Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи
презентация по коррекционной педагогике
Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_vospityvayushchey_rebenka_s_nr.pptx | 162.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении. На отношение родителей к речевому дефекту детей влияют факторы: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения, и т.д.
Для формирования речи важное значение имеют: - моторное развитие (развитие двигательной сферы); -дифференциация (различение) слухового восприятия; - развитие ориентировки в окружающем; -формирование потребности в общении.
Комплекс медико-педагогических мероприятий: Используется в целях коррекционного воздействия на ребенка с речевой патологией, должен включать следующие аспекты: особый режим; благоприятное отношение; благоприятное окружение; рациональное питание; медикаментозное лечение; психотерапию; логопедические занятия; воспитательную работу.
В условиях специального логопедического учреждения работа с родителями состоит из нескольких этапов: 1. Организационный этап охватывает работу с родителями в период поступления их ребенка на лечение. 2. Обучающий этап, содержанием которого является систематическая работа с родителями детей, имеющих речевую патологию. З. Завершающий этап включает в себя подведение итогов работы с ребенком. 4. Своеобразная диспансеризация ребенка после лечения, т.е. продолжение поддерживающего коррекционного воздействия на семью и на ребенка, имеющего патологию речи. Родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит именно от них.
КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ДОМА: Нежелание ребенка заниматься, может преодолеваться в игровой деятельности с ребенком, в комфортной для ребенка обстановке. С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день. К занятиям по развитию речи необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания, слухового внимания, фонематического восприятия, а позже – на развитие связной речи. Постепенное увеличение занятий. Начинать занятия стоит с 5-7 минут в день, постепенно увеличивая время (до 15-20 минут). Необходимо использовать наглядный материал. Говорить необходимо четко, достаточно громко, повернувшись лицом к ребенку. Во время занятий с неговорящими детьми необходимо пользоваться просьбой «Покажи!». Необходимо поощрять ребенка.
Работа с семьёй, воспитывающей ребенка с билингвизмом Существует три этапа работы педагогического коллектива с семьей ребёнка - билингва: 1. Подготовительно –организационный На первом этапе логопед и воспитатели детского сада: 1. Изучают особенности семьи и семейного воспитания ребенка, через анкетирование и беседы с родителями и ребёнком; 2. Определяют уровень родительской мотивации (на сколько родители заинтересованы в обучение, развитии, воспитании ребёнка); 3. Выявляют потенциальных партнеров ДОУ среди членов семьи для коррекционно-развивающей работы и создают на этой основе систему взаимодействия с семьей; 4. Изучают образовательные потребности и ожидания родителей от ДОУ; 5. Знакомят родителей с особенностями функционирования ДОУ; 6. Разрабатывают и начинают реал изовывать совместно с семьей индивидуальный маршрут помощи ребенку. Продолжительность организационного этапа один месяц.
2. Основной На втором этапе реализуется система работы с родителями в процессе медико - психолого -педагогического воздействия на ребенка-билингва. В ДОУ проводятся групповые и индивидуальные занятия логопеда с родителями, консультации, клубная работа, организуются семинары-практикумы, совершенствуется тактика общения между специалистами ДОУ с семьёй ребёнка – билингва, повышается психолого-педагогическая компетенция родителей по вопросам воспитания ребёнка. 3. Итоговый Работа на третьем этапе зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ или покидает его. При продолжении посещения детского сада логопед и воспитатель анализируют проделанную работу, оценивают ее эффективность, вносят корректировки и планируют будущую деятельность. На протяжении всех этапов ведётся работа: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; Психологическая помощь и поддержка родителей и семьи; Информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ПМПК).
Работа с семьёй, воспитывающей неговорящего ребенка Родителям разъясняют возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболевания, состояние анализаторных систем, особенности раннего развития). Родных и близких готовят к тому, что ребенку может понадобится помощь нескольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога ). Необходимо поговорить об особенностях работы с детьми, так как методика занятий отличается от занятий с говорящими детьми. Родителям рассказывают об основных направлениях работы с ребенком.
Основные направления работы с неговорящим ребёнком Главная задача - установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. 1. Развитие понимания речи 2. Развитие слухового внимания 3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики 4. Побуждение к речевым высказываниям: Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет» Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём) . Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была). 5 . Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).
Работа с семьёй, воспитывающей ребенка с заиканием В основе личностных реакций родителей на заикание детей лежат психические состояния родителей. Интенсивность проявления личностных реакций, таких как: тревожность, чувство собственной вины, растерянность, ощущение полной беспомощности, разочарование, депрессия и утрата надежды после очередной попытки «излечить» ребенка. Под влиянием характера родительской реакции формируется и личная реакция самого ребенка, который часто склонен повторять то, что считают о его заикании родители. В связи с этим необходимо формировать у родителей спокойное отношение к речевым проблемам ребенка .
Рекомендации по общению и работе с ребенком Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Не надо требовать от ребёнка правильной речи , правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливее. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи. Нужно строго соблюдать режим дня своего ребёнка . Ночной сон должен продолжаться не менее 10–11 часов и обязателен дневной сон (2–3 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, а просмотр детских передач сократить до минимума. Не следует перегружать ребёнка впечатлениями . Нельзя создавать напряжённую обстановку в доме : ссоры, скандалы в семье. Ребёнок чутко реагирует на это: переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть не нужно « заласкивать » его, потакать его капризам, наказывать физически. Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам .
Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях(памятка раздаётся каждому родителю): Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать. Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями. Соблюдать правильный режим дня и занятия проводить ежедневно.
Литература Е.Ю.Протасова , Н.М.Родина , З.А.Проскурина . Обучение русскому языку как второму. Методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр «Школьная книга», 2002. – 224 с. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: « Теревинф », 2007. В помощь родителям заикающегося ребенка[Текст]: методические рекомендации /сост. В.А.Кондратенко . –Челябинск: Изд-во Челяб . гос. пед . ун-та, 2015. – 85с. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"
Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях. Представлены формы взаимо...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Консультирование и обучение.
Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...
Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".
В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...
«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»
Презентация опыта работы по теме:«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»Выступление на педагогическом совете коллектива № 43 от 20.01.2...
Психолого - педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.
Поддержка ребенка с нарушением речи требует усилий не только от семьи, но и от педагогов и специалистов. Важно, чтобы эти различные группы работали вместе, обменивались информацией и сотрудничали для ...