Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России.
статья по коррекционной педагогике
В предоставленном материале указываются Федеральные законы, постановления правительства, приказы Министерства образования и науки РФ, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России; а также региональные нормативные акты по Ростовской области об обучении детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование в России. Нормативные акты. | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Действующие нормативно – правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
I. Федеральные законы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (разработана в соответствии с международными нормами и принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
Статья 17 (Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц).
Статья 43 (Каждый имеет право на образование).
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г. Редакция от 29.06.2015 №176-ФЗ) (о поддержке общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов)
Статья 19 Образование инвалидов (Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Глава 1. Общие положения.
Статья 2 Основные понятия (16)обучающийся с ограниченными возможностями здоровья; 27) инклюзивное образование; 28) адаптированная образовательная программа).
Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (об обеспечении права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования).
Статья 5 Право на образование (о создании необходимых условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и т.д.).
Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации).
Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования).
Глава 2 Система образования.
Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты (об установлении федеральных государственных образовательных стандартов образования в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Статья 17 Формы получения образования и формы обучения (об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и вне организаций).
Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Статья 23 Типы образовательных организаций (о подразделении на типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами).
Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (о предоставлении академического права на: выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; обучение по индивидуальному учебному плану).
Статья 41 Охрана здоровья обучающихся (о создании обучающих организаций санаторного типа).
Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (о психолого-педагогическом консультировании, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятиях с обучающимися, комплексе реабилитационных и других медицинских мероприятий и т.д.).
Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихс.я
Глава 6 Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Статья 59 Итоговая аттестация (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов).
Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении (для лиц с ОВЗ).
Статья 66 . Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (о порядке направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия пребывания в них).
Глава 8 Профессиональное образование
Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (о квотах и праве на приём детей-инвалидов в учебные организации).
Глава 11 Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья ( об общем образовании обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, которое осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам).
Постановления правительства:
4. Постановление правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» от 1 декабря 2015 г. №1297 (о создании условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее – обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений ПМПК).
Приказы Министерства образования и науки РФ:
5. Решение Министерства образования Российской Федерации «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования». «Концепция реформирования системы специального образования» (принятая коллегией министерства образования РФ) от 09 февраля 1999 г. № 3/1 (о совершенствовании дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, специфике психолого-педагогической помощи, основных проблемах и основных направлениях реформирования системы специального образования).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 (об особенностях организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального основного общего и среднего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082 (об основных направлениях деятельности и правах комиссии).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 (требования к структуре, условиям реализации, результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. № 1598 (требования к структуре, условиям, результатам освоения АООП НОО).
11. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 № 1599 (Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Требования к структуре АООП, условиям реализации и результатам освоения АООП).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 г. № 26 (Санитарно-эпидемиологические требования к режимам организаций для обучающихся с ОВЗ, в том числе и при организации медицинского обслуживания таких обучающихся).
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)» от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 (о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк) образовательного учреждения).
14. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 (рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации).
15. Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07 июня 2013 г. № ИР 535/07
16. Письмо Заместителя министра Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 № ИР-535/07
17. Письмо Минобрнауки России "О сохранении сети отдельных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07
18. Письмо Минобрнауки России «Об организации и проведении ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ и формировании предметных комиссий» от 25.02.2015
№ 02-60
19. Письмо Минобрнауки России «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16.02.2015 № ВК-333/07
20. Письмо Минобрнауки России «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015 № ВК-268/07
21. Письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций (лучшие практики инклюзивного образования в РФ)» от 13.11.2015 № 07-3735
22. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК 452-07 «О введении ФГОС ОВЗ (методические рекомендации)» от 11.03.2016 № ВК 452-07
23. Постановление Главного государственного врача санитарного врача российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 г. № 26
24. Разработан и утвержден Приказом Минтруда России профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая дошкольного, начального среднего общего образования) (воспитатель, учитель), (с изм. от 25.12.2014) от 18.10.2013 № 544н
25. Разработан и утвержден Приказом Минтруда профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» от 24.07 2015 № 514н
26. Разработаны проекты профессиональных стандартов «Педагог-дефектолог» и «Тьютор» и размещены на сайте Минтруда России.
Региональные нормативные акты об обучении детей с ОВЗ
(по Ростовской области):
1. Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС.
2. Государственная Программа Ростовской области «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Ростовской области 25 сентября 2013 г. № 596 (с изменениями на 13 декабря 2018 года)
3. Постановление правительства Ростовской области об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования» от 03.06.2015 № 378.
4. Приказ Минобразования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, реализуемого подведомственными минобразованию Ростовской области» от 25.11.2010 № 925 ( о создании условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ).
5. Приказ Минобразования Ростовской области «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 09.06.2016 № 429 (о реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ).
6. Приказ Минобразования Ростовской области «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» от 29.12.2016
№ 859
7.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области "Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов" от 27.06.2014 № 439 (об организации мероприятий по формированию данной сети учреждений).
8. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» от 25.09.2013 г. № 585 (об утверждении государственной программы и контроле за выполнением постановления).
9. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» от 21.12.2017 г. № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре развития ребенка является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошко...
Использование современных педагогических технологий в процессе реализации инклюзивного образования
...
"Государственная стратегия в области дошкольного образования. Анализ стратегических, нормативных, правовых документов регламентирующих развитие дошкольного образования в современных условиях"
Что такое стратегия? Цели и задачи. Нормативные документы регламентирующие деятельность ДОУ....
Названия действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России.
Данная информация заинтересует учителей-логопедов, психологов и дефектологов при составлении нормативно-правовой базы в портфолио....
Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России и в Челябинской области, в частности.
Инклюзивное образование. Нормативно-правовые акты....
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Нормативно-правовые документы МБДОУ, регламентирующие деятельность педагога
Нормативные документы по деятельности педагога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица" - Галуновой Ю.В....