Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО.
статья по коррекционной педагогике на тему
В России большое внимание стало уделяться работе с детьми с ОВЗ. В статье кратко описывается, как сопровождают детей с ОВЗ специалисты ДОУ в Сургутском районе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_doo.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания и они могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
Известно, что дети с нарушениями развития по характеру первичного нарушения могут быть условно разделены на следующие категории:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья особые образовательные потребности, а именно:
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения;
- продолжать образование - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки дошкольного и школьного возраста;
- Обеспечить комплексное медико-психололго-педагогическое сопровождение - потребность в участии квалифицированных педагогических кадров (специальных психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных работников, врачей разных специальностей и др.);
- обеспечить взаимодействие семьи и образовательной организации.
В Сургутском районе дошкольные образовательные организации посещают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, из них:
дети-инвалиды – 42 ребенка;
дети с нарушениями в развитии – 231 ребенок;
дети с нарушениями речи около 2000 детей.
В районе функционируют 4 дошкольных образовательных организации комбинированного вида.
В дошкольных образовательных учреждениях уже давно предприняты конструктивные шаги по решению образования детей с особыми образовательными потребностями.
Работают логопедические пункты, консультативные пункты.
С детьми данной категории ведут работу специалисты: учителя – логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях комбинированного вида осуществляется в соответствии со специальными комплексными коррекционными, адаптированными программами обучения и воспитания, в специально оборудованной предметно-развивающей среде.
- Коррекционная работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, учитывает индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.
- Разработаны Программы сопровождения детей с ОВЗ.
Для продуктивного решения коррекционных задач в группах оборудованы кабинеты специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В них представлены: учебная зона для подгрупповой работы, центры речевого, креативного, сенсомоторного и развития.
Игровое пространство групп представлено развивающими центрами по основным видам деятельности детей.
Оборудовано сенсорно-стимулирующее пространство.
Бассейн, физкультурный зал, оснащены современным разнообразным оборудованием.
Результатом совместной деятельности дошкольных образовательных организаций с родителями (законными представителями) воспитывающими детей с ОВЗ, является 100% их включенность в единый процесс: воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий. Используются разнообразные формы и методы работы с родителями (законными представителями). Родители и обучающиеся являются активными участниками мероприятий разного уровня.
Высокая результативность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях комбинированного вида проанализирована и подтверждена результатами обследования выпускников данных групп специалистами психолого-медико- педагогической комиссии Сургутского района.
Чем раньше для детей с ограниченными возможностями здоровья будут применены специальные методы и приемы педагогической коррекции имеющихся у них отклонений развития, тем успешнее будет их социализация, будущее их семей, а значит, и будущее нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...
«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Консультация для воспитателей ...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...
Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного комплекса.
Модель коррекционно – развивающей деятельности....