.
План вопросов:
- Что это? (Головной убор …).
- Из каких частей состоит?
- Какого цвета?
- В какое время года носят?
- Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
2. «Кто во что одет».
Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющиеся у того или другого ребёнка. Например: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без карманов». Детей в процессе игры можно «фотографировать».
3. «Остановки».
Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней, летней и т.д.).
4. «Разложи по полочкам».
Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда.
Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.
Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку». «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».
ТЕМА: «ПОСУДА».
1. «Столовая».
На ребёнка одевается фартук, косынка и т.д.
На столе расставлена игрушечная посуда, ребёнок сервирует стол к приходу гостей. (Приходит кукла, игрушки или дети).
Педагог задаёт вопросы: «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.
Дети помогают перечислять посуду, а ребёнок -«официант» ставит на стол названные предметы.
2. «Разложи продукты по своим местам».
Цель: развитие навыков словообразования.
1 вариант. Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.
Педагог спрашивает детей о том, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.
2 вариант. Педагог обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
ТЕМА: «МЕБЕЛЬ».
1. «Котёнок».
Педагог показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Педагог прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле». «Котенок в шкафу» и т.д. Затем педагог тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит задание, педагог спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения.
Например: «Что сделал Саша?» – «Саша посадил котенка под стул».
«Что сделала Маша?» – «Маша вытащила котенка из-под стула».
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ».
1. «Для чего используется транспорт?»
На столе находятся игрушки: самолёт, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь и т.д.
В гости к детям приходит старик Хоттабыч (кукольный персонаж). Педагог обращает внимание на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.
Пример ответа: «Эта машина – скорая помощь. На ней перевозят больных». «Эта машина – самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».
ТЕМА: «ПРОФЕССИИ».
1. «Угадай мою профессию».
Ребёнок отбирает на столе предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.
ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ».
1. «Театр».
Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.
Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).
Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
2. «Кто домашний, а кто дикий?»
Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» («Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать животное правильно, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.
3. «Звери заблудились».
На доске картинки с изображением («Дом», «Лес»).
Детям раздаются картинки диких и домашних животных.
Они подходят к доске по очереди.
Образец речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в лесу. Дикое животное».
ТЕМА: «ПТИЦЫ».
1. «Угадай, кто улетел?» Выставляются картинки с изображениями птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка. Дети отвечают, какая птица улетела.
2. «Кто прилетел к кормушке?»
Один ребёнок описывает плану, остальные догадываются, о ком едет речь.
План рассказа:
- Кто это?
- Какие части тела у неё есть?
- Домашняя или дикая эта птица? (Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).
- Как называется её дом?
- Чем питается?
- Как называют детенышей?
- Как подает голос?
- Какую пользу приносит?
Перечисленные игры могут дополняться и видоизменяться.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 2008.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М.: Айрис-пресс, 2008.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- М.: «Союз», 2011.
- Спиваковская А. С. Время играть.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Селивестров В. И. Игры в логопедической работе.- М.: Просвещение, 2007.
- Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика.- Екатеринбург: «АРД ЛТД», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"
Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения п...
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...
Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Из опыта работы учителя-логопеда...
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...