Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение ЦРР – детский сад №173
Методическое объединение учителей-логопедов
Железнодорожного района
Доклад для учителей-логопедов от 04.02.12 г.
Тема: Дидактическая игра как основной
метод обучения чтению в группах для детей
с ОНР и ФФН.
Провела:
Учитель-логопед Махмудова Г.А.
Самара
2012 г.
Тема: Дидактическая игра как основной
метод обучения чтению в группах для детей
с ОНР и ФФН.
Дети в старшей и подготовительных группах детского сада с речевыми нарушениями имеют следующие особенности:
• звукопроизношение нарушено;
• фонематическое восприятие (различение на слух близких по произношению звуков) не сформировано;
• слоговая структура слова (сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении) нарушена;
• словарь бедный с преобладанием существительных и глаголов;
• речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушением согласования слов предложении);
• в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.
Такой характер нарушений соответствует III уровню ОНР по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной.
Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.
Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом у дидактической игры две цели:
• обучающая – которую преследует взрослый;
• игровая, ради которой действует ребенок.
Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания, направленные на формирование навыка звукового анализа и синтеза. Обучения чтению, развитие речи должны даваться в игровой форме.
Дидактические игры должны быть построены по следующим принципам:
• Д/и должна опираться на программный материал;
• Д/и должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
• назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;
• пособия, используемые логопедом и воспитателями при проведении Д/и, должны быть внешне привлекательными;
• условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Дидактическая игра должна быть основным методом при обучении чтению в группах для детей с ОНР и ФФН.
Процесс обучения чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении. Особенно важен вопрос смыслового чтения, так как часто ребенок механически соединяет буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, не понимая при этом ничего из прочитанного. Часто из-за этого процесс обучения чтению становится не только тяжелым для обучающего, но и трудным, малопонятным и, следовательно, неинтересным для обучаемого.
Поэтому система обучения чтению должна строится с учетом ведущей деятельности возраста, каковой является игровая деятельность. Используя Д/и можно сделать процесс обучения чтению, навыкам смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.
Игры, используемые при обучении чтению систематизированы в зависимости от целей обучения. Они разделены на следующие блоки:
I. Игры на подготовительном этапе – при обучении навыкам звукового анализа и синтеза.
В этот блок входят следующие игры:
1. «Звуковая линейка» - «Киндер-сюрприз» ходит в гости к определенному звуку слова;
2. «Песенки звуков» - сказки о том, как звуки ходили к друг другу в гости [к] [о];
3. «Измени слово» (кот – кит);
4. «Цепочка изменений» (дачка-пачка-почка-точка и т. д.);
5. «Строители» - собирать и разбирать слово по звукам кот – [к]-[о]-[т];
6. «Составь схему»;
7. «Звуковой мячик» - взрослый кидает мячик с вопросом, а дети возвращают с ответом;
8. «Ловушка» - характеристика согласного звука;
9. «Подбери словечко» - по схеме.
II. Д/и на этапе обучения слогоделению
1. «Сломанный телевизор»;
2. «Хлопки»;
3. «Прошагай слово»;
4. «Посели слово»;
5. «Строители»;
6. «Отыщи картинку»;
7. «Ударный слог».
III. Д/и на этапе обучению чтению.
1. «Учим буквы в стихах»;
2. «Техники» - «Ремонтируем» сломанные буквы;
3. «Одинаковое – разное»;
4. «Узнай букву»;
5. «Распутай буквы»;
6. «Зеркало»;
7. «Слоговые таблицы»;
8. «Допиши»;
9. «Допиши словечко»;
10. «Восстанови словечко»;
11. «Лото»;
12. «Исправь словечко»;
13. «Придумай словечко»;
14. «Собери словечко»;
15. «Допиши предложение»;
16. «Исправь предложение»;
17. «Составь предложение».
В результате такой работы дети с нарушениями речи достаточно быстро овладевают навыками смыслового чтения. И только после этого ставится задача улучшения техники чтения, чем и занимается школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-326174-1508582263.jpg)
Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440102-1398269993.jpg)
Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста
Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-630128-1430759309.jpg)
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818352-1474396667.jpg)
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Из опыта работы учителя-логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-996081-1516036008.jpg)
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1232366-1585554007.jpg)
Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"
Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи...