Инклюзивное образование –вызов современности
презентация по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и, шире, как траектория развития гуманистического общества. Но до сих пор в нашем районе проблема доступности любого образования наиболее сильно затрагивала жизненные интересы социальной группы детей с ОВЗ. И в большинстве случаев ребенок с ОВЗ в системе образования рассматривался как проблема и находился на стыке интересов родителей «особенного» ребенка и самой системы образования, которая не была способна предоставить ребенку полноценное включение в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование –вызов современности
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вслед за этим, 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина качественного образования, независимого от каких бы то ни было внешних факторов.
Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного непрерывного обучения.
Именно либерализация системы образования, которая расширят права учащихся и их родителей, как равноправных участников образовательного процесса и декларирует гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей, создает многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса. Подтверждением тому является опыт наших коллег из других районов Республики Татарстан . Данный опыт был нами изучен и адаптирован под наши конкретные условия и детей. Также сильным стимулом к внедрению инклюзии стало стремление отдельных родителей к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и, шире, как траектория развития гуманистического общества. Но до сих пор в нашем районе проблема доступности любого образования наиболее сильно затрагивала жизненные интересы социальной группы детей с ОВЗ. И в большинстве случаев ребенок с ОВЗ в системе образования рассматривался как проблема и находился на стыке интересов родителей «особенного» ребенка и самой системы образования, которая не была способна предоставить ребенку полноценное включение в образовательный процесс.
Т.е. ребенок с ОВЗ для ДОУ, для управления образованием рассматривался как проблема потому что:
- ребенок отличается от других детей (так называемой группы нормы)
-он имеет особые потребности (нуждается в специальной среде, в спец оборудовании, необходим целый ряд специалистов (в зависимости от диагноза))
-ребенок не отвечает требованиям детского сада и не может там воспитываться и обучаться
- и как следствие - ребенок исключается из образовательного учреждения!!!
Но для родителей, которые в силу своей настойчивости, веры в то, что их ребенок сможет обучаться в обычном ДОУ, правдами-неправдами добиваются поступления своего ребенка с ОВЗ в обычный ДОУ, проблемой становится сама система образования в силу того, что:
-образовательная среда не приспособлена для работы с разнообразными детьми
-ДОУ не отвечает потребностям ребенка, не может его обучить
И, как следствие, недоступная среда исключает ребенка из общеобразовательного детского сада.
Таким образом встаёт вопрос: как же встроить детей с ОВЗ в образовательный процесс.
Предлагаем вашему вниманию, наглядно, при помощи так называемых колышек посмотреть стандартное образование, специальное и инклюзивное образование.
Стандартное образование:
-круглые колышки для круглых отверстий
-обычный ребёнок
-обычные педагоги
-обычные ДОУ
- ребенок с ОВЗ остается вне системы образования
Специальное образование:
-квадратные колышки для квадратных отверстий
-особый ребенок
-специальные педагоги
-специальные ДОУ
- и как следствие, - специальные школы или специальные классы для детей с ОВЗ
Как нам наглядно продемонстрировано, в результате интегрированного обучения, терапии. коррекции и реабилитации происходит превращение квадратных колышков в круглые, система при этом остаётся неизменной, ребенок либо адаптируется к системе, либо остаётся для нее неприемлемым.
Инклюзивное образование:
-все дети разные
-все дети могут учиться
-есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол
-адаптация системы к потребностям ребенка
Таким образом, инклюзивное образование создает условия для повышения качества образования в целом и адаптации ребенка с ОВЗ, а следовательно, для приобретения ими навыков личной, профессиональной и общественной деятельности и для полноценной интеграции в социум.
Как же наше ДОУ пришло к идее внедрения инклюзии? Сознаемся, непростым и тернистым путем…
Прежде всего, хотелось бы сказать, что информация о возникновении и развитии разных форм образовательной инклюзии, в нашем ДОУ была получена непосредственно от заведующего как ответ на предложение вышестоящих инстанций, а именно от непосредственного начальника Управления образованием Маняпова Ленара Нурисламовича.
Подготовительные к инклюзии мероприятия состояли для нас из следующих шагов:
- Прежде всего мы изучили спрос на инклюзивное образование органов управления образованием и самих родителей. Это было связано с тем, что у каждого ребенка с ОВЗ существуют определенные диагнозы, каждый из которых требует определенного круга специалистов и сугубо узконаправленного оснащения образовательного процесса. Для нашего ДОУ мы определили круг детей с речевыми нарушениями и детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Далее Исполнительный комитет НМР подготовил соответствующее распоряжение
- На основании этого руководителем ДОУ был приведен в соответствие с действующими нормами законодательства Устав.
- Тарификация сотрудников ДОУ выявила отсутствие необходимых компетенций, предъявляемых к педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
- Что повлекло а собой вызов из декретного отпуска учителя-логопеда для переподготовки по программе дефектологии. На аналогичную программу переподготовки поступил и заведующий нашего ДОУ.
- Параллельно с этим, коллектив нашего ДОУ принялся за составление органиграмм, структурирующих работу узких специалистов (логопеда, дефектолога, учителя татарского языка, учителя английского языка, музыкального руководителя) как между собой, так и с руководством и родителями воспитанников (наши наработки по этому вопросу представлены в папке).
- Подбор программ для работы с детьми с ОВЗ происходил в соответствии с диагнозами детей. Наиболее полно требованиям 2х пришедших к нам детей с аутизмом отвечает программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А., Стребелева Е.А.. Также, в силу того, что в ДОУ пришел ребенок с ОНР 1 вида была пересмотрена использовавшаяся ранее не в полном объеме программа Нищева Н.В Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет) в сторону увеличения объема включения программного материала в образовательное пространство.
- Подбор новых программ и их включение в образовательное пространство ДОУ повлекло за собой адаптацию среды ДОУ к требованиям не только ФГОС и выбранных нами программ, но и учет индивидуальных особенностей детей, претендующих на инклюзию. Например,_для ребенка с ОНР мною (учителем-логопедом) были изготовлены специальные карточки и методические игры для стимулирования речевого развития.
- Все вышеперечисленные шаги позволили нам на данном этапе внедрения инклюзии составить индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в количестве 5ти человек в рамках одного конкретно взятого ДОУ и его материально-технического обеспечения.
Таким образом мы считаем, что на данном этапе внедрения инклюзии в общеобразовательную практику ДОУ нам удалось сделать первые шаги для успешного включения детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство, а именно:
- переоборудование (но не перепланировку или переустройство) детского сада под потребности детей с ОВЗ в плане изготовления необходимого материала.
- Повысить и стимулировать профессиональные установки персонала в отношении детей с ОВЗ
- Обеспечить ДОУ специалистами для работы с «особыми» детьми (В НАШЕМ СЛУЧАЕ - дефектолог)
- Заручиться поддержкой профильных служб и негосударственных организаций, работающих в сфере помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
Обобщая наш опыт внедрения инклюзии, можно заключить, что на момент начала инклюзивной практики, у нас есть в основном стандартные, но ключевые ресурсы – а именно – человеческий капитал, но мы искренне надеемся, что нам удастся не только удовлетворить потребность родителей, органов управления образованием, а в первую очередь детей с ОВЗ в доступном, качественном образовании без каких либо границ и ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре развития ребенка является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошко...
Названия действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России.
Данная информация заинтересует учителей-логопедов, психологов и дефектологов при составлении нормативно-правовой базы в портфолио....
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России и в Челябинской области, в частности.
Инклюзивное образование. Нормативно-правовые акты....
Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России.
В предоставленном материале указываются Федеральные законы, постановления правительства, приказы Министерства образования и науки РФ, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной...
Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов и социальных педагогов на тему: "Инклюзивное образование:сущность, современные тенденции развития, проблемы"
Коррекционно- образовательная работа в ДОУ...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...